Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. "Неудачник" от Sheffield Simplex, 1914

Оглавление

Среди первых образцов бронеавтомобилей, которые были созданы в Великобритании, особо удачных моделей не было – конструкторы экспериментировали буквально с каждой из них. Была среди них и особо неудачная модель – Sheffield-Simplex, о которой я хочу поговорить в этой публикации.

Картинка из прибалтийского журнала, где захваченный "русский" броневик назвали "Иманта". Фотография в свободном доступе.
Картинка из прибалтийского журнала, где захваченный "русский" броневик назвали "Иманта". Фотография в свободном доступе.

История создания

В мирное довоенное время существовала компания Sheffield-Simplex (это название она получила, если не ошибаюсь, в 1908 году, до этого пережила множество переименований и несколько переездов), которая выпускала довольно неплохие автомобили представительского класса. В 1913 году компания создаёт одну из лучших своих моделей, Sheffield-Simplex LA7B 30HP Touring car. Это был красивый и надёжный автомобиль, созданный при содействии Перси Ричардсона, который несколько лет проработал в гиганте Daimler и получил очень хороший опыт работы в области разработки и конструирования различных узлов для двигателей и коробок передач.

И здесь за базу для создания была выбрана настоящая красотка - это и есть Sheffield-Simplex LA7B 30HP Touring car. Изображение в свободном доступе.
И здесь за базу для создания была выбрана настоящая красотка - это и есть Sheffield-Simplex LA7B 30HP Touring car. Изображение в свободном доступе.

Но с наступлением Первой Мировой Войны, Sheffield-Simplex тоже решили подзаработать на этом конфликте – они начали самостоятельную разработку бронеавтомобиля, не имея никакого опыта в этом деле. Это, как я вижу ситуацию, и стало причиной провала компании. Бронеавтомобили Sheffield-Simplex не впечатлили военных британской армии, и их попытались продать на «внешнем рынке» - часть из них закупила Бельгия, но большая часть, после соответствующей модернизации, была закуплена военным министерством Российской Империи. Правда и там они в некотором роде «пришлись не по вкусу» - перегруженное шасси не давало им нормально передвигаться на дальние расстояния, и бронеавтомобили приходилось часто ремонтировать. Но объяснять причины закупок такой ненадёжной машины военным министерством мы не будем – очень скользкая это тема, и не имеющая никакого отношения к данной публикации.

Описание конструкции

Как я уже писал выше, бронеавтомобили компания Sheffield-Simplex начала строить спонтанно, повинуясь желанию подзаработать на государственных заказах. Не имея чёткого понимания того, как проектировать нужно (в принципе, кто бы его имел в 1914 году?), они буквально «на коленке» решили бронировать серийный автомобиль, без чёткого технического задания. А как известно, по одной из интернет-поговорок, «без чёткого ТЗ – результат будет ХЗ». Так оно и получилось.

Корпус и башня

Первую свою ошибку конструкторы Sheffield-Simplex совершили ещё на стадии разработки бронеавтомобиля – они мало того, что взяли серийное шасси от сравнительно лёгкой машины, так ещё и не подвергли его никаким доработкам. В итоге рама корпуса бронеавтомобиля была построена из «лучшего английского ясеня» (!), к которому болтами крепились листы бронированной стали толщиной в восемь миллиметров. Представляете, каким вибрациям подвергались корпуса этих боевых машин? Просто для понимания – четыре тонны веса приходилось на шасси легкового автомобиля с деревянной рамой.

При этом, как я где-то читал, 8-мм бронелисты, из которых состоял внешний корпус бронеавтомобиля, не держал выстрела из револьвера, и по большей части – именно из-за деревянной рамы.

Корпус машины был прямым и достаточно широким. Экипаж состоял из трёх человек – механик-водитель, командир бронеавтомобиля и пулемётчик. Обзорность обеспечивалась через лобовые окна, на которые в боевой обстановке опускался щиток с прорезями смотровых щелей, а также небольших боковых окошек, в бою перекрываемых при помощи заслонок. Первый представленный образец имел открытую крышу «боевого отделения» и шпиль для установки одного пулемёта Vickers с водяным охлаждением. Однако военные такой образец быстро забраковали и потребовали установить пулемётную башню по образу и подобию той, что устанавливалась на бронеавтомобилях Rolls-Royce. Но конструкторы пошли дальше – они установили сразу две одноместные пулемётные башни для большей огневой мощи. Однако не пулемётами едиными – британских военных возросшая огневая мощь впечатлила, а дополнительная нагрузка на подвеску – нет.

Осенью 1914 года бронеавтомобиль Sheffield-Simplex был продемонстрирован военному министерству Российской Империи, которое сочло этот бронеавтомобиль несоответствующим для использования в действующей армии. И самое главное, на что обратили внимание военные – у бронеавтомобиля была всего одна башня (больше же проблем у него не было)! Во время испытаний идея использования бронеавтомобиля в бою настолько впечатлила одного из военных, штабс-капитана Миронова, что он загорелся создать свою машину на базе Sheffield-Simplex.

"Русский" бронеавтомобиль Sheffield-Simplex. Фотография в свободном доступе.
"Русский" бронеавтомобиль Sheffield-Simplex. Фотография в свободном доступе.

И он в одиночку «допроектировал» двухбашенную версию автомобиля, внеся изменения в расположение башен – он разместил их по диагонали, считая, что это увеличит огневую мощь. Но и это не помогло – на вооружение Русской Императорской Армии, вопреки контракту военного министерства, они приняты не были, но их решили использовать в качестве бронедрезин.

Вооружение

Изначально бронеавтомобиль вооружался одним пулемётом Vickers «британского калибра», в двубашенной модификации, соответственно, двумя. Никакого артиллерийского вооружения на Sheffield-Simplex никогда не устанавливалось и даже не планировалось, по причине перегруженности ходовой части. В «русской» версии бронеавтомобили получали, естественно, пулемёты Максим под «русский» патрон, которые выпускались на Тульском оружейном заводе. Характеристики обоих пулемётов практически идентичны, и ни о какой разницы в боевой мощи говорить не приходится.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть

Ещё одной «дурной» идеей конструкторов было то, что они оставили рядный шестицилиндровый бензиновый карбюраторный двигатель от гражданской версии, мощностью всего в 30 лошадиных сил. Его фактически не хватало на то, чтобы двигать почти пятитонную машину, а уж по поводу внедорожных характеристик боевой машины я и говорить не буду. Работающий под огромной нагрузкой 4.7-литровый двигатель «жрал» топливо и масло, что говорится «как не в себя», вдобавок ещё и быстро выходил из строя.

Отдельных слов «благодарности» заслужила подвеска. Не рассчитанная на массы боевых бронированных машин, она не могла обеспечить ни плавного хода, ни проходимости бронеавтомобиля. Сохранился отчёт военной комиссии, на чей суд был представлен бронеавтомобиль:

«…После значительных переделок могут быть использованы, как бронедрезины. Один автомобиль предлагается передать в железнодорожные войска для переделки и испытаний. При наличии подходящих шасси броня их, по-видимому, может быть использована для обычных пулемётных бронеавтомобилей»

И действительно, несколько бронеавтомобилей были направлены в мастерские Коломенского паровозостроительного завода на переделку ходовой части осенью 1916 года. Однако за неимением деталей, которые никто почему-то не спешил ни проектировать, ни изготавливать, машины были возвращены в Петроград летом 1917 года. Грянувшие следом события не позволили довести дело до конца.

Боевое применение

Всего военное министерство Российской Империи оплатило заказ на 61 боевую машину, из которых было поставлено лишь 25 штук, меньше половины. Помешали (а вернее, «помогли») допоставке автомобилей события октября 1917 года – уже полученные машины были «реквизированы» новым правительством России и использованы в качестве боевых машин в ходе Гражданской войны. Повоевать удалось примерно десятку машин – остальные были разобраны на запчасти, две были разбронированы ещё до событий октября.

Впрочем, во время Гражданской войны, бронеавтомобили быстро «кончились» - вышли из строя или же были подбиты, брошены и захвачены интервентами и белогвардейцами. Как минимум, один из них был захвачен латвийской армией, в частях которой он прослужил до начала 30-х годов ХХ века. После этого его судьба неизвестна.

Мобильная радиостанция Sheffield-Simplex в бельгийской армии. Фотография в свободном доступе.
Мобильная радиостанция Sheffield-Simplex в бельгийской армии. Фотография в свободном доступе.

Большую пользу Sheffield-Simplex принесли бельгийским войскам – там они выступали в роли передвижных радиостанций. Всего бельгийской армией было закуплено семь или восемь бронеавтомобилей, которые тоже быстро «кончились».

Заключение

Подобный бесславный путь первых бронеавтомобилей – не редкость в те суровые годы. Но и за то спасибо, ведь на ошибках одних учатся другие – в результате изучения этих ошибок конструкторы научились делать надёжные боевые машины, которые представляли на полях сражений хоть какую-то силу.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!