Драма «В моей смерти прошу винить Клаву К.» (1979), первый фильм режиссёра Эрнеста Ясана, стала по-настоящему сенсационной и в одночасье прославила начинающего режиссёра. Увы, этот же фильм остался самой громкой работой Эрнеста Ясана, последующие его картины не приблизились к такому успеху, хотя Ясан пробовал себя в самых разных жанрах. В 1985 году он представил зрителям экспериментальную для себя ленту — эксцентрическую комедию «Сон в руку, или Чемодан», которую, однако, встретили неоднозначно. Сам режиссёр, представляя фильм, говорил:
«По жанру фильм определён как комедия. Но это не значит, что зритель будет постоянно смеяться. Рядом с чисто комедийными ситуациями соседствуют и лирическая интонация, и сатирический гротеск, и бытовая драма».
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
За комедию Эрнест Ясан взялся впервые. Прежде он создавал драмы и мелодрамы, хотя в предшествующей картине, производственной драме «Дублёр начинает действовать» (1984), уже были некоторые очень тонкие и эпизодические намёки на комедийность. Сценарий Владимира Лобанова привлёк режиссёра яркостью и насыщенностью ситуациями, поэтому, кстати, пересказать сюжет сложно — слишком уж в нём много всего.
Главный герой — молодой журналист Паша Тюрин, только что вернувшийся из армии. Паша отважен и горяч, но ещё он романтик и поэт. Настоящий поэт, у которого готовится к печати сборник. Правда, об этом ещё не знает его возлюбленная Любочка, которая закрутила роман с перспективным красавцем-лётчиком Лёней, пока Паша был в армии.
Но узнав, что у Паши вот-вот выйдет книга, Любочка возвращается к нему, ведь Паша будет знаменитостью, а значит, уже маячат на горизонте жизненные блага. Сам же Паша к благополучию и славе не стремится, ему куда интересней журналистские расследования, пусть рискованные, но зато увлекательные и даже разоблачительные. Любочка ещё не раз переменит мнение относительно кавалеров, Паша будет сражаться с бюрократией и начальством, и это лишь часть сюжета. Остальное смотрите сами в фильме.
Главные роли режиссёр отдал Владимиру Басову-младшему (Паша) и Ирине Малышевой (Любочка). Оба начали сниматься ещё школьниками: первое появление Владимира Басова-младшего в кино состоялось в космической дилогии «Москва-Кассиопея» — «Отроки во Вселенной» (1974-1975), а для Ирины Малышевой дебютом стала подростковая мелодрама «Сто дней после детства» (1975).
Но интересно, что у Владимира, сына знаменитых родителей Владимира Басова и Натальи Фатеевой, фильмография на тот момент была куда более скудной, чем у его партнёрши, у которой протекций, строго говоря, в кино не было.
Кстати, в роли матери Любы появилась сама Наталья Фатеева, а роль её отца, а заодно и редактора, начальника Паши, сыграл Эрнст Романов, которого в комедии приглашали не так уж часто.
Второстепенная, но замечательная роль подруги Любочки Эры Мокроступ досталась Екатерине Дуровой.
Совершенно прекрасная, прагматичная до скептицизма, слегка мрачноватая толстушка Эра с вечным кубиком Рубика в руках — настоящее украшение фильма.
Ещё одна яркая, хоть и тоже второстепенная героиня — корреспондентка Тамара, коллега Паши, дама экзальтированная, в которой удивительно сочетаются наивность и серьёзность. В этой роли — Наталья Мартинсон (в титрах — Ягунова). А ещё одну опытную и взрослую сотрудницу редакции сыграла Ольга Волкова.
Лётчика Лёню сыграл Александр Кузнецов, в роли склонного к выпивке дядюшки Павла — Александр Демьяненко,
а другом Паши, врачом Максом, стал Владимир Ерёмин.
К сожалению, не нашлось информации об актрисе Зое Кратировой, сыгравшей медсестру Женю, чемодан которой попал в название комедии. Для неё это было единственное появление в кино, после съёмок актриса погибла (но подробностей нет).
Снимали «Сон в руку, или Чемодан» в латвийском Даугавпилсе. Натуру выбрал сам режиссёр, и не просто так: для это были родные места, где он родился и провёл детство. Съёмки в Латвии пришлись на лето и осень 1984 года, часть эпизодов сняли в павильонах «Ленфильма», а посреди лета 1985 года комедия вышла в прокат. Любопытно, что тогда же в прокат выпустили и новый фильм Леонида Гайдая «Опасно для жизни!», так что сравнение картин было неизбежно, тем более что и само построение сюжетов в виде постоянно меняющихся ситуаций было сходным. И если на «Сон в руку, или Чемодан» отзывы были смешанными, то комедию Гайдая сразу отнесли к провальным. От себя скажу, что на мой субъективный взгляд обе комедии совсем не так уж плохи, как многие о них говорят.
Лента Эрнеста Ясана «Сон в руку, или Чемодан», безусловно, смотрится немного суетной, хотя в забавности и порой даже комичности ей не отказать. Я, почитав отзывы, была готова к тому, что фильм ужасен, но приятно удивилась во время и после просмотра, потому что лента при всех её недостатках любопытна и занимательна. Соглашусь с журналом «Спутник кинозрителям», отметившим, что:
«…эпизоды комические то и дело сменяются в сюжете ситуациями драматическими, сцены лирические — опять комическими, создавая все вместе ту полноту нормальной человеческой “взрослой” жизни, в которой отнюдь не все сны “в руку”, но которая не становится от этого беднее».
Романтичный блондин-лётчик или шустрый брюнет-журналист?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: