Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, где Андрей Миронов радикально сменил амплуа

Почерк режиссёра Ильи Авербаха узнаваем: персонажи его фильмов — это не герои, совершающие подвиги, а рядовые люди, которые живут самой обычной жизнью. Но именно поэтому ленты Авербаха сразу становились любимыми: в них зрители видели собственные истории. Режиссёр неизменно пытался влезть в душу героев, рассмотреть её и понять, почему они выбирают те или иные дороги и совершают те или иные поступки. Кстати, по первому образованию Илья Авербах был врачом, так что не исключено, что

страсть к психологическому препарированию человека у него сохранилась с той поры.
Кадр из фильма «Фантазии Фарятьева»
Кадр из фильма «Фантазии Фарятьева»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

В 1979 году режиссёр взялся за очередную интеллектуальную мелодраму. Сюжет он подсмотрел в театре: тогда гремел спектакль «Фантазии Фарятьева», который поставил в БДТ Сергей Юрский по пьесе Аллы Соколовой, молодого ленинградского драматурга. Главную роль в спектакле играла только что перебравшаяся в Северную столицу Светлана Крючкова, и Авербах её игру на сцене оценил, но позже, задумав снимать кино, в фильм не позвал. Но вот сама пьеса ему очень понравилась, так что

он сам написал киносценарий и быстро подготовился к съёмкам.
Фото со съёмок
Фото со съёмок

На главную роль, того самого Фарятьева, немного странного, живущего в своём мире мире мужчину, любящего женщину, которая горячо не любит его, режиссёр пригласил Андрея Миронова. Выбор поняли не все:

за Мироновым уже закрепился образ стиляги, пижона, эксцентрика, человека-праздника, который одним появлением приводит окружающих в восторг.

Самому актёру это амплуа поднадоело, он мечтал от него избавиться, и это приглашение пришлось кстати. Авербах хотел, как, впрочем, и всегда, показать изнаночную, глубинную сторону героя, поэтому запретил гримёрам приближаться к Андрею Миронову, а его самого попросил пореже мыть голову.

Фото со съёмок. Андрей Миронов
Фото со съёмок. Андрей Миронов

В итоге на экране мы видим серого, неопрятного, где-то даже непривлекательного мужчину, в котором нет ни капли лоска прежнего Миронова (речь сейчас только о внешности), которые произносит замысловатые речи, озвучивая фантазии.

Кадр из фильма «Фантазии Фарятьева». Андрей Миронов
Кадр из фильма «Фантазии Фарятьева». Андрей Миронов

Одной из основных претенденток на роль Шуры, главной героини, так настойчиво отвергает любовь Фарятьева, была польская актриса Эва Шикульска. С Эвой Илья Авербах познакомился, работая над предыдущей картиной «Объяснение в любви» (1977).

Поговаривали, что между актрисой и режиссёром завязался роман, но ни Илья, ни Эва так никогда и не раскрыли тайну, были ли у них отношения.

Тут лирическое отступление. В интервью, которое Эва давала несколько лет назад, ей задали неделикатный вопрос на эту тему. На что она ответила в духе: «Вы что же, думаете, я буду об этом рассказывать?!». И за такую немодную позицию ей большое спасибо.

Тем не менее от приглашения Эвы в «Фантазии Фарятьева» по разным причинам Авербах отказался. Сыграло роль и то, что на съёмки настойчиво просилась Марина Неёлова, снявшаяся у Авербаха в 1972 году в «Монологе». Марина очень хотела снова встретиться с ним на площадке. И, по чудесному совпадению, играла в спектакле «Фантазии Фарятьева», который поставили в московском театре «Современник». Правда, на сцену она выходила в образе Любы, сестры главной героини Шуры, но в кино видела себя именно Шурой. Так и получилось:

Илья Авербах решил снимать в главной роли Марину Неёлову. Хотя после об этом пожалел.
Кадр из фильма «Фантазии Фарятьева». Марина Неёлова
Кадр из фильма «Фантазии Фарятьева». Марина Неёлова

Марина Неёлова в ленте предстала перед зрителями как женщина, которая страстно, жгуче, всем сердцем не любит мужчину. А вот её сестру Любовь (символично!), которая, напротив, искренне влюблена, сыграла Екатерина Дурова. Екатерина только-только засветилась в кино в эпизодической роли в «Школьном вальсе» (1978), зрители её почти не знали, но это было на руку режиссёру. Он показал нескладную, полноватую, застенчивую девушку с комплексами, но ведь и ей хочется любить и быть любимой! Малоизвестная исполнительна без шлейфа образов идеально сюда подходила.

Сама Екатерина тоже была нелестного мнения о собственной внешности, поэтому и образ был для неё органичен.
Фото со съёмок. Екатерина Дурова
Фото со съёмок. Екатерина Дурова

В «Фантазиях Фарятьева» появились ещё две известные актрисы — Зинаида Шарко (мать сестёр), которая снималась у Авербаха в «Чужих письмах» (1975), и Лилия Гриценко (тётя Фарятьева). Благодаря режиссёру аудитория увидела эдакий женский мир, где всем вроде бы некомфортно, но выйти из него, как из болота почти невозможно.

Фото со съёмок. Андрей Миронов и Екатерина Дурова
Фото со съёмок. Андрей Миронов и Екатерина Дурова

Несмотря на то, что сам Авербах к актёрам относился бережно и старался к ним прислушиваться, на этот раз избежать недопониманий не удалось.

Виновницей раздоров стала, как ни странно, Марина Неёлова, которая так стремилась сняться в фильме.

Позже она признавала, что слишком уж вжилась в роль, слишком отчётливо видела свою Шуру и слишком агрессивно настаивала на этом своём видении. Из-за этого у неё нередко случались стычки с Авербахом. А потом именно из-за горячности на грани агрессивности Неёловой

он отказался снимать её в следующем фильме «Голос», хотя сценарист Наталья Рязанцева (она же супруга Ильи Авербаха) писала сценарий как раз под Марину.

Фильм «Фантазии Фарятьева» многие сегодня считают недооценённым, поскольку в число кинохитов, которые бесконечно крутят по тв, он всё-таик не входит. При этом роль Андрея Миронова в нём называют одной из лучших его драматических ролей и ставят в один ряд с его образом в картине «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Любопытно, что пьеса популярна и по сей день: спектакли «Фантазии Фарятьева» есть в репертуарах самых разных театров. Возможно, каждое поколение пытается уловить красоту момента, его гармонию, которая столь незаметно ускользает, прочувствовать всё то, о чём говорил Фарятьев?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-8

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: