Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Советский ответ «Космической одиссее 2001» Кубрика

Шестидесятые и семидесятые годы - это время космической гонки и эпоха противостояния СССР и США в части покорения дальних миров. Но если Голливуд в то время штамповал фантастические фильмы один за другим, то в Советском Союзе с кинофантастикой было не очень. В 1968 году Стэнли Кубрик выпустил «Космическую одиссею 2001», которая едва ли не сразу стала классикой жанра, а советские кинематографисты по-прежнему не могли и даже не особо пытались снимать картины про космос. Но

после триумфа ленты Кубрика Госкино всё-таки озаботилось космической темой. Было принято решение снять громкий фильм про космос,

эдакий «наш ответ Голливуду». Доверили работу московской киностудии имени Горького, где часто снимали сказки, а значит, там были специалисты по спецэффектам, которые могли бы украсить историю любопытными кадрами. Ну и студия обратилась к режиссёру Ричарду Викторову, хоть и относительно молодому, но уже опытному. Правда, Викторов фантастику прежде не снимал, но это чиновников не волновало. Впрочем, впоследствии выяснилось, что выбор был более чем удачным -

Ричарда Викторова тема увлекла настолько, что позже он снял ещё несколько фантастических лент.
Кадр из фильма «Москва-Кассиопея»
Кадр из фильма «Москва-Кассиопея»

Сценарий заказали плодовитому творческому тандему - Авениру Заку и Исаю Кузнецову. Изначально они написали сценарий, рассчитанный на один фильм, и он походил больше на историю сказочную, чем на фантастическую. Тогда Викторов сам переделал основу, и тогда она приблизилась к фантастической, но заметно растянулась.

Фото со съёмок. Режиссёр Ричард Викторов
Фото со съёмок. Режиссёр Ричард Викторов

Главными героями будущего фильм с названием «Москва-Кассиопея» были старшеклассники, которые отправились в космический полёт. Чтобы найти юных артистов, ассистенты обходили школу за школой, приводили претендентов на пробы и вновь отправлялись на поиски. Отбирали исполнителей несколько месяцев, причём

на каждую роль претендовали по полсотни мальчишек и девчонок.

В итоге отобрали трех девочек и четверых парней, которых потом и увидели зрители.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Конечно же, артисты были в восторге, потому что им предстояло сняться в фильме очень необычном. Но ни они, ни авторы не представляли, через сколько сложностей им придётся пройти. Во-первых, костюмерам постоянно приходилось перешивать костюмы, поскольку

съёмочный период пришёлся на подростковый возраст, когда актёры постоянно росли и вырастали из костюмов.

Во-вторых, сами наряды отшивали из синтетики с непрочным покрытием, так что под светом софитов ребята катастрофически потели, а потом ещё и долго отмывали краску, которая переходила с ткани на руки.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

При съёмках истории о полёте по Вселенной, разумеется, нельзя было обойтись без космического корабля.

Декорацию соорудили в самом вместительном павильоне студии, и это был практически полноценный макет, где артисты провели немало времени.

А одними из самых захватывающих сцен в ленте стали сцены с невесомостью. И ради этого режиссёру и оператору пришлось поломать голову.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

В одном эпизоде по сюжету в коридоре в невесомости оказываются два юных космонавта, и, чтобы эпизод выглядел натуралистично, коридор было решено сделать вращающимся.

Эпизод снимали отдельно от остальных на киностудии в Ялте, а в съёмках эпизода участвовало несколько десятков человек.

Чтобы создать «невесомость» на экране, 15 человек крутили коридор-декорацию вдоль оси, из-за чего и казалось, что один из героев бежит по стенам и потолку. Эта сцена, кстати, сильно напомнила продвинутым зрителям «Космическую одиссею».

Для другой сцены, где три мальчишки находятся в кабине корабля, и один из них летает по помещению в состоянии невесомости, придумали небанальный приём:

сидящие в креслах ребята висели головой вниз, а их товарища подвесили на тросе, так что он мог перемещаться.

Оператор с камерой стоял внизу и снимал актёров снизу, а когда изображение перевернули, стало казаться, что двое сидят в креслах, а третий действительно летает по кабине.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

И Ричард Викторов, и его коллеги-кинематографисты, и актёры так увлеклись работой, что отсняли очень много материала. На киностудии

после предварительных просмотров решили, что из этого возможно сделать не одну ленту, а две,

так что практически без перерыва после фильма «Москва-Кассиопея» начали снимать продолжение «Отроки во Вселенной». А вышли они один за другим, с разницей в несколько месяцев.

Обе истории мгновенно стали фаворитами зрителей, особенно подростков.

Ричард Викторов вполне оправдал возложенные на него надежды,

мало того, он фактически стал популяризатором кинофантастики. Сам же режиссёр, которого изначально принудили снимать фантастический фильм, спустя шесть лет взялся уже по собственной инициативе за экранизацию сценария Кира Булычёва и выпустил ленту «Через тернии к звёздам», без которой сейчас нельзя представить советскую кинофантастику.

Кстати,

Ричард Викторов по-своему отблагодарил сценаристов Зака и Кузнецова, которые подарили ему благодатный материал:

оба появились в ленте «Москва-Кассиопея» в небольших ролях учёных.

А вы помните свои впечатления от просмотра дилогии? Я была влюблена в Витю Середу, скромного умницу. А вот самоуверенная Варвара меня раздражала, и что только Середа в ней нашёл?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-7