«Небывальщина» (1984) — первый полнометражный фильм режиссёра Сергея Овчарова. Взяв за основу русский фольклор, он создал ленту поэтично-сказочную, добавив в неё немного колоритного, истинно народного юмора. Как говорил потом сам Сергей Овчаров,
«В первую очередь, добивался универсальности юмора. Хотел сделать фильм, который был бы смешным для всех и интересным зрителю любой степени подготовленности».
Но работу молодого кинематографиста оценили не все, в прокат «Небывальщина» выходила с большим трудом. Тираж был мизерным, так что лишь небольшая часть аудитории увидела картину. А после её и вовсе постарались убрать подальше как фильм слишком мудрёный, путанный и не в меру фантазийный. Кстати, споры по поводу «Небывальщины» идут до сих пор и мнения разнятся от восторженных до самых нелицеприятных.
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Сергей Овчаров учился у двух знаменитых советских кинематографистов. Сначала это был Григорий Рошаль, потом Глеб Панфилов. Оба, надо сказать, были приверженцами реалистичности, отдавая предпочтение сюжетам из прошлого и настоящего, но всегда с героями, которые вполне могли существовать или существовали на самом деле. А вот
Сергей Овчаров полностью погрузился в народную историю и фольклор и, по его мнению, это как раз естественное состояние человека: «Ненормально отсутствие любви и интереса к творчеству своего народа».
Перед «Небывальщиной» режиссёр снял короткометражку «Нескладуха», начав свою линию. Одним из героев короткометражки был изобретатель из народа и в каком-то смысле этот персонаж перебрался в «Небывальщину», для которой Сергей Овчаров написал сценарий сам. Начинается сюжет со знакомства и деревенской свадьбы.
Но молодая жена считает супруга слишком уж незатейливым, так что ему приходится отправится в путешествие за умом. По дороге ему встретятся солдат, идущий с войны, а потом изобретатель Бобыль, который раз за разом пытается создать машину для полётов. Все эти люди, равно как и другие персонажи, пришли в «Небывальщину» из русских сказок, былин, частушек, побасёнок. Да и сама атмосфера фильма явно отсылает к народному творчеству. Стоит отметить, что «Небывальщина» — вообще больше визуальный фильм, в котором слов не так уж много. В этом смысле он напоминает ярмарочное представление, где важно, что персонажи делают, а не что говорят.
Начинающий режиссёр на главные роли утвердил и начинающих актёров: Александр Кузнецов сыгравший парня Незнама, молодого мужа поисках ума, и Алексей Булдаков, получивший роль солдата, лишь начинали карьеру в кино. В роли крестьянки-жены Незнама — Нина Усатова, для которой это тоже было лишь второе появление на экране, а мечтателя-изобретателя Бобыля сыграл Сергей Бехтерев.
Роль пугающе-странного заморского царя получил актёр-мим, которого на тот момент мало кто знал, Вячеслав Полунин. Как и для коллег по съёмочной площадке, для него это тоже была одна из первых ступенек в кино: чуть раньше он появился в роли самого себя в замечательной музыкальной комедии «Только в мюзик-холле» (1981). Спустя несколько лет Вячеслав Полунин создаст собственный коллектив, а его имя станет известно не только в нашей стране, но и в мире.
Готовясь к съёмках, Сергей Овчаров объездил множество деревень, разыскивая фольклорные произведения, которые не были широко известны и были распространены лишь в отдельных районах. Это была непростая задача, всё-таки к концу 20 века русский фольклор был изучен неплохо. Но в этих поездках режиссёр присматривал ещё и натуру для съёмок, и
съёмочная группа потом путешествовала по Ленинградской и Московской областям, где снимали разные эпизоды картины.
К работе над «Небывальщиной» Сергей Овчаров привлекал и самобытные музыкальные коллективы, которые существовали в деревнях и сёлах, причём зачастую это были не профессионалы, а просто энтузиасты, интересовавшиеся родной историей и хранившие культуру предков. Именно участники таких народных ансамблей снимались в массовых сценах в ленте.
К началу 1984 года «Небывальщина» была готова. Однако чиновники её разнесли.
Одной из основных претензий бы, как ни странно, антипатриотичность: якобы русский народ на экране показан недалёким, неумным, непрактичным.
Да и сама стилистика картины вызывала вопросы: это и не реальная история, и не сказка, и не былина, это скорей притча, но в слегка смешливой манере. По итогам длительных дискуссий «Небывальщину» в прокат всё же пустили, но ненадолго. Для Сергея Овчарова это стало большим разочарованием, ведь
фильм он снимал как раз для массового зрителя и хотел донести до него красоту и размах истории подлинно народной, написанной простыми людьми, которые просто жили собственные жизни.
Но неудача с «Небывальщиной» не заставила режиссёра отказаться от выбранного направления и через три года он взялся за экранизацию повести русского классика Николая Лескова «Левша», которая была снята в той же фольклорно-фантазийной манере.
А вы видели «Небывальщину»?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста: