Для многих лента, о которой ниже пойдёт речь, станет кинематографическим открытием. Дело в том, что его и в премьерный год посмотрело мало зрителей, а потом он быстро ушёл в небытие. Хотя сюжет небезынтересен, герои неоднозначны и показаны отнюдь не чёрно-белыми, а действие довольно динамично.
А ещё здесь и производственный конфликт, и конфликт поколений, и конфликт родителей и детей и даже противостояние учителя и учеников.
Всё это — скромная лента «Снег на зелёном поле» (1981).
Клуб «Советские фильмы» в Telegram
Основная идея сюжета не нова — небольшую деревню хотят уничтожить, а жителей, хозяйство и местную школу перевезти в находящуюся поблизости крупную усадьбу. Многие с этим решением согласны, но вот молодой педагог Павел Студенцов, преподающий физику и математику старшеклассникам, против. Он уверен, что
детям необходимо расти на родной земле, и только тогда они не бросят её, повзрослев, останутся здесь, а не потянутся в город.
И к этой мысли он приобщает учеников, собственным примером доказывая, что и маленькую деревню можно преобразовать. Некогда Павел был перспективным учёным, но оставил науку ради работы в школе. Зато сохранил профессиональные связи. И теперь ему присылают саженцы, а в организованной ребятами оранжерее растет плодоносящее кофейное дерево. Из научного института Павел получил оборудование, так что сейчас в старом доме есть и водопровод, и современное освещение, установлен насос, собранный руками юных любителей техники, которого нет ни у кого в деревне. Студенцов поощряет тягу школьников к знаниям и доверяет им.
А ещё под его руководством ребята провели серьёзные экономические расчёты, доказывающие, что уничтожение их родной Жуковки нецелесообразно.
Однако по другую сторону — председатель колхоза и завуч школы Клавдия Ивановна, не разделяющие новаторских методов Студенцова и не поддерживающие его стремление сохранить деревню. И вот теперь в Жуковку приезжает проверяющая из ОБЛОНО, чтобы разобраться с жалобами на Студенцова. Светлана когда-то училась у Клавдии Ивановны,, мало того, женщина заменила девочке мать после трагедии. И, конечно, Светлана на стороне Клавдии Ивановны. Поначалу. Но, возможно, после знакомства со Студенцовым ситуацию она увидит иной.
Этот довольно актуальный сюжет придумал писатель и сценарист Эдуард Шим, а реализовал режиссёр Валентин Морозов.
Главные роли в фильме получили Руфина Нифонтова (Клавдия Ивановна) и Владимир Ерёмин (Студенцов), тогда актёр, лишь начинающий путь в кино. Обоим образы прекрасно удались: Руфина Нифонтова сыграла женщину опытную и мудрую, сдержанную, немного строгую, но справедливую. Владимир Ерёмин показал педагога нового склада — он ненамного старше учеников и отлично понимает их.
И Клавдия Ивановна, и Студенцов — педагоги по призванию, но первая ведёт учеников по проверенному и надёжному пути, а второй учит искать новые дороги.
Кстати, у Клавдии Ивановны ещё и некоторые личные счёты к Студенцову — ей думается, что её дочь-старшеклассница неравнодушна к молодому учителю, но она, однако, всё же держит это при себе.
Роль прагматичного председателя колхоза, тоже не разделяющего энтузиазм Студенцова, сыграл Юрий Соловьёв, второстепенная роль отца одного из старшеклассников, любителя выпить и страдающего от необходимости переезжать в большой посёлок (а там квартира на втором этаже, а он-то привык у земли жить!) досталась Александру Демьяненко,
а в роли проверяющей из ОБЛОНО Светланы — Ольга Агеева.
«Снег на зелёном поле» вышел в прокат осенью 1981 года. Несмотря на то, что в нём затрагивали важную тему (хоть в жизнь ещё и не вошло слово «оптимизация», но это она самая и есть), а сама картина во многом была адресована и юному поколению, которое задумывается о собственном будущем, её почти не заметили. Причём речь идёт и о зрителях, и о критиках. Однако в журнале «Советский экран» появилась всё же небольшая рецензия, и в ней автор, кинокритик Нина Агишева, принимала сторону «консервативной» Клавдии Ивановны, называя энергичного Студенцов романтичным утопистом. От себя же добавлю, что
«Снег на зелёном поле» как раз тем и интересен, что в конфликте правыми кажутся все: и мудрая завуч, и рационалист-председатель колхоза, разъясняющий школьникам, что мечты и даже расчёты — это хорошо и красиво, но нужно думать о том, где найти рабочих и стройматериалы и как побыстрее построить дом, и Студенцов, который и сам горит своим делом, и учеников старается (и небезуспешно) зажечь.
В общем, посмотрите фильм и решите сами, за кем пошли бы вы. Тем более, что он действительно неплох и, по-моему, забыли его напрасно.
А в в нашей жизни были учителя-новаторы, которые не вели вас по проторенной дорожке, а подталкивали к исследованиям нового?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему героиня Татьяны Васильевой в комедии «Самая обаятельная и привлекательная» половину фильма проходила в шапке:
Что объединяет легендарного майора Вихря, блатную директоршу рынка из комедии «Гараж» и Верку-модистку из фильма «Место встречи изменить нельзя»: