После моей статьи про гражданскую авиацию СССР перед войной, интерес к теме только усилился. Мы как-то привыкли к рассказам о самолётах военных, а вот гражданские остаются в тени. А если и упоминаются, то всё больше пассажирские.
А ведь у нас были целые направления специализированные в авиации гражданской, для некоторых из которых проектировались специальные крылатые машины. Давайте о них вспомним.
Начнём с авиации почтовой, о которой крайне редко вспоминают вообще. Во всяком случае о специализированных самолётах для неё. А они были, и весьма интересные. И у нас, и в остальных странах, о которых мы говорить не будем сегодня. Только напомню, что один из самых знаменитых пилотов того времени возил как раз почту, а романы про лётчиков и Маленького принца писал в свободное время.
Но мы про авиацию советскую. Большинство самолётов почтовой авиации были модификациями довольно известных машин. В 1941 году самым массовым почтовым самолётом был П-5 — версия известного разведчика-бомбардировщика Р-5 конструкции Поликарпова. Самолёт выпускался с 1932 года и отличался от военного отсутствием вооружения. Мог перевозить грузы до 400 кг, кроме того мог перевозить 2-3 пассажира. Если я правильно понял, именно на П-5 вывозили экипаж судна «Челюскин» — самолёты имели усиленное нижнее крыло для двух контейнеров Г-61 (вмещали до семи человек). Встречается информация, что к 1490 году было более тысячи самолётов этой модификации, но это сомнительно. К апрелю 1941 года только 140 самолётов числилось в ГУВФ, 28 в НКВД, 36 в ОСАВИАХИМе, 38 в Главном управлении Геодезии и Картографии, 1 в Наркомлесе и ещё 5 возили почту между заводами авиапрома, всего 248 машин.
Имелась ещё модификация Па-5, отличавшаяся двумя поплавками. Но в отчётах Па-5 не встречаются, возможно отдельно их не выделяли и учитывали вместе с П-5.
Была почтовая модификация и у других самолётов этого класса.
Во-первых, разведчик Р-3 (АНТ-3) переделывался в почтовый — было снято вооружение и переделана кабина наблюдателя. Получил название то ли П-3, то ли ПС-3. Упоминается про 26 самолётов, что вполне похоже (всего Р-3 выпущено 103).
Во-вторых, почтовые самолёты на базе Р-Z — 24 почтово-транспортных П-Z имелось в 1941 году, из которых 15 в ГУВФ и 9 в Главном управлении Геодезии и Картографии.
Самыми же интересными, пожалуй, стоит считать самолёты ПС-40 и ПС-41. Хотя в СССР ПС традиционно расшифровывалось как «Пассажирский самолёт», а почтовые обозначались просто П, но в данном случае речь про самолёты почтовые.
Эти самолёты созданы на базе бомбардировщика СБ — вооружение снималось, в переделанном бомбоотсеке перевозились грузы и пассажиры. Причём, предусматривалась и обратная переделка в бомбардировщик, для чего к каждому самолёту изготавливали полный комплект вооружения и необходимого оборудования, который хранился на специальном складе.
Всего в 1938 году в ГУВФ поступило 44 ПС-40, в 1939 — 2 ПС-40, в 1940 — 100 экземпляров ПС-40 и ПС-41 (последние отличались более мощным мотором) и в 1941 — 5 ПС-41.
К апрелю 1941 года имелось 47 ПС-40 и 44 ПС-41. Из них 84 использовались в ГУВФ, остальные:
- 3 ПС-41 в Главном управлении Геодезии и Картографии;
- 1 ПС-40 в распоряжении НКАП;
- 1 ПС-40 и 2 ПС-41 в распоряжении Главсевморпути.
Интересно, что, хотя ПС-40 и ПС-41 могли переделываться в военный вариант, после начала войны этого делать не стали. Бомбардировщик СБ к тому времени уже устарел и не представлял большого интереса. Потому ПС-40 и ПС-41 использовали для доставки вооружения, боеприпасов, срочных документов и карт. А также использовались для выброски парашютистов в тылу противника и разбрасывания листовок. А ещё буксировали планеры, как к партизанам, так и в своём тылу. Во время войны при Московском Управлении ГВФ действовал планерно-транспортный отряд в составе 3 ПС-40, 2 Р-5 и 8 планеров А-7. Отряд осуществлял доставку грузов до Куйбышевского аэроузла.
Единственный советский самолёт, который создавался изначально, как почтовый, в серийное производство так и не пошёл. Это К-6 конструкции К. А. Калинина. Совершил свой первый полёт в 1930. Самолёт мог брать до 400 кг почтовых грузов, мог находиться в воздухе до десяти часов, имел радиостанцию (впервые в СССР на гражданском самолёте) и оборудование для ночных полётов.
В серию К-6 не приняли, а опытный образец с 1931 года летал по маршруту Москва-Харьков, доставляя матрицы газеты «Правда».
Первым же почтовым самолётов в СССР стал Fokker C.IV. С 1928 до 1934 года 23 таких самолёта использовались на линии Москва-Иркутск.
Но первым самолётом с индексом «почтовый», то есть «П» стала гражданская версия разведчика Р-1 — переработанный Поликарповым британский разведчик De Havilland D.H.9A.
С разведчика было снято вооружение и все дополнительное военное оборудование, а кабина стрелка приспособлена под приём мешков с почтой или груза. Впрочем, летали эти самолёты недолго — год-два, после чего их стали снимать с линий.
Ещё в качестве почтовых упоминаются самолёты АНТ-9 и К-5, но это машины пассажирские, почтовых модификаций они не имели. Теоретически, конечно, любой пассажирский самолёт мог использоваться для доставки почты, но тогда уж надо перечислять все гражданские машины.
А вот летающую лодку Ш-2 в этом качестве упомянуть стоит. Поскольку самолёт использовался и для доставки пассажиров, и для доставки почты, и именовался почтово-пассажирским. А у нас в стране много до сих пор мест, где гидросамолёту найти место для посадки легче, нежели даже вертолёту. Водной глади хватает, а полянку не всегда отыскать можно.
Вроде бы я ничего не забыл и перечислил все самолёты, который предназначались для почтовой службы. Давать их характеристики смысла, видимо, нет. Поскольку всё это машины хорошо известные в своём основном амплуа.
Поэтому я завершаю, предложу лишь ещё вам мою статью: