Мы говорим о судьбе как о предначертании, о той линии жизни, которая будто бы нарисована кем-то, находящимся гораздо выше нас. Или, если не им, то случайным стечением обстоятельств – случайно встретил девушку, познакомился, сдружился, влюбился, женился... и жизнь пошла по одной линии. Либо её не встретил – споткнулся и не заметил... Тогда по другой...
Ехал в аэропорт, попал в пробку, опоздал на самолёт, остался жив – подарок судьбы.
А ещё бывают баловни судьбы – всё идёт отлично: карьера, деньги, власть, женщины, снова карьера, деньги и даже количество солнечных дней в году... Бывает и наоборот – весь мир против тебя, судьба-злодейка...
Однако, помимо Всевышнего и случая, судьбу определяет наше мировоззрение. Я бы даже сказал, что на 90%. Или как?
Мировоззрение – это особая форма информации, направляющая, стимулирующая, объединяющая и разъединяющая нас. Воистину, судьбоносная!
Наши взгляды на жизнь, идеалы, принципы, ценности, верования, установки, правила, оценки объединяют нас в социальные группы по схожести этих параметров. В какую общность попадёшь, такие отношения сформируешь – вот тебе и судьба!
Кроме того, мировоззрение определяет наши поступки, действия, деятельность и, следовательно, результаты, то есть, опять-таки, судьбу.
Старая пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».
Можно сказать и так: «Посеешь идею – пожнёшь мысль, посеешь мысль – пожнёшь поступок...» (и далее по тексту).
При разделении людей на общности на основе мировоззрения вовсе не обязательно, чтобы у всех в этой группе полностью совпадали идеалы, ценности и прочие аспекты. По сути, это пересекающиеся множества по нескольким или даже по одному, но ключевому признаку.
Интересно отметить, что мировоззрение также выполняет функцию фильтра и регулятора, подобно тому, как это делают катушечно-конденсаторные фильтры и транзисторы в электрических цепях. Только здесь фильтруется и регулируется не электрический ток, а информация.
Мировоззрение не бывает без эмоциональной окраски; иначе оно не могло бы мотивировать (столько энергии оно способно дать!). Вопрос лишь в том, какой цвет имеет эта окраска: чёрный – ненависти или золотой – любви? Чёрного цвета было и остаётся слишком много... Это бесконечные потоки, моря и океаны, растекающиеся по всему миру и становящиеся кровавыми. Люди, похоже, не хотят жить счастливо, они предпочитают воевать, убивать, побеждать, угнетать, унижать, воровать, обогащаться... Отсюда и судьба сотен миллионов жителей планеты Земля, как ни крути, – злодейка... А может, и его самого...
Смотря в будущее, я, почему-то, всё больше проникаюсь пессимизмом. Разрыв между технократией и гуманизмом становится критическим. Технологические возможности человека растут, влияние на природу и мир в целом делает людей равными богам, их инновации опережают миллионы лет эволюции. Однако мудрости, увы, как не было, так и нет...
Что касается места мировоззрения в системной модели интеллекта – интеллект восприятия, эмоциональный, мышления (продукционный), креативный, социокультурный, экономический, – то оно является частью социокультурного интеллекта, но входит в интеллект восприятия в качестве фильтра и регулятора мощности информационных сигналов.