Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Иезуитское преображение: как миссионеры реформировали китайскую астрономию

Оглавление

Вплоть до XVI века н. э. Древний Китай почти не контактировал с Западом. Свои язык, культура и наука развивались там более-менее самостоятельно. Но когда в XVI веке в Китай прибыли иезуиты — миссионеры-католики из Европы, оказалось, что европейские открытия (особенно в астрономии и математике) ушли далеко вперёд по сравнению с китайскими. Постепенно иезуиты заняли высокие посты в китайских государственных структурах и провели настоящую «прокачку» китайской астрономии: завезли новые календарные таблицы, приборы и даже ввели новую систему летоисчисления. Однако существуют и альтернативные взгляды: одни говорят, что влияние иезуитов было громадным, другие считают, что их собственные недостатки ограничили потенциал китайской науки.

Как иезуиты повлияли на китайскую астрономию после Средневековья?

Почему китайская астрономия «отстала»

В те времена наука в Китае была не такой, как мы привыкли. Астрономия занималась в основном календарём, созвездиями, движением небесных тел и астрологией: считалось, что, зная небесные явления, можно предсказывать события на земле. К тому же астрономия играла ритуальную роль: календарь был важен и для императора, и для всего общества.

До XIV века н. э. Китай считался гораздо более технологически продвинутым (порох, компас и пр.), чем Европа. Но к XVI веку Европа сделала рывок в науке и технике — и вот эти достижения «привезли» иезуиты.

Прибытие иезуитов: «научная» миссия

Иезуиты были учёными людьми и, приехав в Китай (первый заметный миссионер — Маттео Риччи, 1552–1610), показали местной элите, что умеют предсказывать затмения поточнее, знают новые математические методы и пользуются любопытными приборами. Всё это в то время, когда в Китае из-за разных причин наука и математика как будто «застопорились».

Главная задача иезуитов, конечно, была — распространить католичество, но они решили, что завоевать доверие можно через науку: рассказывали о геометрии, демонстрировали астрономические таблицы и т.д. Так они заинтересовали учёных и правителей, а в итоге и сами стали влиятельными.

Реформа календаря

Одно из ключевых новшеств иезуитов — реформа китайского календаря. Для китайского императора календарь был жизненно важен, ведь от него зависели все ритуалы. В начале китайцы были насторожены, не хотели, чтобы иностранцы «тронули» их традиционный календарь. Но немецкий иезуит Адам Шалль (1591–1666) всё же сумел уговорить императорский двор в 1644 году дать ему эту задачу.

Шалль не только перестроил календарь, но и привёз новые астрономические инструменты, публиковал свои наблюдения на китайском языке. Ему даже дали должность директора Императорского бюро астрономии. Причём иезуиты занимали этот пост почти полтора века! После Шаля в 1669 году директором стал Фердинанд Вербист (1623–1688), который тоже внес большой вклад в развитие китайской астрономии.

-2

Дальнейшие шаги новых знаний

Иезуиты постоянно расширяли своё влияние, переводили европейские труды на китайский, издавали собственные сочинения (например, Вербист опубликовал более 20 книг по астрономии — от теории использования телескопов до историй о европейских учёных). Он обновил инструменты в Пекинской обсерватории, многие из них можно видеть и сейчас.

В 1678 г. Вербист пригласил во Францию, а затем в Китай, целую группу иезуитских астрономов и математиков. Пусть с трудом, но они обосновались в Пекине к 1700 г. и основали научный центр с библиотекой и мини-обсерваторией. Один из них, Антуан Гобиль (1689–1759), написал первую «Историю китайской астрономии» (её позже опубликовали во Франции).

-3

Ушли ли иезуиты сами? Или их выгнали?

Иезуиты официально покинули Китай в 1773 г., потому что сам орден был упразднён папой Климентом XIV (хотя отдельные иезуиты ещё оставались). Но за те годы, что они были в стране, они серьёзно познакомили китайскую астрономию с западными методами: от геометрии Евклида до вычисления планетарных орбит. Правда, некоторые исследователи отмечают, что иезуиты принесли в Китай и некоторые «ошибочные» теории, которые к тому времени уже устарели в Европе (включая птолемеевскую систему). Дело в том, что современное учение Коперника считалось ересью по канонам католической церкви, и иезуиты не могли о нём говорить открыто.

Лишь в начале XIX века разные протестантские миссионеры стали продвигать в Китае уже heliocentric — т. е. «солнце в центре», Коперника, Кеплера и Ньютона. Они впервые познакомили китайцев с «полным набором» западной науки.

Наследие

Несмотря на возможные ограничения, иезуиты за 150 лет серьёзно продвинули местную астрономию и математику. Они помогли обновить календарь, создали новые звёздные каталоги, показали пример точных наблюдений с использованием телескопов и сложных приборов.

Да, некоторые историки сомневаются, насколько велик был их вклад и не было ли торможения в науке из-за запрета на идеи Коперника. Но факт остаётся: именно через иезуитов Китай в XVI–XVIII веках начал знакомиться с современными (на то время) методами расчёта небесных явлений, и это повлияло на развитие как астрономии, так и всей научной традиции Поднебесной.