Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как возникла Японская чайная церемония

Оглавление
skytea.ru, Путь чая и Лу Юй.
skytea.ru, Путь чая и Лу Юй.

Японская чайная церемония называется чаною, что означает «горячая вода для чая», или чадо или садо, что означает «путь чая». Чайные вечеринки начинались как довольно шумные мероприятия, на которых гости пытались угадать, какой сорт чая они пьют, но сёгун XV века Асикага Ёсимаса (годы правления 1449-1473) положил всему этому конец и сделал все это гораздо более спокойным событием, которое предоставило правящему классу идеальную обстановку для уединенных бесед на деликатные темы.

Японская чайная церемония
Японская чайная церемония

Церемония олицетворяет японский эстетический принцип ваби, ценность, придаваемая красоте и простоте в повседневных вещах. Применение ваби к чайной церемонии приписывается монаху и мастеру чая XVI века Сэн но Рикю (1522-1591), хотя некоторые историки предпочитают Мурата Сюко (он же Дзюко, 1422-1502), полулегендарного дзен-буддийского монаха, как первого источника вдохновения. В любом случае, кажется, что несколько мастеров чая на протяжении многих лет помогали чайной церемонии развиваться.

Рикю был мастером чайных церемоний военачальников Оды Нобунаги (1534-1582) и его преемника Тоётоми Хидэёси (1537-1598). Однако Рикю был не просто производителем чая, он стал важным советником своих хозяев. Именно по этой причине японская дипломатия стала «называться «политикой чая», и это привело к использованию мастера чая в политических переговорах, а также в церемониях правления».

Тоётоми Хидэёси
Тоётоми Хидэёси

Рикю, помимо привнесения эстетики ваби в чаепитие, также уменьшил размеры чайной комнаты, упростил процессы и способствовал использованию тщательно подобранных цветов (икебана), чтобы создать нужную атмосферу спокойствия. Мастера Рикю пили чай, встречаясь с важными персонами, но они, кажется, не всегда слушали своего мастера чая, поскольку Хидэёси устроил знаменитое чаепитие на целый день для 800 гостей, Великое чаепитие Китано, чтобы отпраздновать свою военную победу на Кюсю в 1587 году.

Хидэёси также построил 2 чайных дома, один в традиционном деревенском стиле и, в разительном контрасте с общепринятыми нормами, второй переносной, сверкающий внешней и внутренней позолотой. Тем не менее, Рикю имел больший успех у последующих поколений, поскольку чайная церемония постепенно становилась более стилизованной, более утонченной и интимной. Настолько, что была установлена ​​норма пить зеленый чай ровно тремя с половиной глотками и заканчивать маленькой сладостью. Определенные инструменты должны использоваться, а задачи выполняться в определенном порядке и с экономией движений.

-6

Чайные школы, первая из которых была основана внуком Рикю Сэн Сотаном (1578-1658) и потомками Сосицу (1622-1697), Соса (1619-1672) и Сосю (1593-1675), распространили принципы церемонии по всей Японии. Были даже школы, специально нацеленные на вовлечение низших классов, например, школа Урасэнкэ.

Мастер чая Сен но Рикю, Хасэгава Тохаку
Мастер чая Сен но Рикю, Хасэгава Тохаку

Хотя чаепития стали менее многочисленными, любовь к декоративным предметам, связанным с чаем, не ослабла. Миски, чайницы и чайники стали высоко цениться коллекционерами и занимали видное место в качестве подарков от правителей. Например, Нобунага однажды вознаградил Хидэёси за захват вражеского замка, подарив ему чайник. Оба военачальника были страстными коллекционерами чайной атрибутики.

-8

Несмотря на господство военачальников, которые часто ограничивали тех, кто мог или не мог участвовать в чаепитиях, опыт чаепития со временем вернул себе свой изначальный духовный элемент. Чаепитие стало общим моментом спокойствия и обновления для его участников. Как гласит старая японская поговорка, cha-Zen ichimi или «У Дзен и чая одинаковый вкус». Или, как говорит Окакура, «Чайизм был замаскированным даосизмом»

Главные идеалы чаепития — ва (гармония), кэй (уважение), сэй (чистота) и дзяку (элегантность и спокойствие). Однако чайная церемония не является формальным мероприятием («церемония» — довольно неудачный перевод), поскольку главная идея — расслабить участников. Однако есть определенные процедуры, которым нужно следовать.

Сегодняшнее японское чаепитие

-9

Хотя не все могут пойти на полноценную чайную церемонию в сукия, некоторые правила этикета при употреблении чая в Японии сохраняются даже сегодня. Хозяин должен делать всю подготовку, а не гость. Место должно быть спокойным, желательно с успокаивающим видом, например, на ландшафтный сад или, по крайней мере, с красивой композицией цветов в комнате. Цветы должны быть расставлены так, как будто они все еще растут дикими, и нельзя упускать возможность поместить их в красивую вазу. Одна стена может быть украшена отборным принтом или декорированным свитком (дзику). Первое, что нужно сделать, это собрать надлежащее оборудование или тядогу. Есть жаровня (фуро) или горячая плитка (шикигавара) для нагревания железного чайника (кама). Существует два типа чайниц: шелковая мешочка чейрэ для густого или крепкого чая и фарфоровая нацумэ для жидкого или слабого чая. Для смешивания порошкообразного чая и горячей воды нужен бамбуковый венчик (часен).

Японский зеленый чайУниверситет штата Пенсильвания (CC BY-NC-ND)
Японский зеленый чайУниверситет штата Пенсильвания (CC BY-NC-ND)

Как уже отмечалось, самым качественным зеленым чаем является матча. Очень мелкий порошок матча высыпается и взбивается в горячую воду в пиалах (тяван). Напиток получается немного пенистым. Альтернативой является сэнтя, коричневатый листовой чай, который заваривают или настаивают, и который, будучи намного дешевле матча, пьют чаще. Матча, как правило, приберегают для особых случаев и чайной церемонии.

-11

Используемые чаши могут быть из любого материала, но предметы с характером или историей способствуют увлекательной беседе. Чаши и столовые приборы могут быть даже ценными антиквариатами, но они не должны быть слишком замысловатыми по дизайну, так как это противоречило бы принципу ваби. Также желательно, чтобы цвета дополняли цвет подаваемого чая. Старые чаши могут даже иметь следы ремонта, так как это демонстрирует качество саби, то есть увядшую красоту, которую можно увидеть в любимых и часто используемых предметах. Естественно, хозяин подает чай сначала гостям. Чай следует пить маленькими глотками. Полное понимание чайной церемонии требует, чтобы гость обладал не только знанием традиций, но и был в курсе тенденций в изобразительном искусстве, архитектуре, садовом дизайне, аранжировке цветов и керамике.

-12

Пропитанная принципами дзен, полная чайная церемония часто проводится для посетителей японских буддийских монастырей. До сих пор сохранились три оригинальные чайные комнаты, и они включены в список национальных сокровищ Японии; их можно найти в Мёки-ан в Ямасаки, в синтоистском святилище Минасэ-гу и в монастыре Сайхо-дзи в Киото. Помимо этих более формальных обстановок, чай, конечно, в настоящее время доступен везде, от суши-ресторанов до торговых автоматов. Наконец, пакет качественного чая по-прежнему широко дарят в качестве подарка, как это делали те, кто зародил любовь Японии к чаю, буддийские монахи VIII века.

Вопросы и ответы

Что особенного в японском зеленом чае?

Матча — особенный японский чай, поскольку он состоит из очень мелкого порошка, полученного из отборных листьев, которые после сбора обрабатываются паром для сохранения цвета и вкуса.

Насколько полезен японский зеленый чай?

Японский зеленый чай считается полезным, поскольку содержит антиоксидантные танины.

Как пьют японский зеленый чай матча?

Японский зеленый чай матча готовится путем добавления мелкого чайного порошка в горячую воду и взбивания смеси до образования слегка пенистого напитка.

Чай
114,7 тыс интересуются