Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Национальное достояние Японии, которое воплотило принципы простоты и гармонии целой культуры

Оглавление

Храм Гинкакудзи в Киото, Япония, официально именуемый Дзисё-дзи и также известный как «Безмятежный храм Серебряного павильона», был впервые построен в XV веке н. э. Это храм Риндзай-Дзен с комплексом, состоящим из зала Хондо, зала Тогудо, Серебряного павильона, ландшафтных садов и сада с прудом. Зал Тогудо включает в себя старейшую сохранившуюся комнату для чайной церемонии в Японии. Гинкакудзи был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1994 году н. э. и является официальным национальным достоянием Японии.

Серебряный павильон дзенского храмового комплекса Гинкаку-дзи, Киото, Япония. Конец XV в. н.э.
Серебряный павильон дзенского храмового комплекса Гинкаку-дзи, Киото, Япония. Конец XV в. н.э.

Асикага Ёсимаса

Работа над храмом началась в 1460 году н. э. и после временного перерыва во время войны Онин (1467-1477 гг. н. э.) возобновилась после 1480 года н. э. и была завершена в 1483 году н. э. Храм, расположенный в районе Хигасияма на северо-востоке Киото (тогда называвшемся Хэйанкё ), был задуман как аналог храма Кинкакудзи или Золотого павильона на другой стороне Киото, впервые построенного в 1397 году н. э. Его первоначальное предназначение заключалось в том, чтобы служить пенсионным поместьем для сёгуна Асикаги Ёсимаса (1436-1490 гг. н. э., прав. 1449-1474 гг. н. э.). Территория, спроектированная знаменитым ландшафтным садовником Соами, была огромной, примерно в 30 раз больше, чем сегодня, и включала 30 павильонов.

После смерти Асикаги Ёсимасы в 1490 году н. э. комплекс был преобразован в храм Дзэн. Комплекс уже приобрел репутацию великого центра искусств и культуры, особенно таких типичных японских занятий, как аранжировка цветов, театр Но, живопись тушью, изучение и оценка тонкого фарфора и лакированных изделий, ландшафтное садоводство и чайная церемония. Асикага Ёсимаса даже заказал каталог, составленный его постоянным экспертом Но-ами, Кундай-кван Саючоки, который предлагает комментарии к особенно прекрасным образцам японского и китайского искусства из впечатляющей коллекции сёгуна в Гинкакудзи. Каталог также содержит полезные советы, например, как определить, являются ли предметы подлинными или поддельными, и каково правильное и наиболее эстетически приятное положение чайных принадлежностей на полках комнаты. Каталог использовался ценителями искусства на протяжении поколений после смерти сёгуна. Что касается комплекса, то сегодня от первоначального поместья XV века н. э. сохранились нетронутыми только Серебряный павильон и Зал Тогудо.

Созерцание луны, символа просветления в буддизме, было распространенной практикой среди японской элиты в средневековье.

Серебряный павильон

-3

Серебряный павильон расположен в шедевре ландшафтного садоводства, который намеренно предлагает прохожим краткий обзор здания, прежде чем увести их через высокие изгороди по извилистому пути к возвышенной смотровой площадке, с которой они затем смотрят на павильон во всей его красе. Двухэтажный деревянный павильон изначально был спроектирован как место для наблюдения за луной, отсюда его ориентация на восток и восходящую луну. Созерцание луны, символа просветления в буддизме, было обычной практикой среди японской элиты в средневековые времена, когда для этой цели организовывались вечеринки, пили сакэ и читали стихи.

Море серебристого песка (Гинся-нада), повторяющее очертания Западного озера в Китае, и небольшая лунная смотровая площадка (Когетсудай), сделанная из песка. Дзенский храмовый комплекс Гинкаку-дзи, Киото, Япония. Конец XV в. н. э.
Море серебристого песка (Гинся-нада), повторяющее очертания Западного озера в Китае, и небольшая лунная смотровая площадка (Когетсудай), сделанная из песка. Дзенский храмовый комплекс Гинкаку-дзи, Киото, Япония. Конец XV в. н. э.

Несмотря на свое распространенное название, павильону странно не хватает серебряных украшений — в резком контрасте с Золотым павильоном Кинкакудзи. Возможно, первоначальный план использовать серебро оказался слишком дорогим, или, возможно, серебряный эффект возник из-за лунного света, сияющего на лакированной поверхности. Конечно, Асикага Ёсимаса был очень озабочен красотами луны и ее влиянием на его отступление. Действительно, это тема одного из самых известных стихотворений сёгуна:

Мой домик находится у подножия
Холм, ожидающий луны
Укорачивающаяся тень холма
Когда он наконец исчезнет
Меня это почти наполняет сожалением.
-5

Эффект лунного света на павильоне усиливается отражением, которое дает Зеркальный пруд, рядом с которым стоит павильон. Действительно, функция пруда как раз и состояла в том, чтобы видеть отражение луны со второго этажа павильона, когда она поднималась и скрывалась из виду с первого этажа. В пруду также есть водопады и небольшие острова для журавлей и черепах, которые являются символами удачи.

Первый этаж павильона, называемый Синкудан или «Зал пустого сердца», построен в жилом стиле. Напротив, верхний этаж типичен для дзен с его колоколообразными окнами. Крыша сделана из наложенных друг на друга черепиц японского кипариса, причем каждая отдельная часть закреплена бамбуковым гвоздем. Внутри павильона находится множество примеров японской религиозной скульптуры и картин, включая в общей сложности 1000 изображений Дзидзо, буддийского хранителя загробной жизни. На верхнем этаже находятся изображения Каннон, бодхисаттвы сострадания, с одной прекрасной статуей, установленной в небольшом искусственном гроте.

Зал Тогудо, Гинкаку-дзи. Первоначально это была частная резиденция отставного сёгуна Асикаги Ёсимаса (1436-1490 н. э., 1449-1474 н. э.). Построенный в конце XV в. н. э., зал содержит старейший сохранившийся образец комнаты для чайной церемонии в Японии
Зал Тогудо, Гинкаку-дзи. Первоначально это была частная резиденция отставного сёгуна Асикаги Ёсимаса (1436-1490 н. э., 1449-1474 н. э.). Построенный в конце XV в. н. э., зал содержит старейший сохранившийся образец комнаты для чайной церемонии в Японии

Зал Тогудо

Прямоугольный зал Тогудо был построен в 1486 году н. э. как частная резиденция Асикаги Ёсимасы. Внутри находится часовня с отдельными комнатами для учебы, гадания на благовониях (еще одно любимое японское времяпрепровождение) и одна для чайной церемонии. Эта чайная комната, Додзинсай, рассчитана всего на четырех или пяти человек и имеет квадратную утопленную топку в полу. Это старейший сохранившийся образец комнаты для чайной церемонии в Японии. Крыша покрыта соломой, а комнаты внутри, с их полом из татами, бумажными окнами, нишами и нерегулярными полками, являются старейшими сохранившимися образцами традиционной жилой архитектуры Японии, сёин-дзукури. Также есть веранда, с которой открывается вид на прилегающие сады и пруд, питаемый родником, с семью небольшими каменными мостиками. Сады усеяны валунами разных размеров, и каждый из них был пожертвован сторонниками Асикаги Ёсимасы и его феодалами в типичной японской традиции. Камни были выбраны по их эстетическим качествам, и каждый из них имеет свое собственное название и историю.

Зал Хондо

Хондо — главный зал комплекса; он был реконструирован в 2005 году н. э. Внутри находятся ширмы XVII века н. э. (фусума), среди которых работы таких известных японских художников, как Ёса Бусон (1716-1784 гг. н. э.) и Икэ-но Тайга (1723-1776 гг. н. э.).

Сады

Сады Гинкакудзи имеют много особенностей, которые предназначены для воспроизведения известных сцен из природы и японской литературы. Одной из изюминок садов является романтически названное Море серебристого песка (Гинся-нада), которое повторяет очертания Западного озера в Китае. Песок тщательно разрыхлен в форме искусства, известной как самон, так что в лунном свете его гребни выглядят как рябь на воде. У моря песка находится двухметровый холм, который официально является небольшой лунной смотровой площадкой (Когетсудай), но в котором многие увидели сходство с горой Фудзи или приняли за представление священной буддийской горы Сумеру. Другие же считают холм гармоничным дополнением к морю песка, которое представляет собой баланс инь и ян, где инь здесь является горизонтальным морем, а ян - вертикальным холмом. Каково бы ни было его точное назначение, холм песка тщательно переделывается каждый месяц, чтобы сохранить его точную и гладкую форму.

-8

Дополнительные области сада включают бамбуковую рощу, секцию с разнообразными мхами и лесами черных сосен. Наконец, гробница основателя комплекса находится на территории в небольшом здании, внутри которого находится темная деревянная скульптура сидящего сегуна в одеждах священника. Асикага Ёсимаса, возможно, не имел блестящей политической карьеры, но его покровительство искусствам и длительное влияние на культуру средневековой Японии, наряду с великолепным храмом Гинкакудзи, являются его великим неоспоримым наследием.

#Гинкаку-дзи #буддийский храм #Киото #Япония #Дзисё-дзи #慈照寺 #Гинкакудзи #Pavilion #сад #Когетсудай #Синкудан