Канадский видеоблогер решил отсмотреть всю советскую кинофантастику и вынести о ней свой честный приговор. Судя по его первым видео-отзывам, он находит наши фильмы своеобычными и интересными. Кстати, он взялся смотреть не только кинофантастику, но и фильмы близких жанров. Возможно, с моей подачи. Надеюсь, в скором времени начнут выходить его видео-выпуски, посвящённые самым популярным советским фильмам в жанре детектива, военной драмы и о разведчиках. Во всяком случае, мы обговаривали с Кристианом подобные намерения.
Напомню, что о Кристиане Мальтаисе я уже публиковал заметки (посвящённые его размышлениям о фильмах «Солярис», «Лунная радуга» и «Отель «У погибшего альпиниста» , «Молчание доктора Ивенса» ). Анализирует он довольно нестандартно, обращает внимание на моменты, которые не часто попадают в поле зрения типичного западного зрителя, – в немалой степени, наверное, потому что много лет профессионально занимается музыкой (он композитор) и изучает философию. В отличие от университетской профессуры, он человек независимый, и не связан академическими рамками, – например, необходимостью следовать трендам политкорректности. Вообще, он настроен критически по отношению к окружающей его действительности. Вероятно, сказывается то, что он родом из франкоязычной провинции Квебек, настроения в которой отличаются от столичной Оттавы.
У Кристиана несколько видео-каналов на известном Y-ресурсе. Учитывая, что для этого ресурса в нашей стране настали непростые времена, ниже я предлагаю расшифровку очередного видео-выступления Кристиана. Самые настойчивые могут зайти на видео-каналы Кристиана самостоятельно – хоть на франкоязычный, хоть на англоязычный. Должен признаться, я помог Кристиану сделать русские субтитры для видео, посвящённого фильму «Гиперболоид инженера Гарина» (1965). Так что счастливчики смогут увидеть видео с полноценными русскими субтитрами.
Постоянные читатели моих публикаций о Кристиане уже заметили, что далёкий канадский видеоблогер из выпуска в выпуск поднимает тему «советской пропаганды». Мне кажется, это не блажь и не мания, а попытка разобраться с проблемой искажённого восприятия западной аудиторией советского кино. Вернее, с проблемой предубеждения, корни которой ведут во времена холодной войны (а она, как мы теперь знаем, не заканчивалась). Правда, как показывает бурное обсуждение, наши читатели скептически отнеслись к предпринятым Кристианом усилиям. В рассуждениях о фильме «Гиперболоид инженера Гарина» снова поднята эта тема.
Скажу два слова от себя о фильме Александра Гинцбурга «Гиперболоид инженера Гарина». Пересматривая его на днях, так сказать, свежим взглядом, не могу не отметить сколь зрелищно, я бы даже сказал роскошно, выстроено изображение в фильме. Разумеется, немалая доля очарования идёт от решения сделать фильму своеобразную стилистическую «прививку», придать ему изобразительное буйство киноэкспрессионизма 1920-х годов, игру со всевозможными тенями – длинными, косыми, под острым углом. Можно сказать, что они тоже герои фильма – световые лучи, пугающие образованными от них тенями и напоминающие о своём смертельном концентрате – «смертоносных лучах». Это только один из аспектов весьма динамичного приключенческого боевика (как говорили сто лет назад про подобные фильмы). А других аспектов здесь на целую диссертацию. Фильм, как говорится, очень жанровый, ладно скроен, без швов. Нередко встречаются отзывы, что эта экранизация романа Алексея Толстого лучше телевизионной с Олегом Борисовым в главной роли (я не столь категоричен).
Однако, несмотря на его достоинства, критики видели в нём и недостатки. Отмечая крепкую «разноликую» актёрскую работу Евгения Евстигнеева в роли Гарина, советские рецензенты, в частности, отмечали:
«Роман А. Н. Толстого, написанный в 1920-е годы, давал возможность создателям фильма сделать не бездумно-приключенческий фильм с традиционными киноходами, а каким-то образом высказаться о насущных проблемах времени. У Толстого так или иначе задеты такие волнующие современность темы, как судьба научного изобретения, степень ответственности изобретателя, учёного за сделанное им открытие, проблема прихода к власти диктатора-авантюриста, механизм власти и т.д. Фильм удивительно безразличен ко всему этому». – М. Тимченко. Евгений Евстигнеев. – в книге: Актёры советского кино. – Л., «Искусство», 1968.
Джеймс Бонд против Гиперболоида инженера Гарина
автор: Кристиан Мальтаис (Christian Maltais) – Канада, провинция Квебек / ноябрь 2024 г.
Представьте себе советский чёрно-белый фильм про Джеймса Бонда. Совершенно безумный, и злодей в нём – сумасшедший учёный с лучом смерти.
Он и есть главный герой. Так вот, это фильм – «Гиперболоид инженера Гарина» 1965 или 1967 года. Если вы интересуетесь советской кинофантастикой, но ещё не смотрели. Или что-то смотрели, но не этот фильм, вы получите истинное удовольствие. Это просто чудо. Безумная гонка без остановок. Это как «Техасская резня бензопилой-2», где безумие от начала до конца, только в этом фильме нет бензопилы. Но с доктором Зло и Мабузе. Полное сумасшествие. Так о чём же фильм?
Он снят по роману Алексея Толстого, очень-очень дальнего родственника Льва Толстого и ещё родственник Тургенева. Алексей Толстой – известный писатель-фантаст в СССР. Как часто бывает с советскими фильмами, он снят по роману.
Два детектива приходят в дом, но ещё до того, как они появляются в доме, там уже произошла куча всего интересного.
Они находят там труп. Что это за таинственный дом? Для чего здесь всё это лабораторное оборудование? Кто этот мертвец? Но нет, это не инженер Гарин. Позже мы узнаем, что это его двойник. Инженер Гарин жив, здоров, создал смертоносный луч «гиперболоид». И собирается продать его. У него есть напарник, который, к тому же, двойник Гарина.
У него повсюду есть двойники. Он собирается продать свой смертоносный луч злому капиталисту. Но подождите! Нет. Это обман. Это двойной обман. Это тройной обман, потому что он убивает своего напарника и обманывает злого капиталиста. И всё потому, что на самом деле инженер Гарин хочет править миром. Он станет властелином мира и планирует разрушить мировую экономику.
Он делает всё это потому, что хочет помочь народной революции? Конечно, нет. Он просто хочет стать властелином мира. Он из СССР, но он предатель. Так чего же он хочет? Он хочет абсолютной власти. И будет использовать свой смертоносный луч, свои коварные планы, свои двойные, восьмиричные обманы.
Это чистое безумие. Повсюду перестрелки. Все бегают, всё взрывается. Город рушится. И это всё продолжается и продолжается. Есть необитаемый остров и на нём гора…
Хочу сказать, что там безумные костюмы. Там есть всё, что только можно пожелать в таком фильме. Это надо видеть, чтобы понять, насколько этот фильм сумасшедший. Почему этот фильм так хорош? Я уже говорил тем, что фильм поражает тем, что никогда не останавливается. Это невероятно. Как восемь чашек кофе. Как кибервозбуждёный балет.
Камера всегда в движении. Если она останавливается, изображение продолжает течь. Поэтому просмотр фильма похож на увлекательную поездку. Как в Диснейленде, когда ты едешь по тоннелю. Что-то в этом роде. Эффект в том, что ты всегда чем-то увлечён. И это усиливается тем, что сюжет похож на роман Альфреда Бестера. Если вы читали «Человека без лица» или «Моя цель – звёзды». Это очень похоже на Филиппа К. Дика.
Идея в том, что в этих книгах сюжет постоянно меняется. Всё переворачивается с ног на голову. И до конца истории происходит до 30 поворотов и важных открытий. И у нас здесь та же характерная особенность.
Есть инженер Гарин и его сообщник. И много других персонажей. Есть два детектива, о которых я упоминал. Есть злой капиталист. Присутствует девушка, похожая на Мату Хари. В общем, много героев. И у всех коварные планы и все предают друг друга.
Кажется, я упоминал «Доктора Мабузе» во вступлении. Если вы смотрели «Тысячу глаз доктора Мабузе», мой любимый фильм. Не все фильмы про него хороши, но фильмы Франца Ланга о нём просто фантастические. Именно такой третий фильм. Эта ситуация, когда в «Мабузе» все притворяются кем-то другим, все предают друг друга. Все хитрят, преследуют кого-то или что-то, а говорят тебе совсем другое. И в этом фильме есть такое качество. Поэтому ты никогда не уверен, как и в книгах цикла «Дюна», каков настоящий сюжет. Это сюжет внутри сюжета, хаос внутри хаоса. Здесь именно так.
Нужно добавить, что несмотря на все взрывы, предательства, интриги и прочее, за происходящем очень легко следить. А ещё фильм очень умный и смешной. В нём нет, знаете, такой детскости, но есть нечто похожее. Его очень приятно смотреть, фильм увлекательный.
И все эти качества – полная противоположность тому, что мы ожидаем увидеть в советских фильмах. У нас представление о них, будто в этих фильмах рабочие на космической станции обсуждают нормы выработки или что-то вроде этого.
Иногда в некоторых фильмах бывает нечто подобное. Например, в «Туманности Андромеды» есть немного такого. Да, иногда такое бывает, но реже, чем мы думаем. А здесь этого нет. Это весело, фильм захватывает. Это зрелищно. И, знаете, неизбежный вопрос о пропаганде. Ну, на этом этапе я имею в виду – давайте закроем эту тему.
Скажу прямо. Когда я говорил о «Молчании доктора Ивенса» я затронул вопрос пропаганды. И, честно говоря, я не совсем удовлетворён, потому что я упустил кое-что. Я имею в виду, что, очевидно, Советский Союз совершал преступления. Они пытали людей, вторгались в другие страны. Знаете, много чего такого. И, по крайне мере, есть пропаганда умолчанием, которую мы обычно видим в этих фильмах. Потому что там нет злых капиталистов. Злые капиталисты в советских фильмах встречаются очень редко. Например, в фильме «Через тернии к звёздам» есть такой персонаж. Он – злой капиталист, но фильм всё равно отличный. Мне он нравится, он очень хороший. И даже «капиталист» получился довольно правдоподобный.
Советская пропаганда работает не так, как обычно. У неё есть собственная пропагандистская ценность. Я имею в виду, что они пытаются что-то продать. Но дело в том, что на Западе говорят, что советские фильмы это сплошная пропаганда, и поэтому они плохие. Как будто на Западе её нет вообще. На самом деле пропаганды столько же. Это моё мнение о пропаганде. Всё тоже самое. Они совершают преступления, но о них не говорят.
Что делают на Западе? Что делают США? Ну, они вторгаются в другие страны. «Но это не важно. Давайте не будем об этом говорить». Что делают США? «Мы лучше в мире, а остальные – плохие». Они делают плохие вещи, но говорят, что они хорошие. Так поступают обе стороны.
Давайте просто успокоимся насчёт пропаганды. Но факт в том, что в этом фильме есть злой капиталист. И, тем не менее, это интересно. В одном фильме, который, кажется, называется «Гибель сенсации», тоже есть такой персонаж. Но фильм был снят во времена Сталина. Поэтому это немного другое, так как тогда была диктатура, и людям говорили, что им нужно думать. Вот так.
Но к 1960-м годам всё изменилось. Пропаганда, как я уже говорил, действует очень похоже. Если посмотреть на то, что они делают, то это очень похоже на то, что мы видим в США. У нас есть злой капиталист, и если вам интересно, вы можете подобное увидеть. Но это не важно.
Этот фильм очень забавный. Вот в чём дело.
Но была ещё и телевизионная версия – минисериал из 4 частей – снятая в 1970-х годах. Все говорят, что он не такой хороший. Мне интересно его увидеть. Обязательно его посмотрю. Говорят, в нём не хватает озорства. В нём слишком серьёзно подаётся история. Слишком уважительно относится к первоисточнику.
А здесь просто – история о совершенно безумном учёном, который строит безумные планы. У него есть смертельный луч, которым уничтожает целый город. Он топит корабли и лодки. Там происходят сражения. Есть убежище на острове – прямо как в «Докторе Ноу» или «Живёшь только дважды».
В конце концов, у всех сумасшедших учёных есть своя униформа. Знаете, как у плохих учёных в «Неуязвимом». Как в диснеевском мультфильме, где есть портной, который шьёт костюмы и для супергероев и для злодеев. Похоже, у этого портного был хороший контракт с инженером Гариным.
И если вы хотите посмотреть какой-нибудь один советский научно-фантастический фильм, этот как раз подойдёт. Фильм чёрно-белый. Немного непривычно, но зато очень красиво. Смотрится великолепно. И снят лучше многих других советских фантастических фильмов, в которых чувствуется стиль Эйзенштейна...
Например, недавно я посмотрел «Тайну двух океанов». И это как будто снято Эйзенштейном или им вдохновлено. В такой же эстетике.
Но в «Гиперболоиде» не так. Он ближе к «Ивану Грозному» или к чему-то подобному. Но к такому медитативному, как «Иван Грозный». Здесь всё более натуралистично, но в тоже время забавно. Фильм очень динамичный – и его надо смотреть.
Итак, это если вы хотите увидеть только один советский фильм. За исключением фильмов Тарковского, конечно. Они не считаются.
Мне фильм очень понравился. Несмотря на то, что название труднопроизносимое, особенно для западного зрителя, увидевшего афишу. Но нет. Фильм прекрасен. Зрелище незабываемое. Его просмотр станет для вас бесценным опытом. Так что побалуйте себя сегодня. Найдите копию «Гиперболоида инженера Гарина» - и получите незабываемое впечатление.
---------------------
другие мои статьи и переводы: Кристиан из Квебека: "Как понять советскую кинофантастику?" / Кристиан из Квебека о честности и пропаганде в советском кино / Кристиан из Квебека: "Советские фильмы говорят о чём-то глубинном" / "Хронос": Кир Булычёв вернулся / Французский зритель о фильме "Лиловый шар и Алисе Селезнёвой" / Западный зритель о фильме "Отель "У погибшего альпиниста"/ Вправе ли мы судить экранизацию за искажение книги? / Западный зритель о фильме "Парад планет" / "День гнева": советская кинофантастика на американский взгляд / Есть кеце, дядя Вова! Зарубежный отзыв на "Кин-Дза-Дзу" / Американский зритель о "Тайне Третьей планеты" / Американцы о советской мульт-пропаганде / Сантьяго Армасилья - испанский марксист о "национальной бомбе", заложенной под СССР / и т.д. -- -- вознаградить за публикацию: моя карта Сбербанк - 4817 7602 8381 4634