Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как честь, лояльность и духовное самосовершенствование переплетаются с историей Японии и продолжают влиять на современную культуру

Оглавление

Японская мораль и культура даже сегодня основываются на одном из самых неправильно понимаемых кодексов поведения: бусидо, или «Пути воина».

Когда вы думаете о самурае, что первым приходит на ум? Исключительно искусный фехтовальщик? Или ужасный образ поверженного воина, совершающего сэппуку (ритуальное самоубийство)? Или кодекс бескомпромиссной преданности своему феодалу, даже доходящей до совершения предосудительных поступков?

Этот кодекс называется бусидо, или Путь Воина. Чтобы понять основные идеи бусидо, нам нужно немного углубиться историю.

Бусидо: История самураев

Портрет высокопоставленного самурая, Утагава Токуюни, Центр восточноазиатского искусства династии Тан
Портрет высокопоставленного самурая, Утагава Токуюни, Центр восточноазиатского искусства династии Тан

Прежде чем идти дальше, давайте проясним одно заблуждение. Слово самурай не переводится как «воин», а скорее происходит от сабурау: «тот/те, кто служит». Слово «воин» — буси. Это различие пригодится при обсуждении периода Эдо.

Эта статья не ставит целью пересказать всю историю касты самураев, поэтому мы коснемся основ. В ранний период Хэйан (794 – 1185 гг. н. э.) существовал северный клан под названием Эмиси, который пытался восстать против тогдашнего императора Канму. Император призвал воинов из других кланов, чтобы помочь подавить восстание. После завоевания всего Хонсю император постепенно начал терять власть и престиж, хотя его по-прежнему почитали как религиозную фигуру.

Дворяне объединились в политическом плане, в конечном итоге вытеснив императорское правительство бакуфу, или военным правительством. Император сохранил церемониальную и религиозную власть, но бакуфу удерживал всю истинную политическую власть. Они отразили обе попытки монгольского вторжения, и в течение следующих двухсот лет дела шли относительно гладко.

С 1467 по 1603 год даймё, или феодальные лорды, боролись друг с другом за контроль над страной при различной степени торговой поддержки со стороны португальцев и голландцев. Токугава Иэясу фактически завершил этот период войны, победив Исиду Мицунари в битве при Сэкигахара в 1600 году, укрепив контроль Токугавы и обеспечив мир на следующие 250 лет. Режим Токугавы полностью закрыл Японию от остального мира, за исключением одного порта в Нагасаки.

В 1854 году демонстрация силы коммодора Мэтью Перри в Токийской гавани положила начало модернизации Японии, что означало упразднение касты самураев и феодальной системы в целом.

Что такое Бусидо?

Томоэ Гозен убивает Учиду Сабуро Иеёси в битве при Авадзу-но Хара, картина Исикава Тойонобу, 1750 год, MetMuseum.
Томоэ Гозен убивает Учиду Сабуро Иеёси в битве при Авадзу-но Хара, картина Исикава Тойонобу, 1750 год, MetMuseum.

Один из наиболее всеобъемлющих способов думать о бусидо — это как о японском аналоге рыцарского кодекса рыцарства. Слово рыцарство происходит от французского «chevalier» : «тот, кто владеет лошадью».

Не было единого набора правил, определяющих бусидо на протяжении всего существования самураев. Фактически, ни формализованный набор правил, ни само слово не были записаны вплоть до периода Эдо.

Самураи начинали как каста солдат. Таким образом, фокус на поведении изначально был связан исключительно с доблестью на поле боя и силой оружия. Самураи сосредоточились на конной стрельбе из лука, и их кодекс поведения назывался Кюба-но-Мити, или Путь лошади и лука. Он подчеркивал мастерство и храбрость.

Как это развивалось?

Человек, смотрящий на Мусаси через увеличительное стекло, Куниёси Утагава, 1848 г., Библиотека Конгресса
Человек, смотрящий на Мусаси через увеличительное стекло, Куниёси Утагава, 1848 г., Библиотека Конгресса

Метод ведения войны в периоды Хэйан и Камакура состоял из поединков между отдельными воинами. Они объявляли свои имена и достижения, вызывая на бой любого достойного противника. Выживший брал голову своего врага и представлял ее генералу. Элемент поклонения предкам также существовал как результат конфуцианской этики, которая перешла из китайской культуры Тан, но он был менее выражен в ранние дни самураев.

Со временем, когда каста приобрела больше власти и престижа, кодекс преобразился. Вместо того, чтобы быть сосредоточенным на индивидуальной доблести, акцент сместился на сыновний долг перед даймё. От воинов ожидалось, что они будут ставить интересы своих феодалов превыше всего, даже своих собственных жизней. Обычай индивидуальных испытаний ослабел. Частично причиной этих изменений стали попытки монгольского вторжения.

Боевое мастерство все еще было важно, но постепенно оно начало уступать место более обобщенным моральным принципам, особенно в период Эдо, когда царил всеобщий мир, а самураи были больше бюрократами, чем воинами. Одна вещь, которая отличала версию периода Эдо от более ранних версий этого кодекса, — это акцент на духовности, самосовершенствовании и обучении. В знаменитой книге Миямото Мусаси «Го Рин Но Сё» («Книга пяти колец») один из советов, который он дает, — «знать пути всех профессий».

После 250 лет мира правление самураев подошло к концу с реформами Мэйдзи. Многие бывшие самураи обратили свои интересы в бизнес и промышленность. Это было похоже на кодекс периода Эдо; одна популярная поговорка, которая была у самураев, была bunbu ichi, что примерно означало «перо и меч, как одно целое». Другими словами, самураи должны были быть учеными в той же степени, что и солдаты, если не больше, и заниматься искусствами.

Добродетели Бусидо

Сёгун Токугава Иэясу, автор Утагава Ёситора, 1873, из Открытой базы данных японского искусства Ukiyo-e.org
Сёгун Токугава Иэясу, автор Утагава Ёситора, 1873, из Открытой базы данных японского искусства Ukiyo-e.org

Это основные добродетели, поддерживаемые большинством интерпретаций кодекса бусидо. Мы говорим в основном о периоде Эдо, потому что именно тогда он наиболее укрепился как моральная система.

Милосердие (Джин) : Как воины, самураи обладали властью над жизнью и смертью. От них ожидалось, что они будут использовать эту власть осмотрительно. Другими словами, они должны были убивать только по правильным причинам. Конечно, то, что это означало, варьировалось от человека к человеку.

Честность (Макото) : Кодекс бусидо требовал от самураев быть абсолютно правдивыми в словах и делах. Если давались обещания, они должны были следовать им быстро и до последней буквы.

Лояльность (Chuugi) : Как уже упоминалось, отличительной чертой этого кодекса поведения было ставить интересы даймё выше своих собственных. Известно, что некоторые самураи, вместо того чтобы стать ронинами, совершали сэппуку после смерти даймё, которому они поклялись служить.

Репутация (Мэйё) : все, что говорил или делал самурай — или считалось сделанным — влияло на его репутацию и, в более широком смысле, на репутацию его даймё. Просто быть добродетельным и заслуживающим доверия слугой было жизненно важно, но нужно было, чтобы его видели и знали, что он таков. Частью этого было тщательное поддержание внешнего вида, включая уход за мечом, даже если оружие никогда не вынималось.

Мужество (Ю) : Путь воина требовал непоколебимой храбрости не только при столкновении с врагом на поле боя, но и убежденности в необходимости действовать правильно в повседневных ситуациях и принимать трудные решения.

Уважение (Рэй) : Уважение к другим в любых ситуациях, даже если они были ниже на социальной лестнице, было одним из самых далеко идущих аспектов Кодекса Воина. Одним из определяющих аспектов современной японской культуры является акцент на уважительных взаимодействиях.

Развенчание мифов

Неизвестный актер, изображающий самурая, Кацукава Сюндзё, 1700-1787, MetMuseum
Неизвестный актер, изображающий самурая, Кацукава Сюндзё, 1700-1787, MetMuseum

Миф: Самураи считали, что меч — единственное достойное оружие, которым можно сражаться.

Реальность: Самураи, по крайней мере в период Сэнгоку и ранее, не стеснялись использовать разнообразное оружие, вплоть до огнестрельного. Сам Мусаси говорил: «Изнутри укреплений оружие не имеет себе равных, пока ряды не столкнутся, но когда мечи скрещиваются, оружие становится бесполезным». Даже без оружия меч никогда не был основным оружием. Эта идея исходит из картин и писаний периода Эдо, когда самураи носили катану скорее как знак должности, чем как оружие.

Миф: Бусидо призывал самураев никогда не отступать от битвы, даже если шансы на победу были безнадежны.

Реальность: Одним из произведений, которые изучали и копировали самураи, было «Искусство войны» Сунь Цзы. В этой книге одна из стратегий, предложенных древним китайским генералом, заключалась в отступлении, если битва была проигрышной.

Миф: Самурай больше всего хотел умереть достойно.

Реальность: Ни один благополучный человек не хочет умирать до такой степени, чтобы активно стремиться к этому. Вместо этого это было отношение: shinu kikai o motomo или «поиск причины умереть». Это больше походило на определение причины, ради которой человек готов рискнуть своей жизнью.

Служение своему господину было конечной целью. Умереть на этой службе считалось почетным, но только если это способствовало целям даймё. Идея поиска смерти исходит из неправильного понимания «Хагакурэ» или «Скрытых листьев». Самурай 18 века Ямамото Цунэтомо призывал читателей ежедневно медитировать и думать обо всех способах, которыми можно встретить смерть.

Падения в Бусидо

Сэппуку, автор Утагава Ёсиаки, Ukiyo-e.org
Сэппуку, автор Утагава Ёсиаки, Ukiyo-e.org

Несмотря на то, что мы говорили об идеалах бусидо как о системе морали, у нее есть темная сторона. Тема смерти пронизывает многие ее аспекты, приводя к обычаям, которые большинство из нас сегодня посчитало бы морально предосудительными.

Обычай сэппуку, или ритуального самоубийства путем потрошения и последующего обезглавливания, широко представлен в самурайских СМИ. Как вы можете себе представить, это был ужасный способ умереть. Самурай, совершающий этот акт, должен был сохранять самообладание на протяжении всего испытания. Только когда агония становилась слишком сильной, второй, кайсякунин, приканчивал его.

Существовали и более темные обычаи: ритуал кирисутэ/кирицукэ гомэн, или «убийство и извинение». Если самурай чувствовал, что кто-то более низкого статуса не оказал ему должного уважения, он мог убить его на месте. От него ожидалось, что он объяснит причину или пригласит очевидцев, и это должно было быть очень обоснованным (на тот момент).

В противном случае самураю можно было приказать совершить сэппуку. Неразборчивое убийство не только морально предосудительно в современных глазах, но и явно нарушает добродетель Дзин, как обсуждалось выше. С более прагматичной точки зрения, убийство людей, ответственных за обработку земли, было бы неразумным.

Другая такая практика, цудзигири (дословно «убийство на перекрестке»), включала (возможно) проверку лезвия своего меча на прохожем, обычно ночью. Обычно это не было попустительской практикой, но многие самураи все равно ее совершали. Самураи также участвовали в поединках, чтобы продемонстрировать превосходство своих техник владения мечом, отсюда и происходит термин цудзигири.

Истории о верном самурае Красного замка, Утагава Куниёси, 1848, через Ukiyo-e.org
Истории о верном самурае Красного замка, Утагава Куниёси, 1848, через Ukiyo-e.org

Низший уровень бусидо как моральной системы пришелся на Вторую мировую войну. К тому моменту он превратился в веру в японское превосходство, абсолютное подчинение воле императора, идею отсутствия отступления на поле боя и полное презрение к тем, кто сдался и стал пленником.

Обращение с китайскими гражданами, например, во время Нанкинской резни, — это то, что современные японские чиновники и педагоги не признают в полной мере.

Бусидо как моральный кодекс имеет сложную и неправильно понятую историю, как мы уже обсуждали. В трудах периода Эдо и современных работах его описывают как нечто, чему следовали все, но у каждого были личные интерпретации и степени набожности

#история #культура #Япония #оружие #катана #харакири #лезвие #легенды #сабли #синтоизм #культурология #сэппуку #самураи #воины #мечи и копья #традиции #бусидо