Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

5 археологических загадок которые могут заинтриговать

Оглавление

Археология может раскрывать прошлое увлекательными и великолепными способами. Существует еще так много интригующих открытых археологических загадок, которые предстоит разгадать.

Археология раскрывает вещественные доказательства прошлых лет, пытаясь разгадать вопрос, кто мы и откуда. Колоссальные пирамиды Египта являются ярким напоминанием об изобретательности и ноу-хау древних египтян, так же потрясает картина останков жителей Помпеи, погибших во время извержения Везувия. Когда Говард Картер раскрыл богатство гробниц Тутанхамона, он показал жаждущим наживы людям, насколько впечатляющими, прибыльными могут быть некоторые археологические находки. К сожалению, многие великолепные археологические памятники еще не раскрыли свои тайны, в том числе и те что были утеряны. В этой статье напоминаем о пяти интригующих и захватывающих археологических загадках, которые все еще ждут своего решения.

1. Почему местонахождение гробницы Александра Македонского является одной из величайших археологических загадок мира?

Похоронная процессия Александра Великого, Андре Бошан, 1940 год, галерея Тейт, Лондон.
Похоронная процессия Александра Великого, Андре Бошан, 1940 год, галерея Тейт, Лондон.

На дворе 323 год до н.э., Александру Македонскому всего 32 года, и он находится на пике своего могущества. Отдыхая во дворце Навуходоносора II в Вавилоне, он тяжело заболевает после обильного праздничного пьянства. Примерно через 11 дней не опознаваемой слабости и потери сознания Александр умирает. Это была настоящая бесславная смерть для такого знаменитого и закаленного в боях лидера.

Останкам Александра не дали покоя. Поместив его тело в золотой саркофаг, его генералы и друзья организовали колоссальную процессию, чтобы отвезти тело Александра домой для захоронения в Македонии. Но в пути они попали в засаду! Это был не враждебный отряд, а один из их собственных, именно генерал армии Александра по имени Птолемей, который будет править Египтом как Птолемей I Сотер напал на них.

Август перед гробом Александра Великого, картина Себастьен Бурдон, ок. 1642–1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Август перед гробом Александра Великого, картина Себастьен Бурдон, ок. 1642–1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Птолемей похитил тело Александра, увез его с собой в Египет и похоронил где-то в городе Мемфис. Его сын Птолемей II Филадельф в свою очередь перенес его в город, названный в его честь, Александрию, на побережье Средиземного моря. Вскоре гробница стала местом паломничества, и знаменитые римляне, такие как Помпей, Юлий Цезарь, Август, Адриан и Калигула, в обязательном порядке посещали ее во время экскурсии по городу.

И там гробница простояла веками, прежде чем останки Александра снова умыкнули мародеры. Последний раз в древности о нем упоминал греческий ритор Либаний в 390 году нашей эры.

Древний город Александрия, 1885 год, Университет Райса, Хьюстон.
Древний город Александрия, 1885 год, Университет Райса, Хьюстон.

Ученые не могут объяснить, почему исторические тексты не указывают местонахождение могилы Александра Великого; тем не менее, археологи и историки выдвинули несколько теорий, и некоторые из наиболее примечательных представлены здесь. Помимо данных предположений другие пути выявления захоронения Александра тоже уже были предложены учеными. Насколько это точно мы не знаем.

Александрия медленно погружается в Средиземное море со скоростью до 0,25 сантиметра в год. Возможно, благодаря этому проседанию гробница еще глубже погрузилась под землю, рельеф местности изменился, а затем сверху снова была застроена, чтобы поддержать рост населения города.

В 391 году император Феодосий провозгласил христианство единственной законной религией. Поэтому не исключено, что толпа праведных и неистовых христиан, в русле данного направления политики разрушили место поклонения Адександру. Эта теория имеет приоритет, потому что Александрийский храм Сераписа (Серапеум) был разрушен в 391 году нашей эры, вероятно, христианской толпой.

Еще одна интригующая возможность заключается в том, что тело Александра, ошибочно принятое за тело христианского мученика Святого Марка, было своровано из гробницы и переправлено через Средиземное море в Венецию, где тело было похоронено в базилике Сан-Марко (базилике Святого Марка). Если это правда, это был бы один из величайших случаев ошибочной идентификации в истории!

В целях обнаружения гробницы было проведено более 140 официально санкционированных раскопок, ни одна из которых не увенчалась успехом. Учитывая технологические достижения, такие как георадар, кто может сказать, что следующие раскопки не принесут удачу и не решат одну из самых захватывающих археологических загадок в мире?

2. Почему критско-минойское линейное письмо не было переведено?

Внутри отреставрированного «Мегарона царицы» Кносского дворца работы Джошо Брауэрса, журнал Ancient World Magazine
Внутри отреставрированного «Мегарона царицы» Кносского дворца работы Джошо Брауэрса, журнал Ancient World Magazine

В 1886 году британский археолог Артур Эванс, специалист по эгейским цивилизациям позднего бронзового века, начал собирать на Крите фрагменты керамики, покрытые загадочным письменным письмом. Он и не подозревал, что спустя почти 150 лет они останутся нерасшифрованными.

Обнаружив больше примеров во время раскопок Кносского дворца, начавшихся в 1899 году, Эванс обнаружил, что письмо было частью линейной системы письма – в отличие от графических иероглифов Древнего Египта или клинописных текстов Месопотамии – связанных с минойской системой письма цивилизации, процветавшей на Крите примерно между 1800 и 1450 годами до нашей эры.

Эванс также обнаружил другое письмо, которое он назвал Линейным письмом B. Оно было расшифровано в начале 1950-х годов и оказалось ранней формой греческого языка, используемой для написания микенского языка.

Линейное письмо. Табличка из дворца Закроса, Wikimedia Commons.
Линейное письмо. Табличка из дворца Закроса, Wikimedia Commons.

Древние языки трудно расшифровать, и существует множество примеров письменных текстов, которые еще предстоит перевести, в том числе хараппское письмо цивилизации долины Инда в Юго-Восточной Азии, ольмекское письмо цивилизации ольмеков в Мезоамерике и глифы Ронгоронго Рапа-Нуи (остров Пасхи) в Тихом океане, и это лишь некоторые из них.

Тексты, вероятно, представляют собой учетные цифры и другие записи. Это логично, если учесть, что минойские дворцы на Крите, скорее всего, служили центрами хранения и перераспределения таких продуктов питания, как ячмень и пшеница.

Розеттский камень и реконструкция того, как он выглядел изначально, иллюстрация Клэр Торн, Британский музей, Лондон.
Розеттский камень и реконструкция того, как он выглядел изначально, иллюстрация Клэр Торн, Британский музей, Лондон.

Недавнее исследование доктора Эстер Салгареллы из Кембриджского университета использовало лингвистические исследования, археологию и палеографию для создания онлайн-базы данных знаков линейного письма А под названием SigLA — Знаки линейного письма А: палеографическая база данных.

Благодаря возможностям поиска в онлайн-базе данных, которая в настоящее время насчитывает 300 знаков, 400 рукописных надписей и более 3000 отдельных знаков, доктор Салгарелла обнаружил, что связь между шрифтами линейного письма A и линейного письма B более тонкая, чем считалось ранее, и что части более раннего письма были адаптированы греками в линейном письме B.

Благодаря ее работе и вычислительной мощности современных компьютеров ученые стали на шаг ближе к пониманию одной из непреходящих археологических загадок древнего мира и раскрытию письменности древней минойской цивилизации.

3. Почему были созданы перуанские линии Наска?

Вид с воздуха на линии Наска, Britannica.com.
Вид с воздуха на линии Наска, Britannica.com.

Линии Наска — это совокупность массивных огромных геоглифов, разбросанных по пустыне Наска на юге Перу. Они были созданы людьми культуры Наска между 400 г. до н. э. и 500 г. н. э., которые обнажили слой характерной желто-серой почвы, перемещая большие камни и мелкую гальку, разбросанные по пустынному ландшафту.

В состав Линий Наска входит более 800 прямых линий, 300 геометрических фигур и 70 впечатляющих рисунков животных и растений (биоморфов). Поскольку большинство из них огромны — от 400 до 1100 метров в длину, — лучший способ увидеть их сверху, те есть с высоты около 500 метров. Однако исходя из этого - не понятно как древние люди их создали.

Геоглифы впечатляют своей детализацией и художественным стилем. Наиболее узнаваемыми являются четкие изображения животных, в том числе паука, обезьяны с петлеобразным хвостом, колибри, кондора, пеликана, ящерицы и кита.

Колибри, PBS
Колибри, PBS

С момента их повторного открытия перуанским археологом Торибио Мехиа Ксесспе, который заметил их во время подъема на холм в 1927 году, ученые, археологи и антропологи до сих пор спорят, почему же были созданы линии Наска.

Одним из первых теоретиков который был там Пол Косок, первый учёный, увидевший их с воздуха. Первоначально он предположил, что они были частью древней ирригационной системы, хотя на наш взгляд это слишком мудрено для системы орошений. Позже Косок, наряду с Рихардом Шеделем и Марией Райхе, предположил, что эти линии могли даже быть частью астрономических объектов, таких как древняя обсерватория или астральная карта. Они думали, что линии обозначают точки на горизонте, где солнце и другие небесные тела восходили или заходили во время солнцестояний. Однако археоастрономы Джеральд Хокинс и Энтони Авени предполагают, что доказательств в поддержку этой теории недостаточно, и поэтому она не получила широкой поддержки.

Йохан Рейнхард предложил одну из самых популярных современных теорий: жители Наска создали линии как ритуальные тропы, чтобы вести их к священным местам, где они могли молить богов о большем количестве воды и плодородных урожаев.

Гуманоидная линия Наска, 2019, Университет Ямагата.
Гуманоидная линия Наска, 2019, Университет Ямагата.

В 2011 году японская команда из Университета Ямагата обнаружила две "небольшие" фигурки. Это стало кульминацией 5-летних полевых исследований, в ходе которых было обнаружено 100 новых геоглифов. Совсем недавно, в 2019 году, с помощью машинного обучения и искусственного интеллекта они смогли отсканировать данные, собранные в ходе прошлых исследований, и найти ранее нераспознанные геоглифы.

Благодаря быстро развивающейся технологии дронов и вычислительной мощности нет никаких сомнений в том, что будет найдено еще больше геоглифов Наски, и не только их. А вместе с ними, возможно, и больше того, что позволит археологам окончательно доказать, почему люди Наска создали эти геоглифы и чем они являются на самом деле.

4. Почему народ "дикис" вырезал каменные сферы на Коста-Рике?

Каменные сферы Коста-Рики, Latin America & Caribbean Geographic.
Каменные сферы Коста-Рики, Latin America & Caribbean Geographic.

В дельте Дикис и на острове Исла-дель-Каньо на юге Коста-Рики находится более 300 петросфер (каменных шаров). Известные местным жителям как Болас де Пьедра, они, как полагают, были созданы культурой дикис, которая процветала в Коста-Рике между 600 и 1500 годами нашей эры. Их размер варьируется от 70 сантиметров до почти 2,57 метра в диаметре и, по оценкам, весит до 16 тонн.

Большинство камней вырезаны из магматической (вулканической) породы, известной как габбро, грубой версии базальта. Есть также более 20 вырезанных из более мягких форм известняка и песчаника.

Большинство археологических памятников в Коста-Рике пострадали от многовекового разграбления, как в эпоху колониальных империй так и в современный период, но каменные сферы были спасены, по крайней мере благодаря толстым слоям тяжелых отложений, которые удерживали их закрытыми и скрытыми на протяжении сотен лет. Они были обнаружены в 1930-х годах, когда United Fruit Company расчистила большие участки земли под банановые плантации на юге Коста-Рики. Сейчас они внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО как часть доколумбовых поселений с каменными сферами дикис.

Стоящая фигура в маске ягуара, Дикис – Коста-Рика, 800–1500 гг. н. э., Galerie Mermoz, Париж.
Стоящая фигура в маске ягуара, Дикис – Коста-Рика, 800–1500 гг. н. э., Galerie Mermoz, Париж.

По словам Джона Хупса, директора программы глобальных исследований коренных народов в Университете Канзаса,

«Люди, которые их сделали, не оставили никаких письменных записей. Нам осталось воспользоваться археологическими данными, чтобы попытаться реконструировать контекст. Культура людей, их создавших, вымерла вскоре после испанского завоевания. Таким образом, нет никаких мифов, легенд или других историй, которые рассказывают коренные жители Коста-Рики о том, почему они создали эти сферы».

Однако Джон уверен, что они не представляют собой остатки древней битвы между людьми и инопланетянами за контроль над Землей, как предполагают некоторые люди.

5. Почему иорданская стена Хатт-Шебиб является одной из самых непреходящих археологических загадок?

Хатт Шебиб, Джон Уинтерберн, 2019, Flickr
Хатт Шебиб, Джон Уинтерберн, 2019, Flickr

Хатт Шебиб (Стена Шебиба) — это древняя каменная стена, протяженностью более чем 150 километров по суровому пустынному ландшафту Иордании. Считается, что она начинается недалеко от Вади-эль-Хаса в центральной Иордании и пересекает каменистые равнины и песчаные холмы в направлении Рас-ан-Накаба на юге.

Хотя местные жители знали о стене на протяжении веков, международное внимание к ней пришло в 1948 году, когда британский дипломат сэр Алек Киркбрайд заметил стену, пролетая над ландшафтом. Сегодня его исследуют археологи из службы воздушной археологии Иордании (AAJ). Они обнаружили, что он проходит в направлении с юго-запада на северо-восток и имеет разветвляющиеся стены по всей длине. Есть также около 100 башен диаметром от 2 до 4 метров, которые, вероятно, использовались в качестве сторожевых башен и мест, где люди могли укрыться от палящего солнца пустыни.

Археолог Дэвид Кеннеди говорил, что керамика, найденная вдоль стены, указывает на то, что она, скорее всего, была построена где-то между набатейским периодом (312 г. до н.э. и 106 г. н.э.) и периодом Омейядов (661-750 гг. н.э.). Возможно, стена была построена по приказу местных властей или неорганизованных островных сообществ.

Хатт Шебиб, Джон Уинтерберн , 2019, Flickr
Хатт Шебиб, Джон Уинтерберн , 2019, Flickr

Стена была построена всего лишь около одного метра в высоту и около полуметра в толщину, что означает, что она не была спроектирована как защитный барьер. Археологи предположили, что это было надежное убежище для охотников и путешественников, укрытие, облегчающее охоту, или, возможно, даже сельскохозяйственный барьер между оседлыми земледельцами и кочевым охотниками. Не заграждение, а постройка во благо жителей и их нужд.

Возможно, также по мнению некоторых ученых, стена была своего рода границей, цель которой еще предстоит обнаружить? Благодаря более обширным полевым исследованиям существует вероятность того, что загадка будет наконец раскрыта.

Статьи публикуются ежедневно! Если вам понравилась статья, ставьте пальцы вверх и подписывайтесь на канал!

#history #story #история #рассказы #загадки и тайны истории