Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как работает Даосизм и конфуцианство в китайском военном деле

Оглавление

Древние философии даосизма и конфуцианства сыграли решающую роль в развитии китайского военного искусства и стратегической мысли, начиная с Сунь Цзы и до наших дней.

Картина Сунь Цзы  с китайскими чиновниками
Картина Сунь Цзы  с китайскими чиновниками

Даосизм и конфуцианство образуют два из трех столпов китайской мысли. Эти философии проникли не только в религиозные и культурные сферы Китая, но и в его военную традицию. С самого начала китайской стратегии в военных трактатах «Семи военных классиков» даосская и конфуцианская мысль пронизывает как основные принципы, так и применение китайской войны. Мы можем особенно видеть это влияние у самого выдающегося стратега и военного мыслителя Китая Сунь Цзы, а также в современной китайской войне.

Что такое даосизм?

Символ Инь-Ян
Символ Инь-Ян

Даосизм — это древняя китайская философия, сосредоточенная вокруг идеи гармонии и равновесия. Знаменитый символ инь-ян происходит из даосской веры в то, что все в мире сбалансировано и взаимосвязано, направляемое глубинной энергией, известной как ци. Жить в состоянии гармонии со вселенной — значит быть в гармонии с «Дао» или «Путь».

Этот взгляд на гармонию создает захватывающий результат в даосской диалектике. Диалектика — это область философии, занимающаяся разрешением реальных или кажущихся противоречий в фактах или идеях. Но в отличие от западной диалектики, которая взвешивает противоречия на пути к выявлению в конечном счете непротиворечивой истины (например, закон непротиворечия Аристотеля ), даосская диалектика отвергает жесткие определения и определенность, уравновешивая противоречие с дополнительностью. Противоположность может существовать, но все же находиться в гармонии, потому что противоположности являются относительными, а не абсолютными. Инь и Ян иллюстрируют это, будучи противоположностями, которые гармонично дополняют друг друга. Действительно, их существование зависит от их отношений друг с другом.

Хотя даосизм стал популярен в Китае еще в VIII веке до н. э., основной текст, известный как «Дао дэ цзин», написанный Лао-цзы, не был написан еще несколько столетий. Исторические отношения Китая с даосизмом интересны. Китайская элита часто презирала эту философию. Однако простые люди и более радикальная интеллигенция широко ее приняли, по сути, сделав даосизм разновидностью народной философии. Однако его влияние на Китай и, действительно, на китайскую войну, является глубоким и его нельзя недооценивать.

Что такое конфуцианство?

Статуя Конфуция в конфуцианском храме в Шанхае
Статуя Конфуция в конфуцианском храме в Шанхае

Конфуцианство было главенствующей философией в Китае на протяжении более 2500 лет, с тех пор как Конфуций (551-479 до н. э.) заложил ее основу в «Лунь Юй». Как и даосизм, конфуцианство озабочено гармонией. Но на этом большая часть сравнения заканчивается. Конфуцианство ищет гармонию через этику и правильное социальное поведение, полагая, что если каждый знает свое место в социальной иерархии и ведет себя соответственно, то все будут жить в гармонии. Таким образом, конфуцианство фокусируется в первую очередь на моральном облике человека, особенно на добродетельном поведении, которое поможет ему хорошо существовать в обществе. Уважение, альтруизм, смирение и сыновняя почтительность (преданность семье, подчинение/послушание младших - старшим), согласно конфуцианским догмам создают гармоничное общество.

Там, где даосизм функционировал в первую очередь как философия народа и для народа, конфуцианство было принято как философия государства, управления государством. Император У Ди (годы правления 141-87 до н. э.) установил конфуцианство в качестве официальной государственной идеологии во время династии Хань, сделав конфуцианство ключевой идеологией, лежащей в основе китайской этики, образования и политики.

Император У Ди (личное имя — Лю Чэ)

Из-за своих четких классовых и идеологических различий конфуцианство и даосизм часто сталкивались в политических взглядах. Например, конфуцианство отстаивало рационализм и гуманизм, в то время как даосизм предпочитал мистицизм и натурализм. Более того, как государственная философия, конфуцианство поддерживало жесткий порядок (иногда до абсурда), социальный контроль и государственную бюрократию, тогда как даосизм был философией простого народа и зачастую тех кто отстаивая свое мнение становился мятежником. Так же конфуцианство значительно урезало права женщин в общества Древнего Китая. Это имело последствия и на гендерный перекос населения современного нам Китая. Мальчики ценились больше девочек - и в поднебесной это имело корни именно от конфуцианства, где мужчина единица учета населения (женщины были абсолютно заперты на заднем дворе и не имели прав отличных от тех что давали им мужчины семьи) и наследник всего имущества родителей. Многие традиции прорастают именно с тех времен.

Диссонанс между этими двумя философиями оказал огромное влияние на историю Китая, и их неразрывные взаимосвязи также можно наглядно увидеть в китайских войнах.

Конфуцианство и семь классических военных произведений Китая

Карта, изображающая начало периода Воюющих царств, из книги «Война на скалах»
Карта, изображающая начало периода Воюющих царств, из книги «Война на скалах»

Период Воюющих царств (или же, как часто называют Сражающихся царств 475-221 гг. до н. э.) обеспечил контекст для зарождения китайской стратегии, а именно, «Семи классических военных трактатов Китая». Эти трактаты возникли в ответ на резкое увеличение размеров армий, количества жертв и усложнение военных технологий в этот период. Хотя авторство ряда классических трактатов не установлено, их влияние на китайскую стратегическую мысль было настолько глубоким, что династия Сун позже объединила их и назвала «Семью классическими военными трактатами». Самым известным из этих трактатов является «Искусство войны» Сунь Цзы.

Хотя, конечно, каждая классика уникальна в своем точном объеме и теории, как орган они согласны, что война не должна быть предпринята легкомысленно и, по сути, ее следует избегать в пользу ненасильственных средств. Этот традиционный ненасильственный элемент китайской стратегии соответствует конфуцианской доктрине «Середины». Середина представляет собой средний путь между двумя крайностями; в данном случае, жесткой силой и бездействием. Этот тип «мягкой силы», который представляет собой ненасильственные формы разрешения конфликта, продвигает интересы Китая, сохраняя равновесие и сохраняя ресурсы. Кроме того, конфуцианство рассматривает императора, который вынужден участвовать в военных действиях, как того, чья добродетель находится под вопросом наряду с дисгармонией международных отношений. Хотя это, конечно, не полностью отрицает агрессивные военные действия, это дает дополнительный стимул для оборонительных или ненасильственных войн. Дополнением к этому является отсутствие жестких различий в даосизме. Даосизм не видит значимой концептуальной разницы между насильственными средствами и ненасильственной войной.

Современная компиляция «Семи классических произведений китайской военной литературы» Ральфа Д. Сойера, The Washington Post
Современная компиляция «Семи классических произведений китайской военной литературы» Ральфа Д. Сойера, The Washington Post

Китайская война также подражает вере конфуцианства в участие только в справедливой войне. Война считается справедливой, если она происходит между двумя правителями, последним средством, разумным возмездием или революцией, призванной устранить некомпетентное правительство. Это вполне может быть сочетанием сосредоточенности конфуцианства на этическом поведении и желания минимизировать дорогостоящие, насильственные конфликты. Независимо от этого, китайским стратегам пришлось примирить осуждение войны как политического инструмента с реальностью того, что войны не всегда можно избежать. Классики приняли фундаментальное предположение о справедливой войне. Отсюда они структурировали свои трактаты вокруг вопроса о том, как следует вести справедливую войну. Таким образом, фундаментальным принципом, рассматриваемым каждым классиком, является важность решительных действий, когда и где это требуется. Фактически, хотя китайская война хорошо известна своим предпочтением ненасильственных, косвенных стратегий, это никоим образом не означает пацифизм. Как видно из «Семи классических военных трактатов», в китайской стратегии подробно обсуждается агрессивное применение насилия.

Даосизм и Сунь Цзы

Сунь Цзы
Сунь Цзы

Если значение конфуцианства в основном проявляется в общих принципах, лежащих в основе китайской войны, то даосизм можно особенно выделить в развитии китайских стратагем. Ключевым примером является абсолютная приспособляемость и гибкость к изменениям. Сосредоточение даосизма на природе делает его особенно восприимчивым к факторам местности и сезона, а также к динамической энергии ци, соединяющей как союзников, так и противников. Конкретные примеры влияния даосизма можно увидеть в «Искусстве войны» Сунь Цзы.

Сунь Цзы предлагает практический подход к войне и стратегии. Его стратегическую теорию можно обобщить как отказ от грубой силы в пользу методов, которые минимизируют затраты. Он призывает генералов перехитрить противника и предвидеть его действия, широко использовать обман, чтобы нарушить асимметричный баланс сил, воплощать форму и бесформенность и применять силу быстро и решительно, когда победа гарантирована.

Даосская диалектика обеспечивает философскую основу для ряда принципов Сунь Цзы. Например, оба подчеркивают баланс. Даосские идеи уравновешивания противоречий и гармонизации со вселенной позволяют генералу гибко адаптироваться к окружающей среде. Требуется мастер баланса, чтобы точно знать, как создавать дисбалансы. Как советует Сунь Цзы, чтобы разрушить врага: «Если они отдохнули, заставьте их напрячься. Если они объединены, заставьте их разъединиться. Атакуйте там, где они не готовы. Идите туда, где они этого не ожидают». Действительно, качества, которыми обладает искусный генерал, очень дополняют качества, которыми обладает мастер-даос.

Цитата Сунь Цзы на рекламном щите
Цитата Сунь Цзы на рекламном щите

Другие даосские принципы, отраженные в Сунь Цзы, — это косвенность, секретность и парадокс. Вместе они образуют костяк его «Дао обмана», которое он описывает как основу всех военных действий. Обман не только может нарушить асимметричный баланс сил, но и может сделать это косвенно и тайно. Это требует от командира воплощения «формы и бесформенности». Само название напоминает инь и ян даосизма. Форма и бесформенность относятся к знанию врага, при этом оставаясь скрытым или бесформенным. Эта диалектика является краеугольным камнем подхода Сунь Цзы к стратегии и освобождает командира для олицетворения текучести в идеальном действии и реакции на динамический поток изменений в реальном времени.

Современная китайская война

Китайские чиновники, Оуян Цзе
Китайские чиновники, Оуян Цзе

В этой статье мы сосредоточимся конкретно на даосизме и конфуцианстве в современных китайских «трех войнах», которые были одобрены Центральной военной комиссией Китая в 2003 году. Эти три типа — психологическая война, юридическая война и война в СМИ. Они представляют собой три ненасильственные косвенные стратегии, каждая из которых направлена ​​на создание асимметричного баланса сил в пользу Китая.

Психологическая война подрывает способность противника к сопротивлению, атакуя его уверенность, волю к борьбе или поведение. Это может быть сделано путем создания неуверенности в себе с помощью обманчивых историй, изменения и принуждения неявных взглядов противника или разрушения вражеских союзов. Психологическая война явно связана с Дао обмана Сунь Цзы, а также с даосским мастерством баланса и дисбаланса. В этом типе войны конфликт ведется не на поле боя, а за «сердца и умы» воюющих сторон. Психологическая война особенно эффективна, когда подкреплена средствами массовой информации и правовой войной, как когда Китай отреагировал на расследование Филиппинами своих рыболовных судов в Скарборо Шол в 2012 году, отправив сотни судов, назвав филиппинский ответ «радикальным» и запретив весь импорт филиппинских бананов на том основании, что в них содержатся вредители.

Юридическая война использует внутреннее право для влияния на международное право или его нарушения в качестве замены военным действиям. Например, манипулирование границами, поиск юридических лазеек или постановка вопросов суверенитета. Юридическая война также может стремиться изменить закон, чтобы установить юридическое обоснование для определенных действий. Этот тип войны, по крайней мере частично, вытекает из конфуцианского взгляда на суверенитет. Согласно Конфуцию, успешное государство не может сосуществовать, разделяя власть с другим. Разделенная власть создает нестабильность. Юридическая война также может изобразить страну как жертву, которая имеет право проводить операции против своих угнетателей. Примером юридической войны являются паспорта Китая 2012 года, на которых была напечатана карта Китая, утверждающая право собственности на территории, на которые претендуют другие азиатские страны.

Китайский паспорт со спорными территориями
Китайский паспорт со спорными территориями

Медиавойна формирует общественное мнение. Это подвид более широкой информационной войны, которая стремится контролировать поток информации для усиления собственной позиции и принижения оппонентов. Медиавойна нацелена на определенную аудиторию с помощью определенной информации, часто являющейся формой пропаганды. Она быстро противодействует или цензурирует любое негативное мнение о Китае, поощряет национализм и делегитимирует другие источники информации. Обширные медиасети Китая иллюстрируют концепцию мягкой силы конфуцианства посредством мастерского использования техники формы и бесформенности даосизма. Его международные базы данных по сбору информации в сочетании с его «Великим файрволом» внутренней цензуры являются прекрасным примером этого. Медиавойна также идеально соответствует цели конфуцианства, заключающейся в том, чтобы государство использовало культуру как средство распространения влияния и власти за пределы своих границ. Конечно, Китай использует конфуцианский образ гармоничного, этичного общества для оправдания своих целей. В качестве примера медиавойны можно привести армию фейковых аккаунтов в Китае, которые распространяют прокитайский контент в социальных сетях, таких как Twitter и Facebook.

Наследие даосизма и конфуцианства в китайской войне

Самая высокая в мире статуя Конфуция в Цюйфу, Китай
Самая высокая в мире статуя Конфуция в Цюйфу, Китай

Хотя эта статья лишь поверхностно описывает влияние даосизма и конфуцианства на китайскую войну, их значимость неоспорима. Вместе они сплетаются в идеологическую ткань, которая чрезвычайно сложна и динамична, сильно вдохновляя непревзойденную работу Сунь Цзы по китайской стратегии вместе с остальной китайской военной традицией.

#история #китай #дао #путь дао #инь #ян #даосизм #конфуций #конфуцианство #военное дело #сунь цзы