Найти в Дзене
Перо и Пыль Истории

Как Британская Ост-Индская компания превратилась из коммерческой в ​​территориальную?

Оглавление

Деньги во все времена были огромной движущей силой и решали в истории какую позицию займут стороны в вопросах завоеваний. Деньги являлись причиной появления огромных амбиций и безжалостных методов для их достижения...

Основанная в 1600 году по указу королевы Елизаветы I, Британская Ост-Индская компания долгое время считалась ключевым фактором непревзойденного морского мастерства Британской империи.

Обладая властью вести и защищать себя от имени Короны, Британская Ост-Индская компания накопила невообразимое ранее богатство. Его монополия на азиатско-тихоокеанскую торговлю принесла Лондону огромную прибыль, кульминацией которой стал приток прибыльных товаров, таких как чай и специи. Но как и когда зарегистрированная компания вышла за рамки простого ведения бизнеса и в то же время начала оказывать политическое влияние? Что это значит для ее сотрудников, ее покровителей, а также для империи? В этой статье подробно рассматривается стремительный взлет и падение Британской Ост-Индской компании. Это также прольет свет на то, как окончательный контроль Компании над Индией в 18 веке стирал границы между ее коммерческим и территориальным характером.

Как возникла Британская Ост-Индская компания

Портрет Армады работы неизвестного художника, около 1588 года, Национальная портретная галерея, Лондон.
Портрет Армады работы неизвестного художника, около 1588 года, Национальная портретная галерея, Лондон.

Все началось в последний день 1600 года. Британский монарх королева Елизавета I предоставила хартию, что было бы беспрецедентной привилегией, группе лондонских купцов. Историческая хартия предоставляла эксклюзивные права на зарубежную торговлю с Ост-Индией этим людям, которые сформировали Британскую Ост-Индскую компанию. Эта привилегия охватывала огромную территорию, простирающуюся на восток от мыса Доброй Надежды в Южной Африке до мыса Горн в Южной Америке. По сути, это означало, что Британская Ост-Индская компания сможет оказывать значительное влияние на азиатско-тихоокеанскую торговлю.

Запуск боевых кораблей против испанской армады, 7 августа 1588 года, автор Неизвестный художник, около 1590 года, Королевские музеи в Гринвиче, Лондон.
Запуск боевых кораблей против испанской армады, 7 августа 1588 года, автор Неизвестный художник, около 1590 года, Королевские музеи в Гринвиче, Лондон.

Укрепив британское мореходное мастерство, санкционированная государством хартия была принята после того, как британцы самым эпическим и драматичным образом разгромили испанскую армаду. Летом 1588 года испанская армада под командованием 130 кораблей, насчитывавшая около 8000 моряков и 18000 солдат, готовилась вторгнуться в Англию. В результате многолетней англо-испанской напряженности военно-морское противостояние изначально было склонено в пользу испанских войск, превосходивших численностью своих английских коллег. Однако гениальный план послать пылающие английские корабли навстречу испанской армаде позже заставил испанцев бежать в хаосе и панике. Сочетание плохой погоды и не совсем стратегических морских сражений завершилось поражением всемогущей испанской армады. К осени оно потеряло 60 из 130 кораблей и сообщило о 15 000 погибших.

Поражение испанской армады, которое считалось впечатляющей военной победой, без сомнения, ускорило набег Британии на моря. Подобно голландцам и португальцам, британцы хотели отправиться в Ост-Индию и эксплуатировать огромные ресурсы, расположенные на этих землях. В Индии, Китае, а также в Персии и за ее пределами хранились драгоценные специи, ткани, ювелирные изделия и чай, которые широко востребованы западными державами. Продолжающееся европейское соперничество , а также конкуренция за контроль над этими регионами ввергнут Британскую Ост-Индскую компанию в период хаоса, характеризующийся борьбой за власть, эксплуатацией и насилием.

Ключевой «фактор» успеха: заводская система

Жители Восточной Индии в Китайских морях, картина Уильям Джон Хаггинс и Эдвард Дункан, около 1820–1830 годов, Королевские музеи в Гринвиче, Лондон.
Жители Восточной Индии в Китайских морях, картина Уильям Джон Хаггинс и Эдвард Дункан, около 1820–1830 годов, Королевские музеи в Гринвиче, Лондон.

Британская Ост-Индская компания функционировала преимущественно по «фабричному» принципу. Назначенным представителям или «факторам» было поручено открыть торговые посты для поиска и ведения переговоров с местными жителями. Эти факторы обычно заключаются в поддержании связи с местными торговцами для подведения итогов путешествия на текущий и следующий год. Хотя сегодня работа в Британской Ост-Индской компании была столь же желанной, как и получение должности в Google, здесь было много рисков. В частности, для тех, кого отправляют за границу, одна морская экспедиция может легко занять два года и потенциально закончиться трагедией для многих. Было подсчитано, что более половины сотрудников Британской Ост-Индской компании, отправленных в Азию, погибли во время службы. Высокий уровень смертности обычно был результатом штормов, кораблекрушений, пиратства и болезней .

Вернувшись в Лондон, центральная администрация курировала огромную торговую машину. Суд директоров, ответственный за своевременное предоставление отчетов о деятельности Британской Ост-Индской компании, состоял из 24 избранных членов и назначенных комитетов. Суд также отвечал за отправку политических, административных и коммерческих инструкций советам, созданным в основных торговых поселениях за рубежом. Благодаря систематическому и высокоэффективному рабочему процессу Британская Ост-Индская компания смогла извлечь выгоду из выгодной монополии, которую она имела в Ост-Индии, и последовательно получать солидные прибыли.

Препятствия: эскалация напряженности в отношениях с конкурирующими державами

«Действие между кораблями в Первой англо-голландской войне, 1652–1654 гг.», Автор Авраам Виллаертс, около середины 17 века, Королевские музеи Гринвич, Лондон.
«Действие между кораблями в Первой англо-голландской войне, 1652–1654 гг.», Автор Авраам Виллаертс, около середины 17 века, Королевские музеи Гринвич, Лондон.

Эффективная система заложила основу для морских предприятий Британской Ост-Индской компании за рубежом. Однако вскоре развивающаяся морская держава столкнулась с растущим влиянием своих европейских конкурентов. Всего через два года после образования компании они получили известие о рождении Голландской Ост-Индской компании, которой правительство Нидерландов также предоставило монополию на азиатскую торговлю. Голландская Ост-Индская компания, не теряя времени, продемонстрировала свою доблесть и утвердила свое господство в водах Азии. В феврале 1603 года он захватил «Санта-Катарину», хорошо загруженное португальское торговое судно у берегов Сингапура, эффективно получив рычаги воздействия на иберийскую державу. В том же году он также открыл постоянный торговый пост в Бантене, современная Индонезия.

По мере роста напряженности между двумя конкурирующими компаниями она переросла в открытый военно-морской конфликт в 1618 году. Кульминацией этого стала серия военных затруднений между двумя империями с 1652 по 1673 год, которые позже распространились и на 18 век. Среди других мотивов войны было желание Британии захватить торговлю пряностями в Азии, которая всегда была оплотом голландцев. Но когда стало ясно, что голландское доминирование в регионе непревзойденно, британцы изменили свой план игры, обратив внимание вместо этого на Индию и Китай.

Возможность: закрепить «Индию» в Ост-Индской компании

Вид на Калькутту из форта Уильям, работы Уильяма Бирна и Уильяма Ходжеса, 1793 год, Британская библиотека.
Вид на Калькутту из форта Уильям, работы Уильяма Бирна и Уильяма Ходжеса, 1793 год, Британская библиотека.

Для британцев Индия была хорошим вариантом установления доминирования по ряду причин. Во-первых, он поставлял товары, сравнимые с прибыльной торговлей пряностями, такие как индиго, хлопок, чай и экзотические животные. Это было связано с растущим спросом на индийский текстиль в евро-азиатской торговле. Во-вторых, он функционировал как жизнеспособная точка доступа, где могли сходиться торговые сообщества. Это также был стратегический порт для остановки, пополнения запасов и укрытия. Наконец, что еще более важно, Индия представляла себя многообещающим местом для демонстрации английского доминирования в целях противодействия другим европейским державам в регионе.

Акбар принимает посла Ирана Сайида Бега в 1562 году Фаррухом Бегом, около 1590–1595 годов, через Музей Виктории и Альберта в Лондоне.
Акбар принимает посла Ирана Сайида Бега в 1562 году Фаррухом Бегом, около 1590–1595 годов, через Музей Виктории и Альберта в Лондоне.

Первые набеги Британии в Индию начались с заключения соглашений с Империей Великих Моголов. Поскольку последняя выражала заинтересованность в расширении торговли и была относительно открыта для иностранных культур, Британская Ост-Индская компания могла начать свою коммерческую деятельность в Индии. Все началось с строительства первой фабрики Компании в Сурате, тогдашнем самом процветающем порту Индии, в 1612 году. За этим последовало основание нескольких укрепленных поселений в различных частях Индии, таких как Мадрас, Калькутта и Бомбей. Поскольку в этих поселениях быстро разрастались гарнизоны и резиденции чиновников и солдат, они вскоре превратились в микрокосм Британской Ост-Индской компании.

Расширение Британской Ост-Индской компании в Индии

Войска бенгальской армии, картина неизвестного художника, 1785 год, музей Национальной армии, Лондон.
Войска бенгальской армии, картина неизвестного художника, 1785 год, музей Национальной армии, Лондон.

В XVIII веке Британская Ост-Индская компания начала расширять свой контроль над Индией из-за множества факторов. Во-первых, Империя Великих Моголов приходила в упадок из-за все более децентрализованной системы. Сеть сложных брачных союзов создала крайне нестабильный политический климат в многочисленных княжествах. Благодаря своей «фактической автономии» от центральной власти лидеры княжеств, таких как Бенгалия и Хайдарабад, начали заключать собственные соглашения с иностранцами. К 1750-м годам Империя Великих Моголов столкнулась с реальностью собственного упадка. Он столкнулся с двойной угрозой со стороны новых социальных классов, таких как заминдары (землевладельцы) и могущественные торговцы, а также индуистские маратхи, группа воинов с западного плато Декан (современная Махараштра).

Во-вторых, Британская Ост-Индская компания укрепляла свою власть в Индии за счет расширения своих торговых сетей. Помимо роста укрепленных поселений, Компания пользовалась большим влиянием через местных торговцев и кредитные системы. На пике своего могущества он мог даже давать деньги государству в долг. Точно так же его растущая армия также представляла угрозу правлению Великих Моголов. Первоначально предназначенная для защиты фабрик и британских коммерческих интересов от других европейских держав, армия Британской Ост-Индской компании к 1783 году насчитывала более 48 000 человек. На пике своего развития она насчитывала 260 000 человек, что почти вдвое превышало численность постоянных вооруженных сил Великобритании.

Поворотный момент: битва при Плесси, 1757 г.

Клайв в Плесси, 1757 г., автор Уильям Хит, 1821 г., через Музей национальной армии, Лондон.
Клайв в Плесси, 1757 г., автор Уильям Хит, 1821 г., через Музей национальной армии, Лондон.

Поскольку ветры перемен побудили Британскую Ост-Индскую компанию иметь более прямую долю в Индии, главный поворотный момент, который превратил ее в империю, произошел в 1757 году. Многие считают, что это начало более чем двухвекового британского правления в Индии. Битва при Плесси произошла в июне 1757 года. В военном противостоянии, которое произошло на северо-востоке Индии, войска Компании во главе с полковником Робертом Клайвом столкнулись с силами Сирадж-уд-Даулы, последнего наваба (суверенного правителя) Бенгалии. и его французских союзников. Хотя у первого было 3000 человек, а у второго - целых 50 000, это была решающая победа Роберта Клайва и Британской Ост-Индской компании.

Позже выяснилось, что победа стала результатом закулисной сделки с индийскими банкирами, направленной на то, чтобы убедить основную часть индийской армии не сражаться при Плесси. Тем не менее, победа значительно усилила полномочия и влияние Компании в Индии, поскольку она обеспечила широкие налоговые полномочия в Бенгалии, одной из самых богатых провинций Индии. Воспользовавшись успехом в Плесси, Компания продолжила аннексировать другие части субконтинента, используя силу. Он также установил ключевые союзы с правителями регионов, которые ему было трудно завоевать.

Корона и компания: консолидация власти

Шах Алам, император Великих Моголов (1759–1806), передача Бенджамину Уэсту гранта Дивани лорду Клайву, август 1765 г., 1818 г., The Guardian
Шах Алам, император Великих Моголов (1759–1806), передача Бенджамину Уэсту гранта Дивани лорду Клайву, август 1765 г., 1818 г., The Guardian

Несмотря на междоусобицы и волнения внутри страны, к середине 17 века азиатская торговля стала для Британской империи делом национального значения. Поскольку Британская Ост-Индская компания управляла колоссальным объемом торговли и бюджета, британскому правительству в Лондоне приходилось неоднократно вмешиваться, чтобы привлечь компанию к ответственности. В 1784 году в британском парламенте был принят исторический Закон об Индии, который официально закрепил участие государства в управлении земельными владениями Компании в Индии. Назначенный правительством Контрольный совет держал Компанию под контролем, что широко считается моментом «захвата настоящей Британской империи».

Уоррен Гастингс, работа Уильяма Наттера, 1801 г., Национальная портретная галерея, Лондон.
Уоррен Гастингс, работа Уильяма Наттера, 1801 г., Национальная портретная галерея, Лондон.

Между 1780-ми и 1840-ми годами экспансия Британской Ост-Индской компании не знала границ. Под руководством нескольких ключевых «людей на месте», таких как Ричард Уэлсли и Уоррен Гастингс, миссия Компании зависела от проэкспансионистских тенденций. Он также придерживался идеи главенства, когда коммерческие интересы превосходили все остальное. Это привело к ужесточению отношения к индийским штатам, кульминацией которого стали несколько пограничных конфликтов и все более насильственная аннексия территорий.

Упадок и конец Британской Ост-Индской компании

Ост-Индский дом, штаб-квартира компании на Лиденхолл-стрит в Лондоне, автор Томас Хосмер Шеперд, 1817 год, Британская библиотека.
Ост-Индский дом, штаб-квартира компании на Лиденхолл-стрит в Лондоне, автор Томас Хосмер Шеперд, 1817 год, Британская библиотека.

К началу 19 века росли опасения по поводу монополии Компании против зарождающихся идей свободной торговли. В 1813 году был принят Закон о хартии, который привел к потере индийской монополии компании, поскольку агентские дома и торговцы поспешили извлечь выгоду из ветра перемен. Поскольку общественность ставила под сомнение ценность зарегистрированной компании, вернувшиеся сотрудники Компании также считались помехой для общества из-за их репутации жадности.

Потребовался еще один Уставный акт 1833 года, чтобы положить конец аргументам в пользу монополии и свободной торговли, поскольку парламент приступил к ликвидации компании. Хотя Компания сохраняла свою символическую имперскую роль до 1858 года, она была официально распущена в июне 1874 года, а вместе с ней и более двух столетий славы и монументальных достижений. Когда-то Британская Ост-Индская компания была источником гордости Британской империи, последние дни Британской Ост-Индской компании были, мягко говоря, ужасными. Как бы то ни было, ее беспрецедентный масштаб и влияние на пике своего могущества служат ключевым уроком для многих транснациональных конгломератов сегодняшней глобальной экономики.

#история #Англия #Индия #экономика #колонизация #Остинд #опиумные войны