Найти в Дзене

Часть 6.1 Ключевка в годы войны.

За пятнадцать лет с момента создания колхоза «Пролетарий», к началу войны, в полеводстве произошли большие изменения. Если в первые годы основной тяговой силой были лошади и быки. Вся механизация, это конфискованные у кулаков молотилки, косилки и сеялки.

То с созданием в 1937 году в Нестеровке межколхозной МТС в Ключевку пришли колесные трактора СТЗ-1 и ХТЗ производства Сталинградского и Харьковского заводов.  Да они были примитивные, чтобы ими управлять требовалась физическая сила и выносливость. Запускались трактора рукояткой, про удобство тракториста речь вообще не шла. Но при всех недостатках это был передовой по тем временам трактор. Он тащил трех корпусной плуг и за сезон при круглосуточной работе мог за сезон пахать до 500 гектар.

В животноводстве по-прежнему преобладал ручной труд с использованием лошадей и быков как основной тягловой силы. Электричество до села еще не добралось. Доение коров, уборка навоза, подвоз и раздача корма все делалось вручную.

В быту для отопления домов использовался кизяк как основное топливо, дров в нашем степном крае очень мало и не всегда их удавалось заготовить. 

Дома оставались маленькими, как правило, в две комнаты – передняя (горница) и задняя с печкой. В задней комнате в зимнее время жил вместе с людьми молодняк скота у кого он был. Все крыши домов в селе были соломенные. Еда готовилась в печке. 

Как бы то ни было, жизнь постепенно налаживалась. В 1940 году приступили к работам по перестройки церкви в школу. Люди жили с надеждой на будущее.

С опозданием, но до людей доходила тревожная информация об отношениях с Германией. Хотя власть успокаивала, но беда грянула. Началась война. 

С первых дней по мобилизация работоспособных мужчин забрали на фронт.

В селе остались женщины, мужчины по броне, старики, подростки и дети. 

Трактористки.

В МТС были образованы курсы по обучению молодых девушек работе на тракторах. После экзаменов в Ключевке были созданы две женские бригады. В них вошли: Бугаева Елена (Еля); Никулина Анна; Демина Нина; Демина Анна (сестра моей мамы); Шокова Фрося; Черных Анна; Пшеничникова Елена.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Из воспоминаний женщин о том времени: 

- Черных Анны Никитичны и Шоковой Ефросиньи Ивановны: - «Работали на многих марках тракторов: СТЗ, ХТЗ, позднее на СТЗ-НАТИ, но в основном трудились на колесниках.  Трактор этот был очень примитивным. Без кабины, с железным сиденьем и с большими железными колёсами со шпорами, которые  прикручивались на болты. А на передние надевались рёбра, тоже железные. «Трактора были без фар, - вспоминает Ефросинья Ивановна, - а на них пахали и днём и ночью. Было указание, что техника должна работать круглосуточно. Работали в две смены, каждая длилась по 12 часов. 

Ночью путь трактора на поле освещали ручным фонарём подростки. Они шли впереди трактора, освещая борозду». В трактор надо было часто заливать воду, которую подвозили в бочках на лошадях, а если около лога пахали - из ям носили. Работали в любую погоду. 

Кормили скудно. В большой котёл с кипящей водой засыпали муку из ячменя и проса, это было единственное блюдо на обед колхозникам. Но люди понимали, что их труд нужен на благо Родины, на благо победы. 

В зимнее время трактора стояли на ремонте. Мастерские не отапливались, руки приходилось греть у горящих факелов. Кроме ремонта тракторов трудились в кузнице». (Информация взята со слайдов в краеведческом уголке МОБУ «Ключёвская ООШ»).

- Потапова Анна Васильевна (в девичестве Демина Анна): - «Бывало, лемеха за тупятся, надо отбивать их в кузнеце, а на стане подводы нет. Кладешь три лемеха в мешок и на плечо. А до села бывает, и пять километров и больше. Пока кузнец оттягивает лемеха, забежишь домой, горячей водой помоешься, захватишь что-нибудь из домашней еды, берешь лемеха и снова в поле. Дома ночевать категорически не разрешалось».

- Бугаева Елена Николаевна: - «Нормальной одежды не было. Поздней осенью идет снег, а мы пашем. Чтобы не пристыть к сиденью, подстилали солому и на нее садились. Летом сгорали на солнце, осенью превращались в сосульку от холода. Зимой ремонтировали трактора в МТС. Ходить в Нестеровку и обратно это даже не считалось за труд. В общей сложности отработала трактористкой десять лет».

Одним женщинам справиться со всеми работами, связанными с тракторами было не под силу. После каждой смены необходимо было делать перетяжку шатунных вкладышей. Для этого отпускались шатунные болты, и вынималась пара прокладок из фольги. Когда прокладки заканчивались вкладыши, лудились и шабрились. При не точно выполненной работе требовалось очень большое усилие, чтобы свернуть рукояткой двигатель при заводке.

 Самые квалифицированные в МТС трактористы мужчины получили бронь и были закреплены в качестве механиков за женскими бригадами. В Ключевке механиками были Шеповалов Андрей Иванович, Черных Михаил Петрович и Шахов Александр Никитович. 

Шахову А. на начало войны исполнилось 17 лет. Он был высокий, крепкий. Но, не смотря на недюжинную силу, сорвал спину, помогая женщинам заводить трактора, и до старости ходил в полусогнутом состоянии.

Работа в животноводстве.

На других работах женщинам было не легче. Моя мама (в девичестве Демина Тоня) рассказала мне как сразу после войны, она семнацетилетняя девушка, работала на подвозе корма на ферму. Дело в том, что в то время, и в войну, вся солома оставалась до зимы в поле. 

Ее рассказ: - «Выезжали с фермы тремя, четырьмя подводами очень рано. Бывает, заметает так, что быки тащатся по брюхо в снегу. Пока доедем до поля, очистим копну соломы от снега уже за полдень. Торопимся, одна стоит на возу и раскладывает, остальные подают солому. Затягивая бастрык, все виснем на веревке, надо увязать воз так, чтобы не развалился по дороге. Пока грузимся, все потные, а одежда одно название. 

На обратном пути быки устанут и не идут. А надо еще разгрузиться и на завтра задолго до рассвета ехать за кормом снова. Заставить сдвинуться быка палкой бесполезно. Не зря есть выражение – «Упрямый как бык». Единственное средство это крутить быку хвост. Однажды в отчаянии я, так крутанула, что хвост у быка сломала. После этого случая на меня нарисовали карикатуру с бычьим хвостом в руках». 

Похожую картину описал и Шеповалов Александр Андреевич. Ему юношей, после войны, также приходилось работать на подвозе кормов. 

Во время войны дисциплина в колхозе повысилась. Стране нужен был хлеб и продукция животноводства. Люди это понимали.

Голодные, холодные все работали на победу. Для жителей села военный лозунг: - «Все для фронта, все для победы» это были не просто слова.

Больше информации на моем канале https://dzen.ru/id/66c340d99f51c96c24041819