В августе 1956 года ОКБ-156 и заводу No.18 была поручена разработка пассажирского самолета ("самолет 114") на базе дальнего бомбардировщика Ту-95. Параллельно было поручено переоборудовать два готовых Ту-95 в пассажирские модификации для первых лиц государства - Хрущева и Булганина. Их планировалось использовать для межконтинентальных перелетов, самолеты получили обозначение Ту-116.
В процессе переоборудования было демонтировано все вооружение и в хвостовой части фюзеляжа, за центропланом, разместили два пассажирских салона общей вместимостью 20-24 человека.
Первый полет был совершен 23 апреля 1957 года, в процессе испытаний самолеты совершали перелеты по протяженным маршрутам: например Чкаловское - Воздвиженка (Владивосток) - Чкаловское или с промежуточными посадками дальностью до 34000 километров (3 посадки). После завершения испытаний самолеты были перекрашены в ливрею Аэрофлота, но в силу разных причин так и не попали в правительственный отряд.
Самолеты были переданы в ВВС и использовались для перевозки ответственных лиц и специалистов. Борт СССР-76462 базировался на ядерном полигоне в Семипалатинске.
Борт активно эксплуатировался до 1991 года, после списания в 1996 году передан в музей гражданской авиации в Ульяновске, где и находится сейчас.
Вторая машина базировалась на аэродромах Узень и Белая Церковь, после распада СССР осталась в Узине, в середине 90-х машина была утилизирована, сохранились ее отдельные элементы. #авиация #самолеты