Найти в Дзене

Легкий штурмовик МВ-339

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Итальянская авиационная фирма «Аэрмакки» создала новый учебно-боевой самолет М В-339. Это уже не первая машина подобного класса, построенная этой фирмой, ранее ими был выпушен самолет МВ-326. Новый самолет является дальнейшим развитием МВ-326 и предназначен для замены предыдущей машины, а также «Мажистера», «Джет Провоста» и Т-33. Новый двухместный самолет второю поколения предназначен главным образом для обучения военных летчиков, а также в качестве легкого штурмовика для выполнения задач непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск.

Решение о создании этого самолета было принято в 1974 г. Но контракту’, заключенному между ВВС страны и фирмой, предусматривалось построить планер для выполнения назем­ных испытаний и два опытных образца самолета, летные испытания которых планировалось начать в середине 1976 г. Преимущество этой машины состоит в простоте ее конструкции и обслуживания двигателя «Вайпер» английской фирмы «Роллс-Ройс», несмотря на довольно высокий расход топлива (0,97 кг/кг. ч). Планер рассчитан на 10 тыс. часов налета (20 тыс. по­садок). Максимальные расчетные перегрузки для самолета без наружных подвесок с полной заправкой топливом внутренних баков +8 и -2. Плановые трудозатраты на техническое об­служивание составляют 4 человеко-часа на 1 час налета. Конструкция основных элементов планера и некоторых других агрегатов и узлов самолета М В-339 заимствована у МВ-326.

Первый полет был осуществлен 12 августа 1976 г. После испытания самолета ВВС страны заказали 105 машин. Самолет обладает значительно лучшими характеристиками устойчиво­сти и управляемости, чем учебно-боевой самолет МВ-326. Он также имеет улучшенные аэро­динамические, весовые и прочностные характеристики, оснащен кабиной с большим обзо­ром, что достигнуто за счет перекомпоновки и использования увеличенного каплеобразного фонаря. В ВВС Италии курсанты после 40 ч налета на SF.260 проходят 220-часовой курс обу­чения на самолете МВ-339, а затем совершенствуют летную подготовку на 'I F-104 и обуча­ются на истребителе «Торнадо*. Характеристики МВ-339 ставят его в один ряд с такими со­временными самолетами данного класса, как «Альфа Джет» (Франция. ФРГ) и «Хоук» (Вели­кобритания). Этими же самолетами укомплектовано подразделение высшего пилотажа. Сравнительно небольшая стоимость машины привлекла интерес других государств, особенно тех стран, где эксплуатируют самолеты М В-326. Самолет был приобретен Ар1ентиной, Перу, Малайзией, Нигерией. Для участия в конкурсе на лучший учебно-тренировочный самолет по программе JPATC для ВВС и ВМС США было построено два самолета « Т-Бсрд» II (вариант V1B-339C).

На базе основной машины было сделано множество модификаций, особенно совершен­ными являются МВ-339С, MB-339CD. MB-339FD. Эти машины способны нести самое раз­нообразное вооружение, позволяющее выполнять широкий круг боевых задач. На стекле ка­бины перед глазами летчика проецируются все необходимые полетные данные. Самолеты ос­нащены системой оповещения, обеспечивающей безопасность экипажа, системой отстрела ИК-ловушек и лазерным дальномером.

В мае — июне 1982 г. легкие штурмовики аргентинских ВВС МВ-339 принимали боевое участие в ходе фолклендского конфликта. Там они сражались против английских кораблей и высалившихся десантников. 19 мая один из этих самолетов потопил английский фрегат «Ардент». В этом конфликте аргентинские ВВС потеряли пять самолетов МВ-339.

По аэродинамической схеме самолет МВ-339 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным почти прямоугольным в плане крылом. На верхней по­верхности крыла установлены аэродинамические гребни. Хвостовое оперение обычное: гори­зонтальный стабилизатор, имеющий руль высоты и вертикальный киль, обладающий рулем направления. Фюзеляж — типа полумонокок. В нижней части фюзеляжа, под полом кабины, расположен отсек, в котором может устанавливаться различное оборудование. В зависимости от выполнения боевой задачи в нем могут быть подвешены: установка с 7,62-мм пулеметом или 30-мм авиационная пушка, контейнер с фоторазведывательным оборудованием, контей­нер со специальным оборудованием, контейнер с багажом. Под хвостовой частью фюзеляжа установлены два аэродинамических гребня. Двухместная кабина оборудована катапультируемыми креслами, которые позволяют покинуть самолет на любой высоте и скорости, в том числе и на стоянке.