В предыдущем материале мы говорили об истории возникновения электродвигателя и двигателя внутреннего сгорания, об особенностях их работы в первых автомобилях и процессах их эволюции. Давайте посмотрим на дальнейшую судьбу соперничества в эпоху набравшего обороты автомобильного бума.
ДВС без тормозов
«Взрывной двигатель» (так эффектно его можно назвать из-за принципа работы) произвел настоящий взрыв в автомобильной промышленности первых десятилетий 20 столетия. В ведущих мировых экономиках данная сфера стала занимать все большую нишу.
Так, в США были открыты заводы «Большой Детройтской тройки» – крупнейших производителей автомобилей 20 века: «Ford Motor Company», «General Motors» и «Chrysler GroupLLC». Все больше рядовых американцев могли позволить себе приобрести автомобиль, причем не ограничиваясь классикой – «Ford Model T», а выбирая среди моделей «Chrysler», «Chevrolet» и еще более 50 (!) американских производителей. Ну а людям побогаче свои авто предлагал, например, люксовый бренд «Cadillac».
Автомобильная Европа, также перешедшая на «взрывной двигатель», всеми силами пыталась не отставать от Штатов.
Во Франции в те времена лидируют всем известные сейчас марки «Peugeot» и «Citroën», в Великобритании – роскошный по тем меркам «Rolls-Royce» и «Jaguar».
Примечательно, что даже немецкий автопром, переживавший не самое лучшее время в 20-30-е годы, старался поддерживать темп в гонке. В частности, в лице мощного концерна «Mercedes-Benz». Пришедшие к власти фашисты оказывали немалое содействие автомобильным заводам, естественно, ориентировав их при этом на выпуск военной техники, подобно марке «Jeep» в США.
Помимо старушки Европы и американских Штатов, ДВС способствовал бурному развитию автомобилестроения на Востоке, а именно, в Японии. Так, 1930-е годы ознаменовались появлением таких японских производителей автомобилей, как «Toyota», «Suzuki», «Nissan», «Mazda». В 1937 году изменения в политике японского правительства в отношении автомобилей стали отправной точкой для производства высококачественных и недорогих автомобилей, которые впоследствии завоевали мировую популярность. После Второй мировой войны в стране произошел всплеск автомобилестроения, который в последствии позволил японским производителям успешно конкурировать на мировом рынке с гигантами из США и Европы.
Таким образом, автомобили с ДВС в первой половине 20 века фактически стали настоящим двигателем прогресса и, как итог, двигателем экономики. Но не все было так радужно…
Свинцовые тучи сгущаются…
Развиваясь с бешеной скоростью, автопромышленность, использующая ДВС, стремилась к оптимизации затрат и, естественно, получению наибольшей прибыли. В связи с этим разработчикам предстояло решить проблему, связанную с детонацией топлива в моторе, которая происходила из-за низкого качества этого самого топлива, дешевого и повсеместно распространенного. Двигатели в итоге не работали долго, выходили из строя, да и сам процесс езды становился весьма опасным. На выручку пришли ученые-химики, создавшие металлоорганическое соединение под названием тетраэтилсвинец. Он применялся как антидетонирующая присадка к моторному топливу, повышая его октановое число, т. е. детонирующую стойкость топлива. Так родился этилированный бензин, что, казалось, предопределяло безоблачное будущее автомобиля на ДВС.
Но была одна проблема: высокий уровень токсичности нового соединения. Из-за выхлопных газов свинец стал практически вездесущим. Он стал наносить серьезнейший вред здоровью людей. Вначале это коснулось персонала заводов, задействованных в производстве нового горючего: рабочие, надышавшиеся парами бензина, стали жаловаться на недомогание, чаще брать больничные, терять сознание в цехах и попадать в психиатрические лечебницы с расстройством психики. Затем зараза добралась до масс, возбуждая эпидемии заболеваний сердечной системы, рака, инсульта, а также задержку в развитии детей. В окружающей среде ядовитый свинец тоже стал оставлять свой смертоносный след. Продукты разложения тетраэтилсвинца, образующиеся при сгорании этилированного бензина, стали накапливаться в живых организмах, растительности, почве и отравлять водоемы. Тучи густого смога над промышленными городами стали привычным явлением.
С явной угрозой необходимо было что-то делать. Все больше ученых по всему миру стали бить тревогу, публикуя исследования о вреде свинцового топлива и призывая общественность и правительства стран к решительным действиям. Однако по ряду причин перемены в сложившуюся ситуацию приходили далеко не сразу и очень неспешно.
А как дела у конкурента?
По сути, стремительно развивающаяся история создания электромобилей завершилась к 1930 году — к этому времени их почти перестали производить из-за невозможности конкурирования с бензиновыми соперниками. Для наглядности: тогда по цене 1 электромобиля можно было купить 4-5 «Ford Model T».
Справедливости ради, нужно упомянуть здесь несколько любопытных исключений. Например, в послевоенном СССР использовали пару моделей авто с электромотором как мусоровоз и почтовый фургон. В Японии в 1947 г. под брендом «Tama» вышли сразу две модели электромобиля – в грузовом и пассажирском варианте. Юркие, легкие и экономные, они стали заметным явлением для японского автопрома. Однако глобально на ситуацию в мировом автомобилестроении эти исключения не повлияли. Несколько десятилетий об электрокарах как о массовом транспорте всерьез не задумывались, пока не возникла острая проблема, связанная с необходимостью охраны окружающей среды. Это заставило человечество вновь обратиться к авто с электродвигателем, о чем мы поговорим в следующий раз.
Подписывайтесь на канал ГК «Автодель» и пишите в комментариях, хотели бы вы себе электроавтомобиль?