Найти тему
Антон Наумкин

Ki-48 в качестве камикадзе - количество и эффективность.

О легком бомбардировщике Ki-48 "Сокей" существует мнение, что "на заключительном этапе войны большинство уцелевших бомбардировщиков было использовано в качестве самолетов-камикадзе". Попробуем разобраться сколько же Ki-48 было использовано для специальных атак и какова была их результативность.

Изучение возможности проведения специальных атак командованием японской армейской авиации началось с марта 1944 года. Первоначально такая необычная тактика встретила сопротивление со стороны многих командиров, но министр армии (он же одновременно и премьер-министр) генерал Тодзё Хидеки сменил генерал-инспектора авиации и идея стала претворяться в жизнь.

С середины июля 1944 года начались проектные работы по модифицированию для специальных атак бомбардировщиков Ki-48 и Ki-67. В августе 1944 года началось переоборудование нескольких Ki-48 в модификацию Ki-48-II Kai. В бомбоотсеке подвешивалась 800-кг бронебойная противокорабельная бомба Тип 2, предназначенная для поражения целей типа крейсер или линкор. В носовой части самолета монтировались штанги взрывателей, обеспечивающие подрыв бомбы на оптимальном для пробития брони расстоянии от борта корабля.

Первоначальная версия Ki-48-II Kai - в наличии три штанги взрывателя, довольно скоро решили ограничиться одной штангой.
Первоначальная версия Ki-48-II Kai - в наличии три штанги взрывателя, довольно скоро решили ограничиться одной штангой.

Численность экипажа уменьшалась до одного-двух человек. На переоборудуемых самолетах снималась все пулеметы, часть оборудования и некоторые дюралюминиевые элементы конструкции (дефицит "крылатого металла" к середине 1944 года ощущался уже очень сильно). Переделка была весьма проста и была возможна в полевых мастерских.

Ki-48-II Kai на испытаниях. Хорошо видна одна штанга взрывателя.
Ki-48-II Kai на испытаниях. Хорошо видна одна штанга взрывателя.

Именно из летчиков Ki-48 было создано первое специальное ударное подразделение японской армии - отряд "Банда-тай". Отряд был сформирован 21 октября 1944 года из числа инструкторов и курсантов бомбардировочной авиационной школы Хокота. Командиром был назначен (именно назначен, у командования школы был "интересный" взгляд на формирование специальных подразделений) капитан Ивамото Масуоми, один из лучших летчиков бомбардировочной авиации армии Японии, разработчик тактики действий против кораблей (в т.ч. горячий сторонник применения топмачтового бомбометания) и - ярый противник специальных атак!

Капитан Ивамото Масуоми - на заднем плане различим бомбардировщик Ki-48. Незадолго до отправки на Филиппины в первую годовщину своей свадьбы 20 октября 1944 года получил увольнительную на сутки. Рассказал своей молодой жене Кадзуко о предстоящем задании и вручил ей знаки различия на два ранга выше.
Капитан Ивамото Масуоми - на заднем плане различим бомбардировщик Ki-48. Незадолго до отправки на Филиппины в первую годовщину своей свадьбы 20 октября 1944 года получил увольнительную на сутки. Рассказал своей молодой жене Кадзуко о предстоящем задании и вручил ей знаки различия на два ранга выше.

Формирование отряда "Банда-тай" в составе 12 летчиков, одного штурмана и трех телеграфистов (еще 12 техников для обслуживания самолетов) было завершено к 21 октября 1944 года. О функционале "больших штырей" в носовой части самолетов все летчики получили объяснение уже после назначения (вот такая "добровольность"). В отряд были назначены летчики проходившие подготовку для нанесения ударов по кораблям, уже поверившие не только в высокую эффективность топмачтового бомбометания, но и в свои возможности поразить противника не один раз. "Одноразовая" тактика воодушевления не вызвала. Перед самой отправкой на Филиппины командир отряда капитан Ивамото настоял на необходимости вернуть возможность самолетам сбрасывать бомбу, хотя бы в случае не выхода на цель (по одной из версий доделка была осуществлена без уведомления старшего командования).

Картинка из современной японской манги - на лицах японских летчиков видна "бурная радость" и "воодушевление" после получения нового "супероружия" - Ki-48-IIKai. Интересно, под многоточием скрываются крики "банзай" или те слова о которых я подумал?
Картинка из современной японской манги - на лицах японских летчиков видна "бурная радость" и "воодушевление" после получения нового "супероружия" - Ki-48-IIKai. Интересно, под многоточием скрываются крики "банзай" или те слова о которых я подумал?

22 октября 1944 года отряд вылетел с аэродрома Хокота (префектура Ибараки) в направлении Филиппин. Капитан Ивамото пролетел над своим домом, покачав крыльями, передав последний привет жене и родителям. Через Шанхай и Формозу 29 октября "Бандай-тай" прибыл на аэродром Липа на острова Лусон в 60 км южнее Манилы.

Летчики "Банда-тай" сразу после прибытия на Филиппины. Офицеры сидят, сержанты стоят за их спинами.
Летчики "Банда-тай" сразу после прибытия на Филиппины. Офицеры сидят, сержанты стоят за их спинами.

С момента прибытия отряд почти каждый день тренировался. Тактика применения предусматривала пикирование с высоты 2000 до 20 метров и на максимальной скорости таран вражеского корабля в борт на уровне ватерлинии.

Начало ноября 1944 года - личный состав отряда "Банда-тай" готовятся к боевым вылетам. Хорошо заметна уже одна штанга взрывателя.
Начало ноября 1944 года - личный состав отряда "Банда-тай" готовятся к боевым вылетам. Хорошо заметна уже одна штанга взрывателя.

5 ноября 1944 года командир отряда капитан Ивамото со своими офицерами вылетел в Манилу для совещания в штабе 4-й воздушной армии по вопросам применения своего подразделения. По одной из версий командующий армией генерал-лейтенант Томинага Кейдзи хотел дать банкет в честь офицеров специального подразделения. Капитан Ивамото, видимо не представляя уровень превосходства американской авиации, и не смотря на довольно прямой совет офицеров штаба армии ехать на автомобиле, вылетел на Ki-48. Вскоре после взлета самолет был перехвачен и сбит палубными истребителями F6F "Хеллкэт". Все находившиеся на борту пять офицеров погибли, в один момент отряд лишился всех командиров.

На следующий день командующий 4-й воздушной армии генерал-лейтенант Томинага прибыл в подразделение, что бы подбодрить оставшихся без командиров летчиков. Генерал лично разливал саке сержантам и потребовал "быть осторожными, что бы не погибнуть раньше времени" и кроме того "при совершении боевого вылета возвращаться при не обнаружении достойной цели" (эти слова хорошо запомнил капрал Сасаки Томодзи).

Генерал-лейтенант Томинага Кейдзи наливает саке сержантам "Банда-тай"
Генерал-лейтенант Томинага Кейдзи наливает саке сержантам "Банда-тай"

После гибели всех офицеров-летчиков отряд передислоцировался на аэродром Калоокан, в пригороде Манилы где продолжил тренировки.

11 ноября 1944 года разведывательный самолет подтвердил местонахождение крупного отряда американских кораблей в заливе Лейте и "Банда-тай" получил команду на вылет на следующий день. В ночь перед первым и последним боевым вылетом для пяти пилотов в Маниле начальник штаба 4-й воздушной армии устроил прощальный банкет с обильными возлияниями.

Около 04.00 12 ноября 1944 года четыре самолета отряда "Банда-тай" с пятью летчиками на борту (в головном самолете был офицер связи) в сопровождении 11 истребителей Ki-43 "Хаябуса" вылетели в направлении залива Лейте. Ki-48 капрала Окухара Хидехико из-за неисправности двигателя вернулся на аэродром. Около 08.30 японские самолеты в районе цели были перехвачены истребителями P-38. Пока "Хаябусы" вели бой с "Лайтнингами", три "Сокея" спикировали на корабли противника. После боя летчики-истребители смогли подтвердить атаку и красочно описали огненный столб на месте транспорта, тараненного старшим сержантом Танака Ицуо, огромный столб воды у борта линкора после удара капрала Кондо Юкио и взрыв этого же линкора с выбросом огромных клубов черного дыма после удара капрала Сасаки Томодзи. Командование 4-й воздушной армии (очень сильно завидуя результатам специальных отрядов флота потопивших авианосец) объявило о потоплении линкора и транспорта. О героизме летчиков было доложено императору и объявлено во всех газетах. На самом деле, вероятнее всего в первом вылете "Банда-тай" добиться попаданий не удалось. В этот день несколько американских кораблей получили попадания, но все это было в другое время, в другом месте и в результате действий одномоторных самолетов. К вечеру оказалось, что капрал Сасаки жив. Во время воздушного боя он оторвался от своих товарищей, самостоятельно обнаружил судно, которое посчитал недостаточно большой целью, чтобы поразить его ценой своей жизни и просто сбросил на него бомбу, после чего сел на остров Минданао. Генерал-лейтенант Томинага приветливо встретил Сасаки, напомнив ему что "он может возвращаться столько сколько хочет, пока не достигнет своей цели". Императору правда уточнять доклады не стали, в газеты тоже, а родителям Сасаки успели объявить о гибели сына.

12 ноября 1944 года - пять летчиков "Банда-тай" поднимают последний тост перед боевым вылетом. Крайний слева - капрал Сасаки Томодзи.
12 ноября 1944 года - пять летчиков "Банда-тай" поднимают последний тост перед боевым вылетом. Крайний слева - капрал Сасаки Томодзи.

15 ноября 1944 года четыре Ki-48 опять вылетели в залив Лейте, но из-за плохой погоды собраться вместе не смогли. Капралы Окухара Хидехико и Сасаки Томодзи вернулись на аэродром. Самолет капрала Кондо Юкио разбился в районе аэродрома Нельсон, после взрыва 800 кг бомбы его останки опознали только по сохранившимся фрагментам "Сеннинбари" - пояса из тысячи стежков. Сержант Ишиватари Тосиюки пропал без вести. Скорее всего он попытался достичь цели и разбился или был сбит.

25 ноября 1944 года при подготовке к вылету два самолета Ki-48 отряда "Банда-тай" были уничтожены в результате налета вражеской авиации. Два летчика получили ранения, капрал Окухара Хидехико в этот раз погиб, но капрал Сасаки опять выжил и остался последним боеспособным летчиком отряда.

28 ноября 1944 года капрал Сасаки, в очередной раз вылетел в направлении Лейте, но из-за плохой погоды противника не нашел и снова вернулся на аэродром базирования. Необыкновенная "живучесть" капрала стала вызывать негативные эмоции со стороны офицеров штаба 4-й воздушной армии.

4 декабря 1944 года капрал Сасаки отправился в очередной вылет в залив Лейте в сопровождении двух истребителей Ki-43 20-го сентай. Но на подходе к заливу они были перехвачены 12 истребителями противника. Сасаки сбросил бомбу и смог уйти на аэродром Бакалод на острове Негрос. Истребители сопровождения приняли неравный бой и один из них был подбит. Есть версия, что летчики истребители имели приказ "помочь умереть" живучему капралу, но сами посчитали отношение к летчику как к "расходному материалу" несправедливым.

5 декабря 1944 года капрал Сасаки вылетел совместно с тремя самолетами Ki-51 отряда "Тессин-тай" с аэродрома Калоокан в пролив Суригао. После обнаружения кораблей противника самолеты начали пикирование. Из трех Ki-51 два были сбиты зенитным огнем, а один - смог таранить и сильно повредить эсминец DD-389 "Магфорд". Сасаки также атаковал, но поразил корабль противника "обычным способом" - сбросив бомбу с пикирования (на самом деле он промахнулся) и на поврежденном зенитном огнем самолете сел на вынужденную посадку на ближайшем аэродроме. По результатам наблюдения атаки истребителями сопровождения командование 4-й воздушной армии объявило об успехе, гибели всех летчиков и посмертно представило пилотов к наградам, в том числе Сасаки к орденам "Золотого коршуна" и "Восходящего солнца 6-й степени". И тут Сасаки вернулся и доложил о поражении и вероятно потоплении большого корабля. Командование было сильно озадачено, но засчитало ему крейсер. Очень были удивлены родители "бессмертного капрала", которым озадаченный работник местного военкомата (или как там у них называется) сначала объявил о уже второй гибели сына, а через некоторое время принес фотографии живого сына в газетах и "потоплении крейсера". С этого дня гибель Сасаки в бою стало навязчивой идеей для некоторых должностных лиц штаба.

Командование сильно недовольно тем, что Сасаки Томодзи в очередной раз выжил. Но капрал, приняв участие уже в нескольких специальных миссиях, на звание начальника штаба авиационной дивизии уже не очень сильно обращает внимание, что крайняя редкость для японской армии, но оказывается периодически бывало в специальных подразделениях.
Командование сильно недовольно тем, что Сасаки Томодзи в очередной раз выжил. Но капрал, приняв участие уже в нескольких специальных миссиях, на звание начальника штаба авиационной дивизии уже не очень сильно обращает внимание, что крайняя редкость для японской армии, но оказывается периодически бывало в специальных подразделениях.

7 декабря 1944 года американцы высадили в тыл обороняющимся на острове Лейте японским войскам еще один десант. Угроза полной потери острова и дальнейшего продвижения союзников на Филиппинах стала очевидна. Уже на следующий день - 8 декабря 1944 года на аэродроме Липа был сформирован на Ki-48 специальный отряд "Кёко-тай" под командованием лейтенанта Мико Наго из 10 экипажей 75-го сентай и трех оставшихся экипажей, понесшего значительные потери в боях за Лейте 208-го сентай (на "бессмертного" и единственного летчика "Банда-тай" капрала Сасаки Томодзи видимо надежды уже не было). Самолеты 75-го сентай авиационным арсеналом Манилы были дооборудованы в модификацию Ki-48-II Kai.

Ki-48-II 75-го сентай до начала применения в качестве камикадзе.
Ki-48-II 75-го сентай до начала применения в качестве камикадзе.

75-й сентай не должен был участвовать в битве за Филиппины - полк воевал в Новой Гвинее и выводился в Японию на восстановление боеспособности. Но переброска осуществлялось неспешно, да и командование 4-й воздушной армии не горело желанием "отпустить" бомбардировщики с островов в условиях продолжающегося американского вторжения.

13 декабря 1944 года американские войска начали высадку на следующий Филиппинский остров - Миндоро. В этот же день подразделения камикадзе начали атаковать американский флот в районе участка высадки. В том числе от отряда "Кёко-тай" вылетело три Ki-48 в сопровождении истребителей, но они не смогли обнаружить корабли противника.

Середина декабря 1944 года - летчики "Кёко-тай" перед боевым вылетом. На заднем плане истребители сопровождения.
Середина декабря 1944 года - летчики "Кёко-тай" перед боевым вылетом. На заднем плане истребители сопровождения.

14 декабря 1944 года для удара по кораблям в районе Миндоро попытался взлететь "бессмертный" капрал Сасаки из "Банда-тай", но при взлете потерпел аварию, выкатился за пределы взлетной полосы и повредил свой самолет.

15 декабря 1944 года один Ki-48 отряда "Кёко-тай" в районе Миндоро попытался атаковать корабли противника, но был сбит. В этот же день из пяти экипажей 75-го сентай сформирован еще один специальный отряд "Вакасакура-тай" во главе с лейтенантом Масао Цумура.

Середина декабря 1944 года - взлетает Ki-48 отряда "Кёко-тай".
Середина декабря 1944 года - взлетает Ki-48 отряда "Кёко-тай".

16 декабря 1944 года капрал Сасаки отряда "Банда-тай" совершил вылет в район острова Миндоро, обнаружил американские корабли, но был атакован истребителями противника. Сбросил бомбу и смог вернуться на аэродром. Еще один Ki-48 отряда "Кёко-тай" был сбит в районе Миндоро.

18 декабря 1944 года - капрал Сасаки совершил очередной вылет, вернувшись из-за неисправности. Вылетевший вместе с ним Ki-51 отряда "Тессин-тай" атаковал и уничтожил торпедный катер PT-300. После этого влета Сасаки, заболевшей малярией и истощенный психологически, временно (как оказалась навсегда) от боевых вылетов был отстранен.

20 декабря 1944 года около 15.00 с аэродрома Калоокан последний Ki-48-II Kai из "Банда-тай" с вышедшим из госпиталя после ранения сержантом Удзава Кунио, один Ki-48 из "Вакадзакура-тай" и два Ki-84 из состава "Сайка-тай", сопровождаемые тремя истребителями совершили вылет в район залива Лингаен у острова Лейте. Ki-48 смог добраться до якорной стоянки американских кораблей, атаковал, но были сбит огнем орудий эсминца DD-583 "Холл". Вернувшиеся истребители доложили о уничтожении транспортного судна, однако американская сторона своих потерь и повреждений в этот день не отметила.

Ki-48 75-го сентай, примерно 20 декабря 1944 года, идет на взлет. Различима установленная в полевых условиях штанга взрывателя и подвешенная бомба, люки бомбоотсека сняты.
Ki-48 75-го сентай, примерно 20 декабря 1944 года, идет на взлет. Различима установленная в полевых условиях штанга взрывателя и подвешенная бомба, люки бомбоотсека сняты.

21 декабря 1944 года в районе острова Негрос в районе Бакалод армейские камикадзе атаковали американский конвой следовавший на остров Миндоро. Им удалось потопить два десантных корабля, но Ki-48 отряда "Кёко-тай" успеха не добился и был сбит около 17.40 зенитным огнем эсминца DD-511 "Фут".

Командующий 4-й воздушной армией генерал-лейтенант Томинага Кейдзи и офицеры его штаба провожают в полет летчиков отряда "Кёко-тай".
Командующий 4-й воздушной армией генерал-лейтенант Томинага Кейдзи и офицеры его штаба провожают в полет летчиков отряда "Кёко-тай".

29 декабря 1944 года один Ki-48 отряда "Кёко-тай" принял участие в числе 11 самолетов армии и флота в атаках на американские корабли у острова Миндоро. В этот день все камикадзе были сбиты не поразив цели.

Ранним утром 6 января 1945 года в залив Лингаен в западной части филиппинского острова Лусон вошел американский флот и начал обстрел побережья перед высадкой десанта. В этот день, пытаясь сорвать высадку, было совершено максимальное количество вылетов камикадзе за всю битву за Филиппины - 44 (из них 38 - от флота и 6 - от армии), в том числе один Ki-48 из отряда "Кёко-тай". Японским летчиком удалось нанести чувствительные потери противнику - потоплен быстроходный тральщик DMS-12 "Лонг" (бывший эсминец) и еще 14 кораблей повреждены. Но Ki-48 был сбит не добившись результата.

6 января 1945 года - отражение атак камикадзе в заливе Лингаен. Художник John Hamilton
6 января 1945 года - отражение атак камикадзе в заливе Лингаен. Художник John Hamilton

Не следующий день 7 января 1945 года 11 флотских и армейских камикадзе опять атаковали корабли американского флота в заливе Лингаен, в том числе четыре Ki-48 отряда "Вакадзакура-тай". Но в этот раз все японские самолеты были сбиты не добившись попаданий.

12 января 1945 года пять последних Ki-48 отряда "Кёко-тай" приняли участие в последнем массированном ударе камикадзе на Филиппинах. В этот день в заливе Лингаен совершили атаки 30 самолетов (Ki-84 - 21, Ki-45 - 2, Ki-51 - 1, Ki-67 - 1 и Ki-48 - 5) которым удалось повредить два эскортных миноносца, быстроходный транспорт, переделанный из старого эсминца и пять транспортных судов. Большинства попаданий добились истребители, одного добился Ki-51 и одно - вероятно Ki-67. "Сокеи" и в этот раз все были сбиты без успеха. После этого дня и армейская и флотская авиация на Филиппинах почти закончилась.

Результаты применения Ki-48 в специальных атаках в ходе битвы за Филиппины для командования авиации императорской армии, не смотря на заявленные успехи, стали шокирующе низкими.

В начале 1945 года на базе бомбардировочной авиационной школы Хокота был сформирован еще один отряд на Ki-48 - 15-й хикотай "Бякко-тай" ("Отряд белого тигра" - знаменитое историческое подразделение в Японии с очень поучительной и характерной историей). В январе 1945 года перелететь на Филиппины он не успел и его оставили на острове Формоза. Это подразделение стало единственным на Ki-48, принявшим участие в ожесточенных атаках камикадзе в ходе боев за Окинаву. 31 мая 1945 года один из бомбардировщиков отряда вылетел для атаки кораблей союзников в районе западнее Окинавы. Результата в очередной раз достигнуто не было, самолет не вернулся.

Линкор BB-58 "Индиана" ведет огонь по побережью Японии в районе Камаиси.
Линкор BB-58 "Индиана" ведет огонь по побережью Японии в районе Камаиси.

Утром 9 августа 1945 года бомбардировщик B-29 "Бокскар" сбросил атомную бомбу "Толстяк" на Нагасаки, а через несколько часов после этого оперативная группа 34.8.1 ВМС США атаковала район города Камаиси (префектура Иватэ, северная часть острова Хонсю). Сначала объекты на побережье бомбардировала палубная авиация. В середине дня в течение двух часов по берегу с дальности около 13 км от линкоров и крейсеров "прилетело" почти три тысячи снарядов (в т.ч. 803 16-и дюймовых). В ответ днем только несколько флотских камикадзе атаковали американские корабли, но не смогли "пробиться" дальше радиолокационного дозора. Одному торпедоносцу B7A1 "Рюсей" удалось поразить эсминец DD-704 "Бори" (48 моряков погибло и 68 - получили ранения), все остальные атакующие самолеты были сбиты.

Поврежденный ударом камикадзе 9 августа 1945 года эсминец DD-704 "Бори".
Поврежденный ударом камикадзе 9 августа 1945 года эсминец DD-704 "Бори".

Вечером с аэродрома Готоно (префектура Иватэ) вылетели три Ki-48 из отряда 255-й "Синсю-тай". У одного из самолетов почти сразу после взлета отказал двигатель и он смог сбросить бомбу и вернуться. Оставшиеся два летчика ночью (а днем у устаревших бомбардировщиков шансов вообще не было) планировали найти и поразить корабли противника в океане. Однако умения ориентироваться над морем, да еще и в темноте у молодых армейских пилотов не было. После безуспешных поисков летчики повернули назад, но не смогли найти и аэродром. На следующее утро обломки обоих бомбардировщиков, разбившихся после выработки топлива, нашли на берегу.

Японская "мутная", но понятная схема вылета самолетов отряда "Синсю-тай" 9 августа 1945 года
Японская "мутная", но понятная схема вылета самолетов отряда "Синсю-тай" 9 августа 1945 года

13 августа 1945 года самолеты отряда 253-й "Синсю-тай" были уничтожены на аэродроме Насу (префектура Тотиги) в результате налета авианосной авиации.

Еще не менее трех отрядов на Ki-48 были сформированы но участия в боях принять не успели ("Синбу №25" - в Японии, "Ситисей Синтю" и "Ситисей Кодзю" - в Индонезии).

На этом история применения Ki-48 в качестве самолета для специальных атак закончилась. Устаревшие бомбардировщики из-за низкой скорости и маневренности становились легкой целью для истребителей и зенитчиков противника, реальных результатов в качестве камикадзе добиться они не смогли.

Из 1977 произведенных Ki-48 всех модификаций не менее 22 самолетов совершили атаки в качестве камикадзе (т.е. чуть более 1% от объема выпуска). Еще оценочно до 60-80 самолетов этого типа были в составе специальных отрядов и либо не успели совершить вылет, либо были потеряны по другим причинам. Всего - до 100 Ki-48 (до 5% от общего количества выпущенных) использовались или планировалось использовать для специальных атак.

Эффективность применения Ki-48 в борьбе с кораблями противника (если не считать потраченных зенитных снарядов) составила - 0,0.

Самый "живучий" армейский камикадзе капрал Сасаки Томодзи, пережил участие в девяти специальных атаках, при эвакуации летчиков с Филиппин был там оставлен как "уже погибший" (ему не только денежное довольствие не начисляли, но и столовой кормили только "за компанию"), участвовал в боях в составе сводного подразделения летчиков и авиационных специалистов. После разгрома основных сил армии ушел в лес где жил в маленькой хижине. С окончанием войны сдался американцам и в 1946 году вернулся в Японию, демобилизовался, посетил жену и родителей своего командира Ивамото Масуоми.

Могила Ивамото Масуоми.
Могила Ивамото Масуоми.

Затем Сасаки вернулся на родной остров Хоккайдо, занимался сельским хозяйством, женился, умер в возрасте 92-х лет.

Май 2013 года - потомки майора (посмертно) Ивамото Масуоми передали его личные вещи в музей города Будзен (префектура Фукуока).
Май 2013 года - потомки майора (посмертно) Ивамото Масуоми передали его личные вещи в музей города Будзен (префектура Фукуока).

Источники:

Mike Yeo. Desperate Sunset: Japan’s kamikazes against Allied ships, 1944–1945. Osprey Publishing, 2019. – 352 p.

сайт 岩手陸軍飛行場からの特攻出撃 / Iwate rikugun hikōjō kara no tokkō shutsugeki - История аэродрома Готоно.

сайт Kamikaze Images

Материалы сети "Интернет".

Примечание: Японские имена в статье записаны в последовательности "фамилия-имя".