Добрый день, дорогие друзья! Многие россияне, родившиеся в эпоху перестройки и после нее, уверены, что пока советские граждане довольствовались Москвичами и Жигулями по другую сторону железного занавеса выпускались исключительно строгие Мерседесы и роскошные Кадиллаки. Ну и где-то в Румынии производились Дачии, а в Венгрии – Икарусы.
Но ведь на самом деле это совершено не так. Многие страны социалистического блока обладали собственной достаточно развитой автомобильной промышленностью.
Ярким примером этому является Германская Демократическая Республика и ее Вартбурги.
Четырехдверный седан Wartburg на протяжении, как минимум нескольких десятилетий оставался неотъемлемой частью городских дорог восточноевропейских стран и СССР.
При этом мало, кто задумывался о том, что угловатый автомобиль из ГДР, напоминающий то вазовскую «классику», то Москович 2140, производится на заводе, чья история насчитывала без малого сотню лет.
Свое название автомобиль получил в честь замка Вартбург, расположенного неподалеку от города Эйзенах, где собственно и находилось сборочное производство машин. Первое упоминание об этой модели относится к 1889 году, когда с конвейера Автомобильной Фабрике Эйзенаха сошел первый двухместный Wartburgwagen, который являлся практически полной копией французской Decauville.
В начале двадцатого века Фабрика была выкуплена концерном BMW. И лишь к середине 50-х годов завод вернул свое прежнее название.
1 июля 1966 года с конвейера в ГДР сошла «та самая 353 модель» Вартбурга. В отличие от своей предшественницы новинка получила весьма современный и даже прогрессивный кузов, над созданием которого работало итальянское кузовное ателье Микелотти. Фары по последней моде были прямоугольными, все линии четкие и строгие.
Весьма примечательной оказалась и конструкция 353 Вартбурга. Автомобиль был построен на базе мощной рамы, срок службы которой составлял 25 лет. На раму навешивались все основные элементы машины и легкосъемные навесные панели. Все детали кузова крепились на самые обычные болты.
В движение Wartburg 353 приводился двухтактным трехцилиндровым мотором с водяным охлаждением.
Объем силовой установки равнялся 1 литру, а мощность 45 лошадиным силам. В более поздних моделях мощность была увеличена до 50 «лошадей».
Вот только, как показало время в силу достаточно высоких мощностных характеристик (для того времени) мотор Вартбурга оказался крайне чувствительным к типу и качеству масло, которое добавлялось прямо в топливо. Двигатель быстро выходил из строя и требовал дорогостоящей замены к огорчению автолюбителей.
Что интересно, советские экспортные Жигули ценились у чехов и венгров намного выше, чем Wartburg 353, особенно в 80-е годы, когда в продаже появились «пятерки» и «семерки».
Более того, на родном рынке ГДР Вартбург серьезно уступал более примитивному, но в тоже время в полтора раза более дешевому «Траби».