Найти в Дзене
Military Wolf

Т-4МС или «Двухсотка» - советский межконтинентальный стратегический бомбардировщик

Оглавление

В конкурсе на новый стратегический бомбардировщик ОКБ Сухого приступило к работе над проектом под обозначением Т-4МС или «Двухсотка». Основным его конкурентом был самолет КБ Мясищева М-18.

Т-4МС / Источник https://historyopinion.com/5526-bombarder-sids-useless-masterpiece/
Т-4МС / Источник https://historyopinion.com/5526-bombarder-sids-useless-masterpiece/

История создания

Инженеры уделили особое внимание обеспечению максимальной унификации с более ранним Т-4 «Проект 100». Силовая установка состояла из четырех форсажных ТРД «Колесова» РД36-41 с тягой 16 500 кгс каждый, также были сохранены электронные системы, оборудование, конструкционные материалы и другие компоненты самолета Т-4. На этапе предварительного проектирования было проработано несколько компоновок, и поначалу инженеры просто рассматривали возможность масштабирования более раннего Т-4М. Однако быстро стало очевидно, что это была плохая идея, поскольку такой подход привел бы к резкому увеличению габаритных размеров и веса конструкции бомбардировщика, при этом не оставляя внутреннего пространства для вооружения. Специалистам «Сухого» пришлось искать другое решение.

Т-4М / Источник https://testpilot.ru/russia/sukhoi/t/4/m/
Т-4М / Источник https://testpilot.ru/russia/sukhoi/t/4/m/

Общая компоновка будущего Т-4МС должна была отвечать следующим основным критериям:

  • внутренний объем должен был быть максимальным при этом иметь минимальное лобовое сопротивление;
  • отсеки вооружения должны быть достаточно большими, чтобы вместить требуемое вооружение и боеприпасы;
  • силовая установка должна располагаться снаружи, чтобы облегчить возможную необходимость установки разных двигателей - о встраивании двигателей в сам фюзеляж не могло быть и речи, потому что интеграция новых агрегатов могла потребовать радикальных структурных изменений;
  • конструкция самолета должна быть максимально жесткой, чтобы можно было выполнять высокоскоростные полеты на сверхмалой высоте.
Полет на малой высоте увеличивал шансы прорыва ПВО противника, но также предъявлял высокие требования к прочности конструкции планера из-за высокого уровня турбулентности, который мог возникнуть, и необходимости совершать маневры, чтобы избежать холмистой местности.
Т-4МС / Источник http://www.hitechweb.genezis.eu/m3family2.htm
Т-4МС / Источник http://www.hitechweb.genezis.eu/m3family2.htm

Прорабатывая различные варианты аэродинамической интегральной компоновки, инженеры пришли к выводу, что лучше всего подойдет схема по типу «летающее крыло». К такому же выводу пришли и «Туполевцы», однако КБ «Сухого» добавили к этой схеме, еще крылья с изменяемой стреловидностью и подвижными предкрылками относительно небольшой площади. В основном корпусе размещалось все топливо, вооружение и оборудование. Четыре больших элевона, расположенных между выхлопных сопел двигателей, должны были обеспечивать управление по тангажу, крену и рысканью, а самолет должен быть изготовлен из титана, хотя для носового обтекателя использовался высокотемпературный керамический материал.

Источник http://www.hitechweb.genezis.eu/m3family2_soubory/image022.jpg
Источник http://www.hitechweb.genezis.eu/m3family2_soubory/image022.jpg

Испытания в аэродинамической трубе, проведенные в ЦАГИ, показали, что выбранная компоновка обеспечивает высокое аэродинамическое качество как на дозвуковом, так и на сверхзвуковом режимах полета.

Результаты были поистине фантастическими — аэродинамическое качество 17,5 при скорости 0,8 Маха и 7,3 при скорости 3,0 Маха.

В более простом представлении аэродинамическое качество можно расценивать как расстояние, которое может пролететь летательный аппарат с некоторой высоты в штиль с выключенным двигателем (если он вообще есть). Например, на планере качество обычно около 30, а на дельтаплане — 10). То есть с высоты в 1 километр спортивный планер сможет пролететь в идеальных условиях приблизительно 30 км, а дельтаплан — 10.

Конструкция и силовая установка

Интегральная компоновка также решила проблему аэроупругости (упругой деформации крыла), поскольку ограниченная подвижная площадь внешнего крыла в сочетании с изначально жесткой конструкцией, создаваемой узлом центроплана/фюзеляжа, обеспечивала возможность высокоскоростного полета на малой высоте. Прежде чем выставить машину на конкурс, в течении всего 1971 года продолжалась доработка проекта перспективного бомбардировщика. Однако испытания в аэродинамической трубе также показали, что Т-4МС был катастрофически неустойчив из-за слишком радикального смещения центра тяжести при повороте крыла. В результате Черняков Н.С. (главный конструктор) решил изменить конструкцию, и теперь появились варианты с заостренной носовой частью и выступающим фонарем кабины (Т-4МС. Версия 8).

Окончательный выбор конструкции самолета отличался треугольной удлиненной носовой частью фюзеляжа с чрезвычайно обтекаемым фонарем кабины экипажа, больше не было практически никаких изменений по сравнению с первоначальным проектом перспективной разработки. Проект Т-4МС был завершен в сентябре 1971 года, и первые образцы собирались оснастить (как уже упоминалось ранее) четырьмя турбореактивными двигателями РД36-41 с тягой 16 150 кгс, но серийные образцы должны были получить более мощные ДТРД НК-101 с тягой 20 000 кгс. Минимальная стреловидность передней кромки внешнего крыла составляла 30° и максимальная 72°.

ТТХ проекта Т-4МС:

  • Внутренний запас топлива: 97 000 кг,
  • Нормальная внутренняя боевая нагрузка: 9 000 кг.
  • Максимальная скорость: 3 200 км/ч
  • Дальность полета на крейсерской скорости 900 км/ч: 14 000 км.
  • Максимальная высота полета: 24 000 м.

Номенклатура вооружения:

4 ракеты класса «воздух-поверхность» Х-45 (две в бомбоотсеке и еще две снаружи между мотогондолами) либо 24 ракеты Х-15.

Что случилось с Т-4МС ?

В конкурсе на стратегический бомбардировщик в котором приняли участие КБ: Туполева, Сухого и Мясищева - предпочтение отдали именно «Сухому» Т-4МС. Но для реализации проекта и воплощение его в металл, специалистам «Сухого» нужно было отказаться от текущих работ по созданию истребителя Т-10 (Су-27), который был очень необходим. В итоге главнокомандующий ВВС П.С.Кутахов принял решение передать всю документацию и наработки по Т-4МС конструкторам из КБ Туполева. Но они не захотели продолжать браться за чужие труды и начали создавать совершенно новый облик бомбардировщика с изменяемой стреловидностью, позже он стал известен под именем Ту-160.