О чём я думала? А я не думала. Сейчас мне кажется - я вообще не думала. Ну если бы я села и начала размышлять, все взвешивать и сусоли рассусоливать, то я бы всего того, что я сделала, точно б делать не стала. Но повторяюсь: меня до сих пор не покидает чувство, что покойная бабушка-кабардинка моего ребенка, (говорили, очень сильная духом женщина была,) решила сделать всё по-своему, никого не спрашивая, и оттуда, с небес, все для любимого внука организовала. Взяла меня своей сильной рукой за шиворот и втащила в этот круговорот событий, я опомниться не успела.
Ну вот если вас в водовороте реки крутит-вертит, вы что, смотрите, мимо каких красивых деревьев вы проплываете, что ли? Вы смотрите, как не захлебнуться, и чтоб тебя проплывающим мимо бревном по башке не долбануло. А на остальное вам наплевать.
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Но эта кабардинская покойная бабушка, кажется, не приняла во внимание то, что у меня-то тоже мама есть. Учительница начальных классов, проработавшая всю жизнь в деревенской школе. Очень разумная, я искренне считаю - мудрая женщина. Которая мало чего в своей жизни делала, не подумав как следует.
А тут как снег на голову:
И он в машине спит, на заднем сиденье...
Мама растерялась. А папа - нет. Оказывается, столько картинок память моя хранит, если в ней покопаться. Только спустя двадцать лет начинаешь многое видеть и оценивать по-другому.
Мама отстранённо-молча наблюдала. Папа дал рысью в нетерпячке пару кругов вокруг машины со спящим сыном, приговаривая. что "слава богу, в семье завелся еще один мужик" и толкал меня в бок, что этого мужика надо срочно разбудить, потом поспит, ночью, а сейчас знакомиться пора.
И "мужик" проснулся, похлопал сонными глазенками, и два мужика пошли хозяйство осматривать, пока женщины будут накрывать на стол к обеду.
Мама эмоций не проявляла. Никаких. Мама расспрашивала. Откуда этот ребенок у меня взялся? Знаю ли я, кто его родители? Как, он еще и нерусский? Да еще и наполовину кавказец? Понимаю ли я, что значит другая культура и наследственность?
Хозяйства у папы оказалось меньше, чем у мамы вопросов. Папа с Максом вернулись с осмотра хозяйства, а мамины вопросы еще не кончились. Но приостановились. Но к обеденному столу пришли не просто мой отец и мой сын, а дед и внук. Из Максика сыпались вопросы, которые начинались со слова "дед".
- Дед, а ты точно меня завтра рано разбудишь и мы будем забор чинить? Деда, а ты мне свою шляпу дашь поносить немножко?
День пролетел. Весь день Максик гонял от меня к деду и обратно ко мне. Мама пыталась завести со мной разные разговоры, но прекращала расспросы, как только приближался Макс. А он приближался... Он мне напоминал маленького цыпленка, который не удаляется от мамы-наседки. Вот сидим мы с мамой на лавке у дома. Максик рядом на траве играет, какие-то гаражи из палок строит для своей машинки. Мама щекотливых вопросов при нём не задаёт. Но делает ход конём:
- А ты видела, какая у нас малина выросла в углу двора? Пойдем покажу.
Мы встаем с лавки, идем к малине, Макс тут же собирает свои машинки и перемещается следом за нами. Строить новый гараж. Гаражи же можно строить где угодно. Но лучше их строить там, где мама рядом. Или её хотя бы хорошо видно.
- Максим, посмотри, сколько малины поспело, иди собирай и кушай!
Максик забирается в куст. Мама тут же приглашает меня вернуться на лавку. Максик бросает малину, собирает свои машинки и возвращается достраивать первую автобазу...
- Люда, почему он ходит за тобой как хвост? Ну сидел бы и играл себе спокойно. Или ел бы малину, её там много, на целый час бы хватило...
Это сейчас я понимаю, что присутствие ЧУЖОГО ребенка маму раздражало. Для неё он был - чужой ребенок. А для меня - сразу сын, а для деда - сразу внук. И я, и мой отец появление Максика приняли сердцем, а мама - разумом. И разум мамин не подсовывал ей ничего хорошего... Ну, это еще и маму мою надо было знать. В любой бочке меда надо было непременно начинать искать ложку дёгтя...
Нам с Максиком постелили на диване в дальней комнате. Но обрывок разговора из кухни на следующее утро до меня долетел.
- Да и слава богу, что внук теперь есть! Ей сорок лет уже, замуж не собирается. А тут само собой счастье привалило, у дочери теперь сын есть, а у нас - внук.
- Какой он тебе внук? Чужая кровь! Может, поиграется да и надоест... Надоест, да и отдаст его обратно его родственникам. Сейчас ей, конечно, говорить об этом бесполезно, эмоции прут, не послушает советов. А немного времени пройдет, все встанет на свои места. А там глядишь, вторая дочь своего ребенка родит, и сразу будет ясно, где своя кровь, а где - чужая...
И за все оставшиеся годы моя мама ни разу, НИ РАЗУ не назвала Максика - внуком... Только по имени. Чужая кровь...