Одним из наиболее выдающихся советских боевых самолетов второй мировой войны был пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции Петлякова. Первый полет опытного самолета ВИ-100 состоялся 7 мая 1939 г. Всего было построено более 11000 самолетов этого типа, составивших костяк советской тактической авиации на Восточном фронте. Пе-2 использовались также в качестве истребителей, разведывательных и учебных самолетов.
Наиболее удачным немецким истребителем первой мировой войны был Фоккер D VII, который впервые появился на Западном фронте в апреле 1918 г. в составе 1-го истребительного авиаполка германских военно-воздушных сил. После войны этот тип самолета продолжал состоять на вооружении военно-воздушных сил ряда стран. Оснащенный однорядным двигателем БМВ мощностью 185 л.с., он развивал максимальную скорость 200 км/ч и обладал отличной маневренностью. К осени 1918 г. истребители D VII состояли на вооружении более 40 эскадрилий военно-воздушных сил Германии.
Самым скоростным самолетом бомбардировочного командования ВВС Великобритании в течение целого десятилетия (с ноября 1941 г. до появления в 1951 г. тактического бомбардировщика Инглиш Электрик «Канберра») был Де Хэвиленд «Москито». Поступив на вооружение 105-ой эскадрильи, базировавшейся в Свантон Морли, «Москито» совершили первый боевой вылет 31 мая 1942 г.: четверка самолетов осуществила внезапный налет на Кёльн спустя всего несколько часов после массированного авиарейда, в котором участвовало свыше 1000 самолетов. Самой скоростной была модификация «Москито» Мк.35, совершившая первый полет 12 марта 1945 г., во время которого развила скорость 6/9 км/ч. «Москито» строились также в варианте истребителя. В ночь с 14 на 15 июня 1944 г. первая летающая бомба V-1 была сбита над Ла-Маншем истребителем «Москито», которым управлял капитан Дж Г. Масгрейв из 605-ой истребительной эскадрильи ВВС Великобритании.
В ходе войны в Персидском заливе (17 января — 28 февраля 1991 г.) силами одних лишь ВВС впервые в истории удалось нейтрализовать одну из крупнейших в мире сухопутных армий. За время проведения операции «Буря в пустыне» военно-воздушные силы стран антииракской коалиции выполнили 110000 боевых вылетов, после чего отпала необходимость в решающем наземном сражении. Наибольшее количество боевых вылетов — 13450 — совершили 249 истребителей ВВС США Дженерал Дайнэмикс F-16.
Первый в мире боевой самолет-«невидимка» Локхид F-117A совершил первый полет 18 июня 1981 г. К июлю 1990 г. было построено 59 машин этого типа, три из которых разбились по разным причинам. Самолет разработан для нанесения точных ударов по точечным целям, для чего оснащается ракетами или двумя 900-килограммовыми лазерными бомбами. Многогранная пирамидальная конструкция фюзеляжа, двигатели без форсажных камер, надкрыльевые воздухозаборники особой формы, узкие щелевые сопла и авиационное электронное оборудование сводят до минимума силу отраженных радиолокационных и инфракрасных сигналов, что существенно затрудняет обнаружение самолета радиолокационными средствами противника.
Первым самолетом, сбитым ракетой класса «земля-воздух» во время полета над территорией СССР, был самолет-разведчик Локхид U-2, на котором 1 мая I960 г. выполнял разведывательный полет Фрэнсис Гарри Пауэрс. Способность советских средств ПВО перехватывать высотные цели заставила западных специалистов в корне пересмотреть тактику применения стратегических самолетов.