Так как деньги тоже являются товаром, они подчиняются рыночным законам соотношения спроса и предложения: когда какое-либо благо создано в неограниченном количестве, оно неминуемо сталкивается с потерей стоимости.
Причиной обесценивания валют часто становится инфляция. В условиях ускоренной эмиссии новых денежных знаков, не связанной с экономическим ростом, дензнаки стремительно дешевеют. Вызвано это тем, что денег хоть и становится больше, но количество товаров и услуг, которые можно за них приобрести, остается неизменным. Как итог, продавцы товаров и услуг реагируют на это увеличением цен.
Одной из ключевых характеристик любой валюты должна быть ее ограниченность в количестве.
Чтобы избежать угрозы инфляционного обесценивания, создателем Bitcoin изначально был заложен принцип ограниченности количества виртуальных монет. Общее их число никогда не превысит 21 миллион.
Если с принципом ограниченности всё ясно, то сам вопрос выбора именно такого числа монет интересует очень многих. Почему Сатоши выбрал именно 21 миллион, а не 1, 10 млн или 1 млрд, к примеру?
Математическое объяснение
Вся информация в сети Bitcoin записывается в блоки. Это специальные файлы, содержащие информацию о состоянии сети, проведенных транзакциях и всех произошедших ранее событиях. Блоки создаются в процессе майнинга, за их создание вычислительным установкам или кластерам (пулам), нашедшим верное решение первыми, начисляется награда.
Скорость нахождения новых блоков в сети Bitcoin ограничена. Создателями предусмотрена привязка частоты появления новых блоков ко времени — на нахождение 1 блока уходило ~10 минут. Повышение вычислительных мощностей в сети при этом компенсируется пропорциональным ростом сложности вычислений. То есть вне зависимости от того, будет мировая майнинг-сеть состоять всего из сотни или миллиона ASIC, все равно новый блок будет появляться раз в 10 минут.
За нахождение новых блоков предусмотрена награда, первоначально составлявшая 50 BTC за блок. По мере прогресса и нахождения новых блоков награда уменьшается вдвое. Происходит это через каждые 210'000 блоков, примерно раз в 4 года, и называется халвинг.
Первоначально объем награды составлял 50 BTC за блок. Умножив эту сумму на число блоков, получаем 10,5 млн BTC. Именно столько было добыто майнерами до осени 2012 года. В дальнейшем награда была снижена до 25 BTC, то есть за следующие 210 тыс. блоков суммарная награда (эмиссия новых монет) составила 5,25 млн. Итого в сумме оказалось выпущено уже 15,75 млн.
Вторая партия из 210 тыс. блоков была добыта в середине лета 2016 года. Тогда же состоялось запланированное уменьшение награды до 12,5 BTC за блок; до 6,25 монет — в 2020 году. Суммарное количество монет — 18,375 млн.
В 2024 состоялось четвертое уменьшение вознаграждения, до 3,125 BTC за блок. К существующим монетам к тому моменту прибавится еще 1 млн 312,5 тыс. BTC, увеличив общий объем до 19 млн 687,5 тыс. Примерно в 2028 — очередное снижение, до 1,5625 BTC за блок. К тому моменту сумма BTC увеличится на 656'250 BTC, в сумме составив 20'343'750 BTC.
К 2032 награда упадет до меньше, чем 1 BTC за блок: 0,78125 монеты. За это время биткоинов станет на 328'125 больше, то есть суммарно 20'671'875 BTC. Далее следующие 4 года принесут еще 164'062,5 BTC, потом — 82'031,25, затем — еще 41'015,625, далее 20'507,8125 и т.д. По законам убывающей геометрической прогрессии общая сумма выпущенных Bitcoin за всю историю не превысит 21 млн.
Таким образом, максимально возможное количество BTC было предопределено в тот момент, когда Сатоши Накамото выбрал стартовое вознаграждение 50 BTC и решил делить его надвое каждые 210 тыс. блоков. Если бы стартовая награда составляла 100 BTC за блок, то максимально возможное число монет увеличилось бы до 42 млн.
Экономическое объяснение
Математические подсчеты объясняют причину, по которой общее число Биткоинов никогда не превысит 21 млн, но не отвечают на вопрос, а почему именно 21 млн. Тут объяснение можно поискать в экономике, проанализировав некоторые мировые макроэкономические показатели.
В 2009 году, когда был создан Bitcoin, суммарная стоимость всех существующих денег в мире примерно соответствовала около $50 трлн. Если разделить эту сумму на 21 млн (число Биткоинов), получаем в результате около $2 млн 381 тыс. за один BTC. То есть именно столько мог бы стоить один Биткоин при воплощении в жизнь «плана Максимум», при котором Bitcoin станет основной мировой валютой.
Сумма кажется очень большой, ведь если платежная единица имеет слишком большую ценность — совершать с ее помощью платежи становится очень неудобно. Представьте, что у вас есть слиток золота стоимостью $1000, и с его помощью вам нужно приобрести коробок спичек ценой 2 цента. Естественно, точно отделить от слитка столь мизерное количество металла, да еще точно взвесить его, в магазине невозможно. Получается, что хранить большие суммы в Биткоинах удобно, но использовать его в качестве повседневного платежного средства невозможно.
Однако не стоит забывать, что в отличие от большинства фиатных валют BTC делится не на сотые доли (копейки, центы, гроши, пенсы, эре, агоры и т. д.), а на стомиллионные. Называются эти разменные единицы Сатоши, в честь создателя криптовалюты. Если упомянутый предполагаемый курс $2,381 млн за 1 BTC разделить на 100 млн, то в итоге получаем курс Сатоши, равный 2,381 цента.
2,38 цента — это уже как раз адекватный курс, позволяющий активно использовать ее для каждодневных транзакций. Оптимальным с точки зрения удобства можно считать такое значение ценности валюты, при котором ее минимальная расчетная единица соответствует самому дешевому товару, доступному для покупки.
Во времена СССР, например, минимальной платежной единицей была 1 копейка, и именно 1 копейку стоил коробок спичек или стакан газировки в автомате. То есть, советский рубль с точки зрения оценки товаров на внутреннем рынке имел оптимальную ценность. Современный российский рубль с позиции удобства расчетов не оптимален, так как делится на доли меньшие, чем это нужно на практике. То есть, ни за 1 копейку, ни за 10 купить какой-то полноценный товар нельзя.
Продолжая следовать этой логике, стоит ориентироваться на цены в таких богатых странах, как Япония, США, Германия, Швейцария и т. д. В них 2,38 цента — это мизерная сумма, полноценный товар за которую купить сложно. Поэтому там делить Биткоин, даже достигший теоретического максимума (что кажется утопией), аж на стомиллионные доли острой необходимости нет.
Причины
Количество Биткоинов ограничено 21 миллионом, потому что формулы вознаграждения майнеров составлены на базе закона обратной геометрической прогрессии. При существующих принципах начисления награды, с ее уменьшением вдвое через каждые 210'000 блоков, перешагнуть черту в 21 млн мешают законы математики.
Что же касается причины выбора именно таких вводных данных для формул расчета вознаграждения, то тут тоже всё логично. 21 млн Биткоинов, каждый из которых может делиться на 100 млн сатоши, является достаточным количеством для того, чтобы BTC был удобен при использовании для расчетов даже в том случае, если в будущем он окажется единственной валютой в мире.
Вот как объяснял сам Сатоши Накамото логику, которой он руководствовался, определяя темп эмиссии и общее количество монет, в переписке с будущим биткоин-разработчиком Майком Хирном 10 января 2011 года:
Получается даже 10 минут на блок:
21000000/(50 BTC*24 часа*365 дней*4 года*2) = 5,99 блоков/час.
Я подставил 364,58333 дня/год. Уменьшение 50 BTC вдвое до 25 BTC происходит через 210000 блоков или около 3,9954 года, что в любом случае является приблизительным, исходя из лучших попыток механизма корректировки сложности.
Я думал о 100 BTC и 42 миллионах, но 42 миллиона показались мне большим.
Я хотел, чтобы типичные суммы находились в привычном диапазоне. Если вы выбрасываете около 100000 единиц, это не кажется дефицитом. Мозг лучше работает с числами от 0,01 до 1000.
Если сумма будет очень большой, десятичная дробь может переместиться на два знака, и центы станут новыми монетами.