Гений XVI века не только понял, что Земля вращается вокруг Солнца, он также видел, что девальвированная фиатная валюта не может существовать долго.
Те вещи, о которых я говорю сейчас, могут быть неясны, но они станут яснее в своем месте.
— Николай Коперник.
В анналах истории Николай Коперник прославлен как астроном-новатор, свергнувший геоцентрическую концепцию и представивший гелиоцентрическую модель, согласно которой Солнце находится в центре нашей Солнечной системы. Однако есть и менее известная грань гения Коперника, которая до сих пор остается в тени — его глубокий вклад в развитие науки о деньгах.
В то время как его астрономические достижения покорили многие поколения, его прозрения в отношении природы денег и их влияния на экономику остались незамеченными. На исходе средневековой эпохи, отмеченной такими революционными изобретениями, как печатный станок и порох, новаторская работа Коперника бросила вызов не только господствующим астрономическим представлениям, но и общепринятым понятиям о деньгах.
Появление печатного станка положило начало эпохе беспрецедентного распространения знаний, постепенно подрывая информационную монополию католической церкви. Одновременно с этим широкое распространение пороха сделало рыцарей и их доспехи бессильными, что означало упадок феодальной системы. На фоне этих перемен Коперник стал провидцем, а его математические расчеты в итоге доказали, что Земля не является центром Вселенной.
Оглядываясь на наших геоцентрических предков и удивляясь их предполагаемому невежеству, мы должны признать, что большинство из нас не в состоянии самостоятельно доказать существование гелиоцентризма. В целом мы принимаем существующее мнение. Если это так, то разве не должно быть очевидных вещей, которые мы могли бы упустить сегодня? Что, если наши представления о деньгах, кровеносной системе экономики, также ошибочны и изучение экономики находится в зачаточном состоянии? Возможно, подобно тому, как Коперник разрушил господствующую астрономическую картину, мы стоим на пороге интеллектуальной революции, которая обнажит недостатки современной монетарной системы.
Именно здесь, на фоне этих глубоких размышлений, всплывает скрытый опыт Коперника в денежных вопросах. Многие не знают, что он не только произвел революцию в нашем понимании небес, но и внес неизгладимый вклад в развитие монетарной мысли.
Коперник — экономист
Коперник родился в 1473 г., был гражданином Пруссии (ныне часть современной Польши) и большую часть жизни прожил во Фромборке, где работал при королевском дворе в качестве бухгалтера и советника по денежной реформе после того, как король Сигизмунд I попросил его обратить внимание на обесценивающуюся валюту страны.
Его первым вкладом в денежную реформу стало развитие теории, известной нам как закон Коперника — Грешема — экономический закон, гласящий: «Худшие деньги вытесняют из обращения лучшие».
Согласно этому закону, когда в обращении находятся две валюты, а правительство устанавливает фиксированный обменный курс, плохие деньги вытесняют более дорогие. В этом случае выгодно обменивать обесцененную монету и накапливать более твердую. В 1526 году его выводы были сведены в брошюру под названием «Monetae Cudendae Ratio» — «Коэффициент монетной чеканки». Коперник, открыв свой трактат, подчеркнул скрытый характер деградации денег:
Хотя существует бесчисленное множество язв, от которых королевства, княжества и республики приходят в упадок, но эти четыре (по моему мнению) являются самыми сильными: раздор, смертность, бесплодие земли и дешевизна денег. Первые три причины настолько очевидны, что никто не знает, что это так, но четвертая, касающаяся денег, рассматривается немногими и только самыми серьезными людьми, потому что она произошла не сразу, а постепенно, каким-то тайным образом. Она свергла республики по причине... Поэтому деньги — это как бы мера какой-то общей оценки. Необходимо, однако, чтобы то, что должно быть мерой, всегда было твердым и сохраняло состояние порядка. В противном случае необходимо запутать устройство республики и всячески обманывать продавцов и покупателей.
В резкой форме он высказался за перезапуск валюты, уничтожение старых и возвращение в обращение полновесных серебряных монет. Пруссия только что пережила войну и последующее обесценивание валюты. Количество меди в монете увеличивалось, вытесняя драгоценный металл, и в конце концов это привело к тому, что деньги превратились в пустышки. Действовал фиксированный обменный курс, и стало выгоднее переплавлять монеты и извлекать серебро.
В итоге прусская валюта обесценилась, и жители страны не могли торговать за границей, так как никто не принимал дешевые деньги. Хорошие деньги исчезли: накоплены, переплавлены и вывезены. Хотя этот механизм был известен и другим цивилизациям, Коперник был первым европейцем, который правильно его записал. К несчастью для Пруссии, король не прислушался к его совету.
Количественная теория денег
Американский экономист австрийской школы Мюррей Ротбард даже утверждал, что польский эрудит разработал раннюю версию теории количества денег. Ротбард обобщил мысли Коперника в книге «Экономическая наука до Адама Смита, том 1»:
Причинно-следственная связь началась с девальвации, которая привела к увеличению денежной массы, что, в свою очередь, привело к росту цен. Предложение денег является основным фактором, определяющим цены. Мы по своей косности не понимаем, что дороговизна всего — это результат дешевизны денег. Ведь цены растут и падают в зависимости от состояния денег.
Если современный человек все еще неграмотен в монетарном плане, то Коперник уже полтысячелетия назад изящно обосновал линейную зависимость между предложением денег и рыночными ценами. Мы же почему-то считаем, что наша расчетная единица имеет фиксированное предложение, и никогда не приходим к выводу, что рост цен является следствием обесценивания валюты. Как и в случае с геоцентрической парадигмой, от этой погруженной в себя и раскосой точки зрения трудно оторваться.
Сегодня количественная теория денег определение дается в уравнении Фишера. Здесь денежная масса (М), умноженная на среднюю скорость обращения денег (V), равна сумме всех сделок в экономике (q), умноженной на соответствующую цену (p). Учитывая, что поведение расходов остается стабильным (V), а производство товаров и услуг — на одном уровне, мы приходим к выводу, что увеличение денежной массы прямо пропорционально всем ценам в экономике.
Цена (p) — это вектор всех цен, которые по отдельности по-разному реагируют на инфляцию, но в среднем линейно увеличиваются с ростом денежной массы. Например, цифровая услуга может упасть в период денежной экспансии за счет технологической дефляции, в то время как дефицитная недвижимость дорожает.
Конец эпохи
Коперник закончил работу над «De Revolutionibus Orbium Coelestium» в 1532 г., но опубликовал свой гелиоцентрический тезис только перед смертью в 1543 г., опасаясь церкви. Семя было посеяно, но теория получила свое развитие столетие спустя, после появления подзорной трубы. Галилео Галилей был одним из первых пользователей телескопа и сделал первые аномальные небесные наблюдения, которые можно было объяснить, только приняв парадигму Коперника. Отрицание легко дается при отсутствии инструментов наблюдения. Гелиоцентризм до появления телескопа оставался лишь абстрактной идеей. Но как же тогда быть с денежными выводами Коперника? Неужели нам просто не хватало инструментов для воплощения этой идеи в реальность?
Учитывая, что Биткоин еще только зарождается, можно предположить, что Коперник опередил кейнсианских экономистов и может считаться передовиком Биткоина, а Биткоин с его фиксированной эмиссией в 21 млн монет — это цифровой телескоп для тех, кто хочет заглянуть вглубь экономической машины. Сейчас мы все можем наблюдать то, о чем говорили умы прошлых лет, — что здоровая экономика вращается вокруг здоровых денег. И хотя Биткоин создан людьми, он сияет как естественный центр, который мы все так долго искали, ибо это время может стать тем самым «местом», где элементарные денежные законы больше не будут непонятными.
В состоянии покоя, однако, в центре всего находится Солнце.
— Коперник, «De Revolutionibus Orbium Coelestium»