Найти тему
Кабинет Востоковеда

8 божеств из свиты Шанглона: Кандрой Цомо Чечан Марво - дакини с волчьей головой.

Шанглон Дордже Дудул (Вайли Shanglon Dorje Dudul), или Шанглон Гонпо (Вайли Shanglon Gonpo) - защитник и хранитель тибетской медицинской традиции.

Шанглон Дордже Дудул. Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auctions/20903/lot/166/?category=list
Шанглон Дордже Дудул. Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auctions/20903/lot/166/?category=list

Существует интерпретация Шанглона в качестве особой формы Махакалы. В разных традициях и в разных ипостасях Махакала относится к категориям дхармапал и идамов. Поэтому встречается такой вариант имени божества, как Махакала Шанглон.

Шанглон тематически близок к Будде Медицины (также - Будда Бхайшаджьягуру) и может изображаться в его свите.

Восемь Будд Медицины. Китай, XIX-первая треть XX в. (?). Сто восемь буддийских икон из собрания ИВР РАН / Под ред. А. В. Зорина. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. С. 101, илл. 44.
Восемь Будд Медицины. Китай, XIX-первая треть XX в. (?). Сто восемь буддийских икон из собрания ИВР РАН / Под ред. А. В. Зорина. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. С. 101, илл. 44.

У Шанглона есть и своя свита, состоящая из восьми персонажей, один другого краше.

Шанглон Дордже Дудул. Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auctions/20903/lot/166/?category=list
Шанглон Дордже Дудул. Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auctions/20903/lot/166/?category=list

Кандрой Цомо Че Чан Мар (Вайли Kandroi Tsomo Che Chang Mar), или в другом варианте - Чечан Мармо (Вайли che chang marmo) - относится к категории дакинь и обладает гневной формой.

Кандрой Цомо Чечан Марво. Танка "Шанглон Дордже Дудул". Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auctions/20903/lot/166/?category=list
Кандрой Цомо Чечан Марво. Танка "Шанглон Дордже Дудул". Тибет, XVIII-XIX вв. Онлайн-каталог аукционного дома Bonhams. Эл. ресурс URL: https://www.bonhams.com/auctions/20903/lot/166/?category=list

У неё волчья голова и всклокоченные окровавленные волосы, с которых капает зараза, поражающая врагов Учения. Аналогичным уровенем нетерпимости к тем, кто сокращает путь человека к просветлению, обладают другие гневные божества. Например, Экаджати - в её распроряжении есть вредоносные духи, способные вызывать чуму.

Тело Кандрой красного цвета с отвисающей грудью. Её вахана - это голубь с девятью головами. В Тибете голуби ассоциируются с кладбищами.

Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/52448769
Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XX в. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/52448769

Её изображения чрезвычайно редки и легко узнаваемы - вахана в виде голубя с девятью головами уникальна, да и волчья голова у персонажей пантеона тибетского буддизма, возможно, встречается только у этой гневной дакини.

Изображение Кандрой Цомо Чечан Мармо есть в собрании Художественного музея Рубина (Нью-Йорк). Танка (Вайли thang ka - танка, тханка, тангка и т. д.) наглядно иллюстрирует запоминающийся облик гневной дакини.

Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XIX в.  Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art (Нью-Йорк). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192
Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art (Нью-Йорк). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192

Поскольку дакини состоит в свите божества-защитника, ведающего медициной, то нет ничего удивительного в том, что сам Будда Медицины изображён в верхней части полотна.

Будда Бхайшаджьягуру. Кандрой Цомо Чечан Марво". Тибет, XIX в.  Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192
Будда Бхайшаджьягуру. Кандрой Цомо Чечан Марво". Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192

На фоне пасторальных облаков нежных оттенков и зелёного пейзажа гневная дакини восседает на голубе с девятью головами. Ниже - картинка со звуком.

Кандрой Цомо Чечан Марво". Тибет, XIX в.  Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192
Кандрой Цомо Чечан Марво". Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art), Нью-Йорк. Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192

Среди атрибутов Кандрой Цомо Чечан Марво встречаются: капала, наполненная кровью, нож дигуг, человеческая голова, крюк и кишки.

Атрибуты гневных божеств включают в себя разного рода устрашающие предметы, которые символизируют противодействие всему, что продлевает пребывание человека в круговороте перерождений.

Также в отношении каждого зловещего атрибута существует более узкая символика, которая иллюстрирует методы достижения духовного совершенства.

Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XIX в.  Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art (Нью-Йорк). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192
Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art (Нью-Йорк). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192

Например, кишки в руках гневной дакини символизируют способность постичь единую суть явлений, подобно тому, как человеческое тело может переварить любую пищу. А тот факт, что на выходе получается одно и то же, напоминает о способности любой души рано или поздно приходить к истине. В широком смысле у каждого впереди - мокша, освобождение из сансары. Просто пути у всех разные.

Капала, чаша из черепа, символизирует очищенное мышление. Капала с тем или иным содержимым иллюстрирует ум просветлённого существа, наполненный великим блаженством.

Отрубленная голова символизирует отсечение ядов невежества, гнева и страстей, который не дают человеку достичь духовного совершенства.

  • Вы спросите, почему же гневное божество держит настолько отталкивающие предметы? Ведь не владея информацией о символике, довольно тяжело воспринимать такого рода произведения как сакральные образы.
  • Ответ прост - каждому своё. Гневное божество на то и гневное. Его функция - устрашать, уничтожать, проявлять неумолимую жестокость ко всему, что препятствует мокше. Как солдат на поле боя обязан быть в обмундировании и во всеоружии, так и гневное божество не может заниматься своим делом с венками из ромашек и мягкими игрушками в руках.
Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XIX в.  Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art (Нью-Йорк). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192
Кандрой Цомо Чечан Марво. Тибет, XIX в. Художественный музей Рубина (англ. The Rubin Museum of Art (Нью-Йорк). Эл. ресурс URL: https://www.himalayanart.org/items/192

В устрашающих атрибутах гневных божеств есть место жизнеутверждающим мотивам. Причёску Кандрой Цомо Чечан Марво украшает ухмыляющийся череп. В буддийском искусстве черепа, которые встречаются в атрибутике и украшениях гневных божеств, постоянно улыбаются.

Потому что ещё одна функция зловещих атрибутов состоит в том, чтобы напоминать о скоротечности бытия и тщетности страстей.

Литература

  • Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 152, 187-188, 212, 215,
  • Будникова Ю. Ю., Елихина Ю. И., Матехина Т. С., Росов В. А., Титова М. А., В. М. Фёдорова. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: СПбГМИСР, 2022. С. 105.
  • Сто восемь буддийских икон из собрания ИВР РАН. Под ред. А. В. Зорина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. С. 101, илл. 44.
Кабинет Востоковеда

"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.

Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.

"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен