Шанглон Дордже Дудул (Вайли Shanglon Dorje Dudul), или Шанглон Гонпо (Вайли Shanglon Gonpo) - защитник и хранитель тибетской медицинской традиции.
Существует интерпретация Шанглона в качестве особой формы Махакалы. В разных традициях и в разных ипостасях Махакала относится к категориям дхармапал и идамов. Поэтому встречается такой вариант имени божества, как Махакала Шанглон.
Шанглон тематически близок к Будде Медицины (также - Будда Бхайшаджьягуру) и может изображаться в его свите.
У Шанглона есть и своя свита, состоящая из восьми персонажей, один другого краше.
Кандрой Цомо Че Чан Мар (Вайли Kandroi Tsomo Che Chang Mar), или в другом варианте - Чечан Мармо (Вайли che chang marmo) - относится к категории дакинь и обладает гневной формой.
У неё волчья голова и всклокоченные окровавленные волосы, с которых капает зараза, поражающая врагов Учения. Аналогичным уровенем нетерпимости к тем, кто сокращает путь человека к просветлению, обладают другие гневные божества. Например, Экаджати - в её распроряжении есть вредоносные духи, способные вызывать чуму.
Тело Кандрой красного цвета с отвисающей грудью. Её вахана - это голубь с девятью головами. В Тибете голуби ассоциируются с кладбищами.
Её изображения чрезвычайно редки и легко узнаваемы - вахана в виде голубя с девятью головами уникальна, да и волчья голова у персонажей пантеона тибетского буддизма, возможно, встречается только у этой гневной дакини.
Изображение Кандрой Цомо Чечан Мармо есть в собрании Художественного музея Рубина (Нью-Йорк). Танка (Вайли thang ka - танка, тханка, тангка и т. д.) наглядно иллюстрирует запоминающийся облик гневной дакини.
Поскольку дакини состоит в свите божества-защитника, ведающего медициной, то нет ничего удивительного в том, что сам Будда Медицины изображён в верхней части полотна.
На фоне пасторальных облаков нежных оттенков и зелёного пейзажа гневная дакини восседает на голубе с девятью головами. Ниже - картинка со звуком.
Среди атрибутов Кандрой Цомо Чечан Марво встречаются: капала, наполненная кровью, нож дигуг, человеческая голова, крюк и кишки.
Атрибуты гневных божеств включают в себя разного рода устрашающие предметы, которые символизируют противодействие всему, что продлевает пребывание человека в круговороте перерождений.
Также в отношении каждого зловещего атрибута существует более узкая символика, которая иллюстрирует методы достижения духовного совершенства.
Например, кишки в руках гневной дакини символизируют способность постичь единую суть явлений, подобно тому, как человеческое тело может переварить любую пищу. А тот факт, что на выходе получается одно и то же, напоминает о способности любой души рано или поздно приходить к истине. В широком смысле у каждого впереди - мокша, освобождение из сансары. Просто пути у всех разные.
Капала, чаша из черепа, символизирует очищенное мышление. Капала с тем или иным содержимым иллюстрирует ум просветлённого существа, наполненный великим блаженством.
Отрубленная голова символизирует отсечение ядов невежества, гнева и страстей, который не дают человеку достичь духовного совершенства.
- Вы спросите, почему же гневное божество держит настолько отталкивающие предметы? Ведь не владея информацией о символике, довольно тяжело воспринимать такого рода произведения как сакральные образы.
- Ответ прост - каждому своё. Гневное божество на то и гневное. Его функция - устрашать, уничтожать, проявлять неумолимую жестокость ко всему, что препятствует мокше. Как солдат на поле боя обязан быть в обмундировании и во всеоружии, так и гневное божество не может заниматься своим делом с венками из ромашек и мягкими игрушками в руках.
В устрашающих атрибутах гневных божеств есть место жизнеутверждающим мотивам. Причёску Кандрой Цомо Чечан Марво украшает ухмыляющийся череп. В буддийском искусстве черепа, которые встречаются в атрибутике и украшениях гневных божеств, постоянно улыбаются.
Потому что ещё одна функция зловещих атрибутов состоит в том, чтобы напоминать о скоротечности бытия и тщетности страстей.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 152, 187-188, 212, 215,
- Будникова Ю. Ю., Елихина Ю. И., Матехина Т. С., Росов В. А., Титова М. А., В. М. Фёдорова. Звезда героя. К 120-летию Ю.Н. Рериха. Альбом-каталог выставки. СПб.: СПбГМИСР, 2022. С. 105.
- Сто восемь буддийских икон из собрания ИВР РАН. Под ред. А. В. Зорина. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2013. С. 101, илл. 44.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен