Тара - главный женский персонаж пантеона тибетского буддизма. История образа прослеживается, начиная с древнейших индийских культов почитания Деви (IAST devi), когда Тара была одной из многочисленных форм богини-матери.
В пантеон тибетского буддизма Тара прибывает в VII-IX вв. со значительным мифологическим "багажом" и продолжает приобретать новые и новые ипостаси, как мирные, так и гневные.
Поскольку Тара выполняет много функций и разные социумы представляют её по-разному, то у неё есть множество ипостасей. Одна из самых удивительных форм - Голубая Тара, или Экаджати.
Ага, не показалось. У неё один глаз, один клык и одна грудь. И это одна из самых узнаваемых её форм, которая символизирует то, что к последователям Учения она относится как мать - к своему единственному ребёнку.
Экаджати в переводе с санскрита означает - один локон (IAST eka - один; jati - локон) и подразумевается, что её волосы собраны в соответствующую причёску, напоминающую косу.
Тибетское имя - Ралчигма (Вайли ral gcig ma).
В традиции ньингма Экаджати относится к категории дхармапал, защитников Учения. Другим особо почитаемым дхармапалой в традиции ньингма является Дордже Легпа.
Согласно тибетскому фольклору, Экаджати была в числе тех добуддийских божеств, которые в VIII в. были покорены Падмасамбхавой и чьи склонности негативного характера были перенаправлены учителем в сторону противников буддизма и всего того, что продлевает пребывание человека в сансаре.
Эти воинственные божества были включены в пантеон тибетского буддизма. Они сохранили свой устрашающий внешний вид и каждый зловещий элемент их облика является иллюстрацией того, как всё плохое может быть преобразовано в хорошее. Их ярость адресована врагам Учения.
Культ Экаджати мало распространен, поэтому изображения этой богини редки. Скульптура представлена в основном современными образцами. Произведения антикварно-коллекционной ценности встречаются в основном на аукционах и почти не представлены в музейных собраниях.
Образец металлической Экаджати XVIII в. был обнаружен в онлайн-каталоге аукционного дома Sotheby's. И это вторая из наиболее распространённых её форм. Здесь идентифицировать её можно по широко раскрытому третьему глазу, капале в левой руке и тигриной шкуре на бёдрах.
Чаще Экаджати можно увидеть в живописных произведениях и там-то одиозная богиня предстаёт с кожей голубого цвета (поэтому её также называют Голубой Тарой) и сопровождает Зелёную Тару - одну из мирных форм Тары.
В этой форме её отличительными атрибутами являются кожа голубого цвета, капала в левой руке, широко раскрытый третий глаз, всклокоченные огненные волосы и тигриная шкура на бёдрах. Иногда в паре с капалой в правой руке Экаджати может держать изогнутый кинжал дигуг.
Экаджати в своей форме "всё по одному" описана у Ю. Н. Рериха в его труде, посвящённом искусству танки, "Тибетская живопись":
"Одна из форм Экаджати (тиб. Ral-gcig-ma) с одним глазом. Богиня изображена стоящей на распростертом теле женщины. На ней гирлянда и корона из человеческих черепов. В поднятой правой руке человеческое тело, в левой — тело животного".
(с) Рерих, 2000, с. 93.
Мимо такого образа не пройдёшь. Человеческое тело в правой руке Экаджати - это булава-труп, или шаваданда (IAST shava - труп, мертвец; danda - дубинка, булава). Этот атрибут встречается у наиболее гневных форм божеств пантеона тибетского буддизма.
Им владеют самые нетерпимые к противникам Учения божества, "добро с кулаками", которое нещадно аннигилирует врагов буддизма, применяя к ним любые меры, вплоть до "химического оружия" - Экаджати и её немногочисленные коллеги по уровню свирепости имеют в подчинении вредоносных духов, способных вызывать чуму (Бир, 2013, с. 188).
Как говорилось в одном фильме, "для хороших людей армия - родная мать, а для плохих - тёща". (с) Так и Экаджати, любящая мать для тех, кто стремится к мокше и просветлению, злейшая мачеха - для тех, кто против таких мероприятий.
Поскольку у последователей традиции ньингма Экаджати связана с Падмасамбхавой, то её можно обнаружить на изображениях учителя.
У Падмасамбхавы, помимо привычной антропоморфной мирной формы, есть и гневная, в которой он предстаёт в виде Дордже Дроло. Этот аспект иллюстрируют абсолютную мудрость Падмасамбхавы, граничащую с безумием.
Экаджати, подобная многим гневным божествам, на лицо ужасная - добрая внутри, добуддийская богиня, которая в интерпретации тибетских буддистов стала ревностной "матерью матерей всех Будд" и одной из самых свирепых дхармапал - двойственный образ, состоящий из крайностей.
Литература
- Бир. Р. Тибетские буддийские символы. М.: Ориенталия, 2013. С. 188.
- Ганевская Э.В., Дубровин А.Ф., Огнева Е.Д. Пять семей Будды. Металлическая скульптура Северного буддизма IX–XIX вв. из собрания ГМВ. М.: Едиториал УРСС, 2004. С 312, 327.
- Островская Е. А. Воины радуги. Институционализация буддийской модели общества в Тибете. СПб.: СПбГУ, 2008. С 127.
- Рерих Ю. Н. Тибетская живопись. Самара: Агни, 2000. С. 93.
"Младший брат" в Telegram для тех, кто любит смотреть картинки больше, чем читать истории о них.
Благодарность автору канала для вдохновения и хорошего настроения.
"Благодарность - самая изысканная форма вежливости".
(с) Жак Маритен