Найти в Дзене
Кубань на колесах

Вертолёты Афганистана: Ми-24 круче Ми-8? Ну, нет, ребятки

Споры о том, какой вертолёт был круче в Афганистане, не утихают и сейчас. Кто-то говорит, что Ми-24. Кто-то говорит, что Ми-8. На самом деле, конечно же, любой здравомыслящий человек отметит, что это совершенно разные машины, предназначенные для разных задач. Сравнивать бомбардировщик и истребитель — это удел дилетантов. Так и здесь. Ну, послушаем мнение служивых военных, которые имели дело с теми и другими машинами.

«Ми-24 круче Ми-8? Ну, нет, ребятки», — отмечает Игорь Корнеев, лейтенант спецназа ВДВ. Ми-8 — это невероятно рабочая лошадка, которая вообще не приземлялась никогда. По крайней мере, создавалось такое впечатление. Десант доставить в район, забрать его же и раненых, разведку боем провести, прикрыть отход, доставить БК на точку и так далее, далее и далее. Невероятно благодарен этой машине и лётчикам, которые порой творили чудеса. Что касается Ми-24, то сопровождение колонн — это хорошо, конечно. Кишлаки развалить — это тоже прекрасно. Да, сравнивать не буду, но Ми-2 мне родней.

Сейчас на Ми-8 сделали аппарель (рампу) на корме, и стало очень удобно. Ох, как нам этого не хватало в Афганистане, рассказывает капитан Личко. В считанные секунды десантироваться через боковую дверь или заскочить туда при эвакуации — то ещё удовольствие. Кто колено выбьет, кто ногу подвернёт. Небоевые потери были, никто не отрицает. Сейчас — гораздо удобней. По Ми-24 скажу, что сравнивать их смысла нет. Задачи разные.

Раньше этого не было, только боковая дверь.
Раньше этого не было, только боковая дверь.

Прилетели мы в Афганистан в октябре 1982 года, в провинцию Саманган. И буквально через две недели у нас боевой выход. В кишлаке неподалёку засела местная банда. Рассказывает сержант спецназа Анатолий Кукуяка. Разведка сделала своё дело, и дали нам весь расклад: все точки, минные заграждения и примерное количество душманов. Лезть туда без «обработки» не стали. Так вот, товарищи, наблюдали мы с близлежащей скалы работы четырёх наших Ми-24 по кишлаку. Мило дело было наблюдать. А ещё приятней потом было кишлак «чистить». Практически нам работы не оставили. В этом плане 24-ка — отличная машина, которая многое решала, чтобы нам на земле приходилось полегче.

-2

То есть, смысла говорить о том, какой вертолёт круче, Ми-24 или Ми-8 нет совершенно. Оба хороши, обе машины выполняли свои функции настолько, насколько это требовалось в той или иной ситуации. Да, как отмечают наши собеседники, Ми-8 имеет более широкий спектр действия: от десанта и грузовых перевозок до штурмовых операций. Вооружений на него навесить тоже можно немало. В дальнейших материалах расскажем о мнении именно пилотов этих машин.