История удачной серии гусеничных транспортный тракторов Lanz Raupenwagen LW I/II/III
Удачные боевые машины получаются тогда, когда конструктора решают прямую задачу создать образец техники под целевое назначение. По такому пути пошли Вилсон и Триттон, в итоге Британия первой вывела на поле боя танк, как боевую единицу, чем во многом и предопределила капитуляцию Германии осенью 1918. Франция сначала пошла по пути создания шасси и в итоге построила неудачные Сен-Шамон и Шнейдер, главный плюс которых был в том, что они были, но затем свернула в сторону решения главной задачи и получила легендарный FT17. Германия в своём подходе так и не избавилась от желания сделать универсальную боевую машину и фактически окончила Первую мировую так же как и начинала - без бронетехники. Тем не менее нельзя сказать, что поиски прошли совсем зря, решая задачу универсального шасси германскими фирмами было создано несколько образцов вполне удачных гусеничных шасси. Самым массовым среди них было изделие фирмы Heinrich Lanz AG - гусеничный грузовик и тягач Raupenwagen LW.
Lanz Raupenwagen LW I/II/III/Гусеничный грузовик Ланц LW
Страна: Германия
Год выпуска 1917-1918
Производитель: Heinrich Lanz AG
Кол-во выпущенных: 149 (LW - 3, LW II - 3, LW III - 39, LW IV - 104)
Экипаж: 2
Полная масса: 15 тонн?
Нагрузка: 5 тонн?
Вооружение: 7.62cm RheinMetall FlaK L/30 (russ.02) (на одной машине)
Двигатель: 80-100 л.с.
Начало Первой мировой войны застало германскую военщину прямо скажем в неудобном положении. Если в первое десятилетие двадцатого века во Втором рейхе проводились многочисленные эксперименты с созданием тягачей и автопоездов, то к началу второго десятилетия вся деятельность свелась к проведению конкурсом и выдачу званий "субвенциональных" грузовиков, которые мирные граждане германской империи могли покупать с помощью государства, но должны были по первому требованию отдать военным. Для тяжения немногочисленной тяжелой артиллерии собирались обходится конной и паровой тягой. Начало войны показало, что у всех стран с предвидением не очень - понадобились и тяжёлые и сверхтяжелые пушки, до такой степени, что пришлось вызвать австрийских союзников с их возимыми шкодовскими мортирами в Бельгию, и просто тягачи для гаубиц. В дополнение к грузовикам обратили внимание и на сельхозмашины. Оказалось, что мощных тягачей-тракторов в Германии не так и много. Чуть больше десятка тракторов Подеус, один Даймлер и 50 паровых тягачей. Все "обнаруженные" трактора, подходящие для артиллерии, сразу отправлялись на заводы Круппа для комплектации артиллерийских батарей.
Фирма Heinrich Lanz AG Lanz в то время по венгерской лицензии выпускала носители для мотокультиваторов. На начло войны на складах и в заделе у Heinrich Lanz как раз оказалось 20 тракторов-мотокультиваторов Landbaumotor Lanz, System Köszegi , которые быстро превратили в артиллерийские тягачи - Kraftzugmaschine Lanz typ 12 (Lanz LB). Уже по заказу военных в 1914 сельхозмашина была модернизирована в тяжёлый тягач - Kraftzugmaschine Lanz 80 PS (Lanz LC), который выпускался серийно партией в 81 машину в 1914-м - 1916-м годах. Если тяжёлую артиллерию к 1916 году удалось насытить транспортом, а её вполне неплохо подходил и колесный, то для поля боя тяжёлые колесные трактора не подходили. Почему-то у прусских военных отсутствие средств передвижения на поле боя не вызвало никаких вопросов до тех пор пока у британцев не появились танки. Здесь конечно происходит переворот сознания - традиционно очень консервативные британцы активно экспериментировали, создав и выпустив на поле боя не только танки прорыва, но и скоростные танки, германцы же вплоть до конца 1917 года считали, что они доедут до победы на лошадях и побьют врагов пехотой и артиллерией со стационарных позиций. Но сомнения все таки были поэтому в 1916-м был создан отдел A.7.V. (Abteilung 7 Verkehrswesen или отдел 7-го транспортного отделения Общего управления Военного министерства), генеральным конструктором в котором был Йозеф Фольмер.
Главной задачей поставленной перед A.7.V. было управление процессом создания и поставки в армию гусеничного или не гусеничного универсального шасси, главной задачей которого будет перемещение грузов для наступающих частей германской армии. Упор в тактике был сделан на действиях штурмовых групп (Stoßtruppen), которые должны были как консервный нож пробивать в обороне союзников узкую дырку, затем расширять её, а дальше уже по сложившейся схеме в разрывы входила пехота и вскрывала весь фронт. Вот тут-то и нужны были гусеничные грузовики, которые через нейтральную полосу будут доставлять продвинувшимся и укрепившимся штурмовикам вперед амуницию, подтягивать артиллерию и вывозить раненых. А заодно эти универсальные шасси должны были имет возможность быть бронированы и превратится в танки, на них должна была быть возможность установить пушки и превратить их в зенитные моторные орудия или, об этом уже подумали позже, превратить их в мобильные противотанковые САУ.
Самым известным результатом этой программы стал созданное Фольмером шасси, которое и получило название в честь отдела, А7V и самым известным творением на этом шасси был танк А7V Sturmpanzerwagen, в варианте гусеничного грузовика (Raupenwagen) или Überlandwagen планировалось построить 30 машин, но до конца войны было сделано только 9. Гусеничное творение фирмы Ланц по внутренней статистике Lanz Raupenwagen LW было выпущено в существенно большем количестве - 149 машин в 4-х различных вариантах, но так как на его базе не было сделано танка, эта неплохая машина практически не известна, нет её технических описаний и чертежей, по крайней мере в свободном доступе.
Германская фирма Lanz, один из крупнейших производителей тракторов и различной сельскохозяйственной техники в Европе в межвоенные годы, была создана в 1859 году Генрихом Ланцем (Heinrich Lanz) как транспортно-экспедиционная J.P. Lanz & Co. При фирме быстро возникла ремонтная мастерская, которая в 1870-м году превратилась в полноценное производство в Манхейме, специализировавшееся на выпуске сельскохозяйственных машин, ручных и паровых молотилок, локомобилей, многофункциональных стационарных двигателей. Универсальный сельскохозяйственный трактор не был известен в начале 20-го века, но многочисленные самодвижущиеся машины, такие как моторные плуги, выпускались. В транспортный бизнес Ланц вошел приобретя патент на мотокультиватор системы Кожеги (System Köszegi). В итоге получился мощное трехколесное шасси с гидравлическим приводом для прижатия рабочего инструмента к земле. А превращение узкоспециализированной машины в универсальную уже было делом техники. Выпустив в итоге более 300 колесных тягачей фирма Ланц с удовольствием поучаствовала и в заказе от военных на гусеничный грузовик, хотя никакого опыта в создании таких маши не имела.
Как в других публикациях несколько раз отмечал, схему гусениц с подвеской и колесными тележками по типу Холта, Фольмер видимо забронировал за собой, а от остальных субконтракторов требовал создания новых вариантов. Гусеничные машины по этому плану - Бремер-ваген (Марианваген) от кооперации Хьюго Бремера и Даймлера, Дюркопваген от фирмы Дюркопп, Orion-wagen, не говоря уже о трехколесном Трефасвагене получились крайне неудачными, лучшие образцы едва перемещали по ровной дороге себя. На этом фоне созданные Фольмером средний Мариенваген II и тяжёлый А7V выглядели отлично. Если бы конечно не машина Ланца. В 1917 году Heinrich Lanz AG показала свою первый гусеничный грузовик Raupenwagen LW. В первый год производства были выпущены три машины первой модификации, которые успешно прошли испытания.
Сейчас нет информации о конкретных технических решениях, использованных при создании тягачей, поэтому все выводы делаются на основании фотографий. Raupenwagen LW имел "классическую" грузовую компоновку капотного грузовика с задним ведущим мостом. Двигатель был 80 или 100 сильный, которые Ланц устанавливал и на свои колесные артиллерийские тягачи. Гусеничный ход имеет много общего с решением Триттона, использованном на танках Маленький Вилли и Уиппет, возможно к 1917-му году германская разведка подогнала уже фотографии и ранние чертежи этих машин. 12 опорных катков с подшипниками вращения, верхняя ветвь гусеницы прикрыта фальшбортом. На рубеже 1917-1918 годов в Манхейме было начато серийное производство гусеничных машин первая модернизация Raupenwagen LW II в количестве трех машин с серийными номерами 348-350 была выпущена в конце 1917-го начале 1918-года, в 1918-м произвели 39 LW III (серийные номера 358-397) и 103 LW IV (серийные номера 398-500). Никакой информации о том, как отличались варианты Raupenwagen LW друг от друга нет, визуальные отличия на фотографиях не прослеживаются. Можно предположить, что например заменили на одной из модификаций с 80-ти сильного на 100-сильный.
Создав шасси следующим шагом было его бронирование и/или оснащение пушками зенитными или противотанковыми. К декабрю 1917-го было признано, что ни одно шасси, предложенное военные, кроме собственного А.7.V ("все всё понимают"), не может быть забронировано. Нарастание количества британских и французских танков стало критическим и срочно требовало средств парирования. Если для установки зенитных пушек использовалось очень удачное колесное шасси Krupp-Daimler KD1, то для мобильной противотанковой артиллерии рассмотрели предложенные гусеничные шасси, 23 октября OHL в качестве шасси для оснащения пушками и легкого бронирования полугусеничный Marienwagen II и полностью гусеничный транспортер Lanz Raupenwagen, тем более, что обе машины уже были в серийном производстве. Если фотография Мариенваген с 52-мм пушкой вообще считается фейковой, то фотография гусеничного Ланца во время стрельбы, открытое в сеть в сообществе VK Witek Cisłak, не оставляет сомнений, что такая система была создана. Определить применяемую систему точно автору не удалось, предположительно это модифицированная для зенитной стрельбы путиловская трехдюймовка - 7.62cm RheinMetall FlaK L/30 (russ.02). Эта пушка устанавливалась и на шасси Überlandwagen, правда на другом лафете и на железнодорожных платформах Eisenbahnflak 7.62-cm L/30 (russ 02) Rheinmetall M1915.
Конструктивно установка орудия на трактор была сделана по принципу "на отвали" - на поднятую поверхность кузова почти на метр. Этим был обеспечен круговой обстрел при крайне высокой линии огня. Возможно первый выстрел был бы и точный, но устойчивость такой системы вызывает сомнения. Если бы у германцев было время Raupenwagen LW можно было бы довести до серийного легкобронированного противотанкового САУ, но в ноябре 1918 его уже не было. Зато за следующие 20 лет похоже в голове у прусских военных ничего не сдвинулось в лучшую сторону. Точно так же в 1938-м году на полугусеничное шасси было поставлено зенитное орудие для создания первого и возможного лучше борца с ДОТами и танками - 8.8 cm Flak 18 (Sfl.) auf Zugkraftwagen 12t (Sd.Kfz.8).
Тема германских артиллерийских тягачей и гусеничных машин, впрочем как и вообще тема вспомогательной техники стран Оси времени Первой мировой оси, не описана почти никак. Все тексты были созданы в 70-x - 80-х годах Вальтером Шпилбергером (Walter J. Spielberger) и оттуда черпаются информация и фотографии. Возможно рано или поздно кто-либо, например Станислав Кирилец, напишет всё объясняющую книгу о тяжёлых тягачах Второго рейха. Лучше раньше...
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие материалы о развитии германских гусеничных машин поля боя и бронетранспортёров:
- Landbaumotor Lanz 80 PS Lanz-typ LB. 1912. Германские тягачи. Часть 11. Landbaumotor Lanz 80 PS Lanz-typ 1912. Как венгерский культиватор стал прусским тягачом.
- Kraftzugmaschine Lanz 80PS. Lanz-typ LC. 1914 Германские тягачи. Часть 12. Kraftzugmaschine Lanz 80PS. 1914. Модернизированный по немецки култиватор на службе рейсхвера
- Goebel Landpanzerkreuzer. 1917 Поиск выхода из тупика. Goebel Landpanzerkreuzer. 1917. Боевые танки-шагоходы Гёбеля. Миф или пропаганда?
- Orion-Wagen II. 1917. Поиск выхода из тупика. Часть 26. Orion-Wagen II. 1917. Сороконожка примеряет броню..
- Bremer-Wagen (Marienwagen I). 1916 Германский поворот. Часть 14. Bremer-Wagen (Marienwagen I). Простое, но неудачное решение
Источники:
Фотографии с https://www.rcforum.ru/
Информация от Witek Cisłak из сообщества https://vk.com/id507832796 -
Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945 (Spielberger German Armor and Military Vehicle), 2008 by Walter J. Spielberger
Walter J. Spielberger / Вальтер Шпильбергер Die Rad Und Vollketten-Zugmaschinen Des Deutschen Heeres 1870-1945 Издательство: Motorbuch Verlag Stuttgart Год: 1978
Waffen-Revue 069/070/071. Die deutschen Kampfwagen. 1988.
https://ploughbooksales.com.au/info/lanz_s1.htm
Militärfahrzeuge des deutschen Heeres: 1905-1918 (Typenkompass) | Wolfgang Fleischer | ISBN: 9783613033580
Юрий Пашолок, статья на Дзене: Лучший из полугусеничных истребителей танков