868 подписчиков

Германский поворот. Часть 17. Marienwagen II. 1918. Первый серийный полугус

132 прочитали

История первого полноценного полугусеничного грузовика - Marienwagen II

Marienwagen II стал итогом длительных попыток германского военного командования создать транспортёр переднего края, боевую машину, которую можно отправить вслед за ударными группами через нейтральную полосу, превратившуюся в лунный пейзаж с оружием, патронами и едой, а на обратном пути вывезти раненых. Боковой ветвью поиска универсального шасси стал единственный немецкий серийный танк А7V. Но A7V был можно так сказать профильной разработкой комиссии A.7.V. (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen), созданной Верховным Главнокомандованием (Oberste Heeresleitung (OHL)), которая должна была стать заказчиком боевых бронированных машин. Главным конструктором A.7.V. назначили главного инженера Опытного отделения Инспекции автомобильных войск 46-летнего капитана Йозефа Фольмера (Joseph Vollmer) и комиссия стала не просто заказчиком, но и разработчиком машин. Созданный в 1918 году полугусеничный грузовик Marienwagen II был во многом плодом творчества именно группы Фольмера.

Marienwagen II на выходе из заводских ворот
Marienwagen II на выходе из заводских ворот

Marienwagen II/Грузовик Мариенваген II

Страна: Германия

Год выпуска: 1918-1919

Кол-во выпущенных: 44

Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft

Шасси: Daimler-Marienfelde ALZ 13 b 4,5-t

Грузоподъемность: 2500 кг

Размеры: 6530х2010х3000 кг

Ширина гусениц: 320 мм

Мощность: Daimler La 1264, L4, 45л.с./7240cm3

Полная масса: 10 тонн

Экипаж: 2

Через "руки" A.7.V. (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen) прошло несколько проектов универсальных шасси, кроме собственного с двумя двигателями и гусеничным ходом по типу "Холт", испытывались бронированный трехколесный Treffas-wagen, шасси Orion-wagen c подпружиненными траками, шасси Dur-wagen, очень похожее на A7V. Самым удачным был вариант предложенный Хьюго Бремером - оснащение стандартного 4,5-тонного грузовика четырёхгусеничным шасси собственной конструкции без опорных катков - Bremer-wage, или как его называли по имени завода Даймлера где машина собиралась - Marienwagen.

История первого полноценного полугусеничного грузовика - Marienwagen II Marienwagen II стал итогом длительных попыток германского военного командования создать транспортёр переднего края, боевую...-2

Четырёхгусеничное шасси Бремера было предъявлено на испытания 6 октября 1916 года, причем военные заказали 20 машин даже не видя самого изделия, которые должны были быть выпущены до конца весны 1917. Но испытания показали, что схема Бремера с двумя передними "ленивыми" гусеницами не работает. И сам по себе гусеничный Бремера с опорной "лыжей" вместо катков был неудачен, так еще и передние гусеницы были неприводные. Изначально Бремер предлагал два варианта - четырёхгусеничный и полугусеничный с передними колёсами, но военные выбрали полногусеничный и вариант Мариенваген с передними колесами видимо испытывался для проверки вариантов модернизации. После неудачных испытаний специалисты Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen во главе с Фольмером взяли процесс модернизации в свои руки. Неудачный гусеничный движитель был заменен на новый по типу примеренного на Überlangwagen A7V решения по типу гусениц на тракторах Холта. Несмотря на неудачный опыт с Мариенваген первый образец был всё же с 4-мя гусеницами.

Образец Marienwagen II с 4-мя гусеницами
Образец Marienwagen II с 4-мя гусеницами

В итоге от передней гусеничной тележки отказались, что повысило и управляемость, и мобильность, так как и сами по себе тележки по типу Холта были тяжёлыми. Контракт 1917 года был заключен на переделку 170 серийных машин Daimler-Marienfelde ALZ 13 b в полугусеничные грузовики. Но и для Фольмера, и для Даймлер-Мариенфельде в приоритете был выпуск танковых и грузовых шасси A7V, в итоге работа по выпуску Мариенваген II затянулась и на войну они не успели.

Сборка Мариенваген II  на заводе Даймлера
Сборка Мариенваген II на заводе Даймлера

Конструктивно Мариенваген II представлял собой грузовик Daimler-Marienfelde ALZ 13 b, у которого вместо задней оси монтировались гусеничные движители. Принципиальным отличием от легких гусеничных движителей например типа Кегресс было использование тяжелых гусеничных движителей "тракторного" типа. Получив опыт использования гусеничного хода типа Холт при разработке будущего танкового шасси A7V специалисты в Мариенфельде разработали трансмиссию с двумя опорными тележками, которые через две пружины подвешивались к кронштейнам, закрепленным на раме. К тем же кронштейнам уже без амортизации были закреплены поддерживающие гусеницу ролики. Заднее ведущее колесо приводилось по стандартной для грузовиков Даймлера схеме. В Мариенвагене II в отличие от шасси A7V, у которого было три тележки с пятью катками, использовались более короткие тележки с 4-мя катками. Передний мост остался без изменений от грузовика.

История первого полноценного полугусеничного грузовика - Marienwagen II Marienwagen II стал итогом длительных попыток германского военного командования создать транспортёр переднего края, боевую...-5

Использование тракторного шасси привело к низким маневренным характеристикам, так как гусеничный ход по типу "Холт" не предусматривал больших скоростей движения и имел низкую подвижность. Высокая масса гусеничного хода снизила грузоподъёмность машины до минимума, 45 лошадиных сил было явно мало. Тем не менее машина была удачная и было заказано для военных 170 машин. В 1918-м году в Германии наконец разработали достаточно удачные и мощные гусеничные и колесные тягачи, оставалось их только построить. Всего было закончено производство 44 полугусеничных. В октябре 1918 первые восемь машин поступили в действующую армию. Но... не проиграв на поле боя, впрочем как и Российская империя, Германия капитулировала и, несмотря на то, что полугусеничные машины Даймлера нельзя было отнести напрямую к военным, их производство было прекращено, часть машин из 44 выпущенных скорее всего реквизирована комиссией Антанты, а остальные, за редким исключением уничтожены.

История первого полноценного полугусеничного грузовика - Marienwagen II Marienwagen II стал итогом длительных попыток германского военного командования создать транспортёр переднего края, боевую...-6

Три или четыре Marienwagen II примерно в 1919-1920-м годах попади в Латвию, где в Бронетанковом полку служили до 1940 года, когда их след теряется. Обычно считается, что эти машины были захвачены как трофеи латышами после ухода частей Западной добровольческой армии Бермондта-Авалова и Freikorps из Латвии. Но эта версия не подтверждается, так как на вооружении добровольческих частей в Латвии таких машин не было. Наиболее вероятно, что эти машины были предоставлены комиссией Антанты для армии Латвии, которая по идее должна была противостоять РККА. Реквизированные в ходе демилитаризации Германии по Версальскому договору были отправлены в Ригу.

История первого полноценного полугусеничного грузовика - Marienwagen II Marienwagen II стал итогом длительных попыток германского военного командования создать транспортёр переднего края, боевую...-7

Автобронетанковая бригада до 1 марта 1940 года фигурировала в как Автотанковый полк и была расквартирована в Риге на Пулка сета. Часть подразделения размещалась в Даугаупилсе. После 1939 года штаб бригады переехал в Цесис. Бригадой командовал генерал Ото Гросбарт. По состоянию на 1 сентября 1939 года в полку было 35 офицеров, 274 инструктора, 515 солдат, 21 внештатный работник. На вооружении полка состояло 27 танков, 6 бронемашин, 30 транспортных и 10 легковых машин, 15 мотоциклов, 35 пулеметов и 10 пушек. Все Мариенфельде II использовались в качестве артиллерийских тягачей и активно использовались в учениях. Большинство хороших фотографий этих транспортных средств именно с латвийских учений.

Marienwagen II  в Латвийской армии используются в качестве тягача
Marienwagen II в Латвийской армии используются в качестве тягача

Возможно с полугусеничниками Marienwagen II удалось столкнуться даже РККА, правда не как противникам. После присоединения Латвии к СССР летом 1940-года все латышские силы вошли в состав РККА, в том числе и Автотанковая бригада, которая была частью Технического Подразделения Латвийской армии. Но в списках вооружения поступивших на вооружение латвийских частей в РККА эти тягачи уже не значились, да и было бы удивительно, если бы при активной использовании без запасных частей тягачи из Мариенфельда дожили бы до 1940-го. Но на складах хранения они могли быть, и списаны были именно в это время.

Marienwagen II  в Латвийской армии используются в качестве тягача, правый на фотографии видимо заглох и заводится с помощью "кривого стартера"
Marienwagen II в Латвийской армии используются в качестве тягача, правый на фотографии видимо заглох и заводится с помощью "кривого стартера"

Marienwagen II появился поздно и был результатом нескольких итераций развития универсального шасси Хьюго Бремера. В итоге получился вполне приличный полугусеничный грузовик с хорошей проходимостью, но как и многое в Германии появился он поздно. После капитуляции такие дорогие и сложные машины уже особо были никому не нужны. Несмотря на вполне "приличный" внешний вид машина не имела шансов на развитие. так как использование тракторного гусеничного хода определило высокую массы самой машины и низкую мобильность, как из-за гусеничного шасси, так и из-за слабого двигателя.

История первого полноценного полугусеничного грузовика - Marienwagen II Marienwagen II стал итогом длительных попыток германского военного командования создать транспортёр переднего края, боевую...-10

Несмотря на проблемы с эксплуатацией на шасси Marienwagen II был создан броневик и испытывалась возможность установки орудий. Будущие полугусеничные тягачи и бронетранспортеры германской армии имеют общим с Мариенвагеном только идею. Наиболее близким к Мариенвагену стал Opel Blitz Maultier. Военным министерством Мариенваген II был оценен тем не менее высоко, остальные тягачи были и дороже и тяжелее. Только они порекомендовали избавится от последнего атавизма колоборации Даймлера и Бремера - сделать тягач полностью гусеничным. Marienwagen III должен был выглядеть примерно как на картинке - три опорных тележки по четыре катка на борт и сходная с А7V трансмиссия.

Компоновочный вид Marienwagen III
Компоновочный вид Marienwagen III

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
https://t.me/technomonuments и в VK - Технопутешествия

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Другие истории ранних германских попыток создать танк можно посмотреть здесь:

Танки:

Источники:

Фотографии с https://www.rcforum.ru/showthread.php?t=2177&page=763

[1] Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945 (Spielberger German Armor and Military Vehicle), 2008

by Walter J. Spielberger

http://www.landships.info/landships/tank_articles.html?load=/landships/tank_articles/Marienwagen.html

https://landships.activeboard.com/t12031338/marienwagen-ii-again/

https://strangernn.livejournal.com/916359.html

https://topwar.ru/120289-opytnaya-bronemashina-marienwagen-i-mit-panzeraufbau-germaniya.html

https://gruzovikpress.ru/article/12505-avtomobili-kontserna-daymler-120-let-v-rossii-pochti-zabytiy-yubiley-ch-1

https://www.securityguard.lv/2020/01/blog-post_30.html

https://www.armedconflicts.com/Marienwagen-II-t231291