868 подписчиков

Германский поворот. Часть 16. Marienwagen I/II. 1917. Выбор концепции от Бремер-Ваген до Мариенваген II

Рассказ о промежуточных вариантах оснащения грузовиков гусеничным ходом - от Marienwagen I до Marienwagen II

На второй год войны пространство от Бельгии до Швейцарии было вдоль линии соприкосновения двух армий превращено в лунный пейзаж, опутанный линий окопов и колюче проволокой. Всё это накладывалось на позиционный тупик, так как средства обороны оказались сильнее средств атаки. Противоборствующие стороны пошли по противоположным направлениям в поиске средств разрешения кризиса - страны Антанты с западной стороны фронта решили разработать кувалду для пробивания фронта и в итоге родились танки, страны Оси и примкнувшие к ним итальянцы поставили на тактику ударных групп, рассекающих оборону мелкими порезами. Отдельно стояла Российская императорская армия - которая совместила действия ударных подразделений с массированным применением автоброневой техники. Но как бы стороны не подходили к решению задачи оставалась общая проблема - снабжение наступающих войск для развития наступления после прорыва первой линии обороны. Можно отметить, что война закончилась раньше, чем кто-либо смог решить эту проблему. Для германской армии снабжение на поле боя подразумевало доставку амуниции по "ленному ландшафту" поля боя. Ставилась задача разработки универсального шасси, которое, кроме выполнения грузовых функций можно было одет в броню, поставить на него орудие, прицепить к нему большую пушку. Одной из удачных попыток была разработка шасси Marienwagen II на заводе Даймлера.

Marienwagen I Фотографии с https://www.rcforum.ru/
Marienwagen I Фотографии с https://www.rcforum.ru/

Авторов первого реализованного проекта транспортной машины переднего края стал Хьюго Бремер, который 19 июля 1915 года заключил договор на поставку гусеничного решения на на базе субвенциального 4,5-тонного грузовика. Бремер брался со своей компанией Atlas Metalindustri Gesellschaft построить 2-3 транспортных шасси и переместить 2-3 тонны груза по проселочным дорогам или пересеченной местности за 12 часов на расстояние 80 км. В итоге все работы проводились на на заводе Daimler-Motoren-Gesellschaft в пригороде Берлина Мариенфельд. В качестве шасси был выбран грузовик Daimler-Marienfelde ALZ 13, который был оснащён четырьмя гусеницами системы Бремера. Машина только 6 октября 1916 года, которые несмотря на заказ 20 новых тягачей, закончились провалом. Но это был не конец истории, после нескольких не совсем удачных попыток проект был реализован в виде удачного полугусеничного грузовика Marienwagen II, к которому Хьюго Бремер видимо уже не имел отношения. В этой статье рассказ о нескольких промежуточных вариантах, которые в серию не пошли.

Marienwagen I (Marienwagen II)/Грузовик Мариенваген I (Мариенваген II)

Страна: Германия

Год выпуска: 1917

Кол-во выпущенных: 1 +1

Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft

Шасси: Daimler-Marienfelde ALZ 13 b 4,5-t

Грузоподъемность: ?

Мощность: L4, 45л.с./7240cm3

Полная масса: 10 тонн

Экипаж: 2

Основная идея, которую Хьюго Бремер реализовал на Даймлере, была в оснащении стандартного серийного грузовика гусеницами, которые обеспечили бы вездеходность. Идея не новая - по этому пути пошёл еще до войны Адольф Кегресс в России, в конце войны многочисленные проекты были у американцев, а после войны популярность получили решения Кегресса для Ситроена и британца Джонсона с дополнительными гусеницами Роадлесс. Бремер был первым, который задачу решил, но плохо. Основной проблемой и причем неустранимой гусеничного хода Бремера была конструкция гусениц без поддерживающих роликов и опорных катков. В итоге нагрузка передавалась на гусеницу через балку, к которой на рессорах была прикреплена лыжа, по которой гусеница и скользила. Неоднозначное решение, но хотя бы достаточно надежное. Но Бремер еще и вогнал гвоздь в крышку своего проекта. Этим гвоздём стало оснащение передней оси гусеницей такой же конструкции, как и для задней оси. А ведь передние гусеницы долны были не просто поворачиваться, а ещё и поворачивать всю машину. Плохая управляемость это родовая болезнь всех полугусеничников до сих пор. Так как основная масса машины давит на гусеницу, даже повернутое переднее колесо только нагребает перед собой грунт под гусеничной тягой, а не поворачивает рамы. Что уж говорить о гусеничном мосте Бремера с высоким трением в опорной лыже, ненадежным креплением гусениц и проскальзыванием траков. Нельзя сказать, что на Даймлере этого не понимали, существует фотография Marienwagen I, на котором эта машина без установленных передних гусениц. Можно только предполагать, что этот агрегат был пробным вариантом для проверки новых решений и испытаний Marienwagen II, хотя изначально Хуго Бремен предлагал оба варианта, а сами военные выбрали четурёхгусеничный. Как будущий опыт показал, такое решение было существенно лучше, чем четырехгусеничное. И так как название "Бремер-ваген" больше не фигурирует, возможно конструктора отстранили от работ и занимались ими только сотрудники Даймлера.

Marienwagen I с передними колесами вместо гусениц - испытательный образец или недоделанный серийный.
Marienwagen I с передними колесами вместо гусениц - испытательный образец или недоделанный серийный.

Решив вопрос с передними гусеницами конструктора Даймлера вернулись к основной гусенице. Конструкцию Бремера нужно было заменить на что-то более подходящее. И у Даймлера уже было понимание - параллельно по заданию по конструкции Фольмера на заводе в Мариенфельде разрабатывали другое шасси, на которое в итоге был поставлен бронекорпус - будущий A7V. Для гусеничного хода прусскими конструкторами было выбрано решение, использованное на тракторе Holt 75, с которым можно было ознакомится с любезного согласия австро-венгерских соратников по оружию.

Танковое шасси A.7.V.
Танковое шасси A.7.V.

За основу гусеничного движителя были взяты, как и у A7V, колесные тележки с маленькими опорными роликами, которые имеют пружинную амортизацию. Если для своего шасси A.7.V. (Allgemeine Kriegsdepartement 7 Abteilung Verkehrswesen) выбрало схему с тремя пятикатковыми тележками с каждой стороны, то для Marienwagen II почитали достаточным по две четырёхкатковые тележки с каждой стороны.

Marienwagen II с четырьмя гусеницами
Marienwagen II с четырьмя гусеницами

По сравнению с шасси A.7.V. грузовик Marienwagen II был в четыре раза слабее и более чем в два раза легче и таких гусениц должно было хватить, ведь идея переделки стандартных грузовиков в транспортеры переднего края была по прежнему привлекательная. Можно предположить, что испытания Marienwagen I с передними колесами вместо гусениц были не самыми удачными. Ведь простой заменой гусениц на колеса от родовой болезни вылечится было невозможно, а теперь колеса еще и зарывались в грунт, создавая перед собой гору из грунта. Видимо это выглядело ещё хуже чем у варианта с "ленивыми" передними гусеницами и первый образец Marienwagen II с задними гусеницами по типу Холт или A.7.V. (кому как больше нравится) получил на передней оси новую гусеничную тележку. Она была такого же типа как и задняя, только с пятикатковой опорной тележкой и без амортизации.

Marienwagen II с четырьмя гусеницами
Marienwagen II с четырьмя гусеницами

Такой образец так же остался единственным, можно предположить, что с проблемами столкнулись по кругу - возврат гусениц устранил проблему зарывания, но управляемость и динамика снова упали. Мощности 45-ти сильного двигателя не хватало, что бы не только приводить основную гусеницу, но вращать переднюю неприводную. Существенно выросшая масса, а тракторные подвески по типу Холт были существенно тяжелее тележек Бремера, сводили боевую ценность к нулю. Везти по бездорожью такая машина могла только себя, но и то плохо. По диалектике развития следующий вариант - с гусеницами по типу Холта и передними колёсами должен был бы стать успешным. Историю Marienwagen II читайте в будущих выпусках этого журнала Дзен.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969

Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

Другие материалы о развитии германского танкостроения:

Источники:

Фотографии с https://www.rcforum.ru/

[1] Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945 (Spielberger German Armor and Military Vehicle), 2008 by Walter J. Spielberger

https://zen.yandex.ru/media/mlozha/bronirovannye-utiugi-kaizera-6253ebcc8485502a9383755a

http://www.landships.info/landships/tank_articles.html?load=/landships/tank_articles/Marienwagen.html

https://topwar.ru/120289-opytnaya-bronemashina-marienwagen-i-mit-panzeraufbau-germaniya.html

https://gruzovikpress.ru/article/12505-avtomobili-kontserna-daymler-120-let-v-rossii-pochti-zabytiy-yubiley-ch-1/