История бронирования первого полугусеничного серийного германского грузовика Marienwagen II и создания полицейской бронемашины Marienwagen II mit Panzerbau
Германия долго запрягает, и им всё время мешают ехать... Наверно так можно сформулировать общую ситуацию с техническим перевооружением германской армии в годы войн, что Первой, что Второй мировых. Обе они не закончились так быстро, как Германия планировала и технологическая военная революция заставала немецких промышленников на середине войны, когда старым оружием уже победить было нельзя, а новое вот только только было готово. И в 1918, и 1945 массовому перевооружению на новую технику "помешали" проигрыши в войнах. К осени 1918 года OHL наконец разобралось, что танки, тягачи и бронеавтомобили им нужны, но 11 ноября 1918 года был подписано Компьенское перемирие, после которого страны победили начали настоящий террор против беззащитной Германии, во многом определив историю Европы до 1945 года. Под "террор" попали и все транспортные программы, которые союзники сочли военными, ведь германцам было запрещено иметь бронетанковые силы, кроме небольшого числа полицейских машин, вооруженных только пулеметами. Под разделку попало и большинство гусеничных транспортёров и тягачей, тем не менее по крайней мере одно полугусеничное шасси Marienwagen II удалось спасти и бронировать для берлинской полиции. Бронированный Marienwagen II не стал звездой фотосессий, но попал на многочисленные кадры съемки во время Восстания спартакистов.
Marienwagen II mit Panzerbau/Мариенваген II с бронированнием
Страна: Германия
Год выпуска: 1918
Кол-во выпущенных: 1
Производитель: Daimler-Motoren-Gesellschaft
Шасси: Daimler-Marienfelde ALZ 13 b 4,5-t
Вооружение: 5,2-cm-Schnelladekanone L/55
Бронирование: 7 mm
Грузоподъемность: 2500 кг
Размеры: 6530х2010х3000 кг
Ширина гусениц: 320 мм
Мощность: Daimler La 1264, L4, 45л.с./7240cm3
Полная масса: 10 тонн
Экипаж: 2+6
В октябре 1918 года первая партия из 8 полугусеничных вездеходов Marienwagen II с завода Daimler-Motoren-Gesellschaft в районе Берлина Мариенфельде отправилась на фронт. На самом заводе в разной степени готовности было ещё 36 машин из 170 заказанных военными. Хотя Marienwagen II и был оснащен слабым для такой машины 45-ти сильным двигателем, и гусеничный тракторный ход по типу Холта был тяжёл, что ограничивало тактическую мобильность, других машин такого класса у германцев не было, тем более, что базирующийся на узлах серийного грузовика полугусеничник должен был получится надёжным. После комп
В 1917-м году на шасси первого варианта Мариенваген конструктор A7V Йозеф Фольмер построил "полногусеничный броневик", который оказался перетяжеленным и неудачным, это даже если не смотреть на крайне неудачное шасси. Вторую попытку предприняли в конце 1918-го года, создав бронеавтомобиль для полиции. Принципиально никаких выводов из строительства бронеавтомобилей в Германии в 1917-1918 годах видимо не предпринималось. На полугусеничное шасси Marienwagen II был поставлен бронированный корпус типа "шкаф" с вертикальными стенками толщиной 7-мм. Единственным "новшеством" стала использование верхней круглой башенки. Была башня поворотной или нет сейчас определит невозможно, так как на всех фотографиях пулемет направлен вперёд, к тому же стоит учесть, что все колёсные бронеавтомобили этого времени спроектированные в Германии фирмами Эрхард, Даймлер или Бенц не имели поворотных башен. С определённой долей уверенности можно сказать, что и на Мариенваген II башня над корпусом была неповоротной. Дополнительно были бронированы гусеничные движители с обоих сторон, элементы шасси были прикрыты броневыми листами.
Так как броневик предполагался для городской полиции многие проблемы, которые были важны для боевой машины, для городского броневика теряли своё значение. В Пруссии понимали, что их бронеавтомобили невозможно использовать вне дорог, они и назывались соответственно - дорожные бронированные машины - Straßenpanzerwagen. По сути таким же был и Marienwagen II mit Panzerbau. Но для Берлина это было приемлемо. Ни быстро ездить, ни атаковать артиллерийские позиции, ни преодолевать траншеи ей было не нужно. Видимо для сохранения полугусеничных шасси от уничтожения на Daimler-Motoren-Gesellschaft было заказано 10 таких броневиков, но точно был построен только один, который и засветился в городских боях в Берлине уже в январе 1919. Огромные размеры бронекорпуса и вооружение только одним пулеметом позволили использовать боевую машину как бронетранспортер.
Принципиальным отличием в ситуации в Германии и России, несмотря на капитуляцию обеих стран в войне, было состояние армии. В отличие от распропагандированной и практически полностью развалившейся армии Российской империи, германская армии осталась непобежденной на поле боя, армия врага так и не ступила на немецкую землю. Капитуляция 11 ноября 1918 года была для военных на фронте и неожиданной, и очень обидной. Тем не менее кайзеровский режим пал. и как и в России в Германии началось время безвластия. И если в Петрограде это всё закончилось Октябрьским переворотом, то в Германии против коммунистов и социалистов сразу выступили достаточно организованные боевые отряды Фрайкора (Freikorps), которые сформировались из возвращавшихся с фронта солдат, у которых в отличие от российской армии особого желания бросить винтовку не отмечалось.
Восстание спартакистов (спартаковцев, Январское восстание (Spartakusaufstand; Januaraufstand) началось 5 января 1919 года по поводу снятия с должности берлинского полицмейстера представителя социалистической партии. Восстание получилось нескоординированным, фактически у спартаковцев не было никакого руководства, хотя были захвачены здания газет и несколько правительственных зданий, никакой координации между отрядами восставших не было. И хотя был создан «Временный Революционный Комитет» из левого крыла независимых, КПГ и революционных старост, который решает «начать борьбу против правительства и продолжать, пока оно не падёт», правительство не потеряло управление. Правительство поручило Густаву Носке, члену праворадикального "Совета Народных Уполномоченных" (Rat der Volksbeauftragten) В пригороде Берлина Далеме Носке собрал 2000-3000 солдат, которые пр поддержке броневой техники, в том числе бронированного Мариенвагена вошли в Берлин и за четыре дня, используя крайне меры уничтожили сопротивление. Захваченные в плен лидеры коммунистов Роза Люксембург и Карл Либкнехт были расстреляны, а эмиссар Москвы Карл Радек был арестован и только отсутствие доказательств и официальная позиция против свержения правительства спасла его. Отсутствие тяжёлого оружия и артиллерии у восставших делало минимальной возможность победы прокоммунистических сил против обученных и хорошо вооруженных в том числе и танками сил Фрайкора.
Бронетранспортёр Marienwagen II mit Panzerbau ничем принципиально не отличался от остальных бронированных колесных машин Германии - большой, дорогой и малоподвижный. Созданный на базе относительно удачного полугусеничного грузовика он появился слишком поздно, но, даже если бы удалось наладить его серийное производство, успешно эта боевая машина могла использоваться только в городе и против плоховооруженного противника.
За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграмканале https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
Другие материалы о развитии германских бронеавтомобилей и бронетранспортреров:
- Bremer-Wagen (Marienwagen I). 1916 Германский поворот. Часть 14. Bremer-Wagen (Marienwagen I). Простое, но неудачное решение
- Panzerautomobil C.G.V. Modell 1909. Charron, Girardot et Voigt - Часть 2. На службе кайзера Panzerautomobil C.G.V. Modell 1909. Gaggenau (S.A.F.). 1910. Артиллерийский автопоезд для младотурков.
- Protos Kriegsautomobil. 1913. Автомобиль для войны. Protos Kriegsautomobil. 1913. Бронированный "шкаф" для Мексики
- Büssing A5P Straßenpanzerwagen. 1915. Германские бронетяги. Часть 1. Büssing A5P Straßenpanzerwagen. 1915. Самый большой бронеавтомобиль в мире.
- Daimler/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Германские бронетяги. Часть 2. Daimler/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Первый германский боевой бронеавтомобиль.
- Ehrhardt/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Германские бронетяги. Часть 3. Ehrhardt/15 Straßenpanzerwagen. 1915. Переходящий трофей гражданской войны.
- Mannesmann-Mulag Straßenpanzerwagen. 1916.Германские бронетяги. Часть 6. Mannesmann-Mulag Straßenpanzerwagen. 1916. КШМ германского покроя.
- Ehrhardt Straβenpanzerwagen E-V/4. 1917 Германские бронетяги. Часть 7. Ehrhardt Straβenpanzerwagen E-V/4. 1917. Первые и последние серийные броневики Второго рейха.
- Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919 (E-V/4) Германские бронетяги. Часть 9. Strassenpanzerwagen Ehrhardt 1919 (E-V/4). Вдогонку за войной - для охраны границ.
- Daimler Straßenpanzerwagen/19. 1919 Немецкие бронетяги. Часть 10. Daimler Straßenpanzerwagen/19. Для полиции получается лучше.
- Daimler DZVR/21. 1921 Немецкие бронетяги. Часть 11. Daimler DZVR/21. Добит на ступенях рехсканцелярии
- Sonderwagen für Polizeizwecke Ehrhardt/21. 1921 Немецкие бронетяги. Часть 12. Sonderwagen für Polizeizwecke Ehrhardt/21. Эксперимент для полиции.
- Benz V.P. Typ 21. 1921 Немецкие бронетяги. Часть 13. Benz V.P. Typ 21. Новый игрок на поле броневиков - Бенц.
- Daimler GPzRt MTW (SdKfz 3). 1927 Немецкие бронетяги. Часть 14. Daimler GPzRt MTW (SdKfz 3). Первый серийный бронетранспортер.
Источники:
Фотографии с https://www.rcforum.ru/
[1] Halftracked Vehicles of the German Army 1909-1945 (Spielberger German Armor and Military Vehicle), 2008 by Walter J. Spielberger
https://zen.yandex.ru/media/mlozha/bronirovannye-utiugi-kaizera-6253ebcc8485502a9383755a
https://topwar.ru/120289-opytnaya-bronemashina-marienwagen-i-mit-panzeraufbau-germaniya.html