Первым русским самолетом, разработанным специально для воздушного боя, был двухместный биплан С-16 конструкции И. Сикорского. Появившиеся в январе 1915 г. и оснащенные механизмами синхронизации стрельбы, бипланы С-16 уже в марте 1915 г. поступили на вооружение эскадры воздушных кораблей в качестве экспериментальных истребителей сопровождения для бомбардировщиков «Илья Муромец».
Первый американский серийный военный самолет с броневой защитой GA-1 впервые поднялся в воздух в мае 1921 г Помимо тонны броневых листов толщиной 6 миллиметров, самолет нес восемь пулеметов калибра 7,62 мм, 37- миллиметровую пушку «Болдвин» и десять 11- килограммовых осколочных бомб. Разработанный специалистами инженерной службы сухопутных войск и построенный фирмой «Боинг», этот самолет оказался не очень удачным.
Первым самолетом с убирающимся шасси, полученным ВМС США, был истребитель-биплан Грумман XFF-1, который под обозначением FF-1 поступил на вооружение ВМС 21 июня 1933 г.
Первым американским истребителем-монопланом с полностью закрытой кабиной и убирающимся в обтекатели шасси, который поступил на вооружение боевых авиаподразделений был Р-35 конструкции Северского. Опытный самолет прошел летные испытания на авиабазе Райт-Филд в августе 1935 г. Серийная модель, поставки которой в части ВВС США начались в июле 1937 г., оснащалась 950- сильным двигателем Пратт-Уитни R-1830-9. Истребитель развивал максимальную скорость 452 км/ч на высоте 3050 метров и был вооружен двумя пулеметами: калибра 12,7 мм и калибра 9 мм.
Первым истребителем-монопланом с полностью закрытой кабиной и убирающимся шасси, принятым на вооружение ВВС Италии, был Макки С200 «Саетта». Прототип этого одноместного истребителя конструкции Марио Кастольди совершил первый полет' 24 декабря 1937 г. Поставки серийного С200 начались в октябре 1939 г. «Саетты» оснащались 870-сильным радиальным двигателем Фиат A74RC38, который обеспечивал максимальную скорость 505 км/ч на высоте 4800 метров.