Найти тему
АвиаОбоз

Как авиакомпании предотвращают угоны самолетов?

Угоны самолетов случаются относительно редко, но несмотря на это их предотвращение является повседневной задачей как сотрудников авиакомпаний, так и сотрудников аэропортов.

Существует ряд правил для выявления и смягчения угроз, которые могут возникнуть на всех этапах полета самолета, начиная с момента, когда потенциальный преступник попадает в салон.

В отличие от угона морского пиратства или угона автомобиля, где основной целью преступников в большинстве случаев является грабеж, угон самолета может привести к куда более серьезным последствиям. Примеров несанкционированного доступа в кабину экипажа, нейтрализации пилотов и захвату самолета, что приводило к трагедии, предостаточно. Большинство случаев угона самолета заканчивались гибелью мирных граждан как на борту самолета, так и на земле.

Так как же авиакомпании предотвращают угон своих самолетов?

Фото: ЯКОБЧУК ВЯЧЕСЛАВ/Shutterstock
Фото: ЯКОБЧУК ВЯЧЕСЛАВ/Shutterstock

Растущий список

Первый зарегистрированный угон самолета произошел в 1931 году в Перу, когда к Byron Rickards, управлявшему самолетом Ford Tri-Motor из Лимы в Арекипу, подошли вооруженные революционеры. Они хотели, чтобы самолет распространял над регионом пропагандистские листовки. Однако летчик отказался и провел в плену десять дней. Позже он был освобожден.

Список зарегистрированных угонов значительно пополнился после этого. По данным ресурса Statista только в 2021 году было зарегистрировано как минимум три случая угона. Самый последний из них произошел в мае 2021 года, когда белорусские власти перехватили пассажирский Ryanair, когда он летел в Вильнюс через Беларусь.

После начавшихся инцидентов с угонами правила авиационной безопасности пришлось изменять, расширять и переписывать.

Что такое «угон»?

Угон обычно является следствием цепочки событий, совершенных одним или группой нарушителей порядка.

ИКАО - Международная организация гражданской авиации определяет недисциплинированного пассажира как человека, который на земле или в полете совершает какие-либо действия, которые являются незаконными в соответствии с национальным законодательством и могут представлять собой угрозу безопасности самолета и пассажиров».

ИКАО разработала четыре уровня угроз для классификации событий, которые могут привести к «угону» или силовому захвату летящего самолета.

В зависимости от уровня угрозы ИКАО выпустила список рекомендаций относительно того, как бортпроводники и пилоты должны реагировать на нарушения безопасности на борту. Следуя этим рекомендациям, каждая авиакомпания формирует собственную политику в отношении недисциплинированных пассажиров, гарантируя, что сотрудники прилагают разумные усилия для защиты самолета, персонала и пассажиров авиакомпании.

Борьба с «неуправляемым поведением»

Первый — и самый низкий — уровень включает в себя неприемлемое поведение по отношению к бортпроводнику, выражение недовольства грубыми тоном голоса или жестами, а также нарушение правил безопасности авиакомпании.

В подобных случаях бортпроводники могут устно предупредить пассажира о последствиях такого поведения, включая административное и даже уголовное преследование.

Конечно, главный инструмент на этом этапе — спокойное разрешение конфликта, навык, который бортпроводник оттачивает постоянными тренировками.

С некоторыми потенциально опасными ситуациями можно справиться еще до того, как нарушитель порядка сядет на борт самолета. Бортпроводнику разрешается блокировать посадку пассажиров, если некоторые из их действий кажутся опасными для экипажа или самолета.

Если пассажир начинает применять физические действия по отношению к себ, бортпроводнику или бортовому оборудованию, включая угрозы физической расправой, экипаж воздушного судна должен сделать предупреждение, чтобы пассажир мог осознавать последствия.

Бывают случаи, когда от капитана воздушного судна требуется личное вмешательство при устранении потенциальных угроз в салоне. Командир отвечает за информирование службы управления воздушным движением о том, что происходит на борту, на случай, если потребуется изменить курс самолета в сторону ближайшего аэропорта.

Однако, когда нарушитель порядка представляет реальную угрозу жизни, демонстрируя или применяя оружие на борту (например, нанося себе или кому-либо ранения или демонстрируя другие признаки угрожающего поведения), бортпроводники имеют право пересадить непослушного пассажира, отделив его от других людей на борту. В некоторых случаях бортпроводники могут применять «средства ограничения движения», такие как клейкая лента, ремни безопасности, шнурки, чтобы предотвратить нападение человека на членов экипажа. В этих крайних случаях такое решение не будет считаться нарушением прав пассажира.

В наиболее опасной ситуации, когда человек пытается силой проникнуть в кабину пилотов, бортпроводникам разрешается использовать любые средства для задержания нарушителя. Тем временем капитан должен принять решение о немедленной аварийной посадке в ближайшем аэропорту, направив в УВД запрос на прибытие правоохранительных органов.

Как авиакомпании борются с угонами?

После терактов 11 сентября 2001 года, когда террористы захватили четыре пассажирских самолета во время полета над США, авиационные регуляторы, авиакомпании и производители самолетов ввели ряд процедур, чтобы предотвратить катастрофические события, подобные случившимся в будущем.

Поскольку наиболее защищаемой частью самолета является кабина пилотов, все авиакомпании следуют строгим правилам в отношении того, кто, когда и как может открыть дверь в эту часть воздушного судна. Процедуры управления дверью кабины пилотов одинаковы для коммерческих авиакомпаний во всем мире. Однако в зависимости от типа самолета и политики отдельной авиакомпании некоторые аспекты могут отличаться.

Фото: Александр Букацич/Shutterstock
Фото: Александр Букацич/Shutterstock

Доступ к двери кабины пилотов обычно ограничен как на земле, так и во время полета. Хотя есть некоторые исключения для небольших самолетов, дверь на популярных моделях, таких как A320, B737 и более крупных самолетах должна быть запираемой, чтобы предотвратить доступ в кабину тех, кто находится на борту, за исключением активных членов экипажа.

Только обозначенным членам экипажа и обслуживающему персоналу разрешается входить в воздушное судно и кабину пилотов, когда воздушное судно находится на земле. Однако перед входом каждый должен предоставить специальную лицензию, в которой указано, что ему разрешен вход.

Правила намного строже, когда самолет находится в воздухе. Дверь кабины пилотов будет закрыта на протяжении всего полета.

Согласно стандартным эксплуатационным процедурам доступ в кабину запрещается на определенных этапах полета, например, при взлете, наборе высоты, заходе на посадку и посадке. Основная цель двери - предотвратить несанкционированный доступ, поэтому каждая дверь кабины пилотов оснащена специальной системой наблюдения и электронными или ручными замками, управляемыми пилотами.

Что важного в двери кабины экипажа?

В соответствии с правилами бортпроводникам в полете рекомендуется связываться с экипажем в основном по переговорному устройству. Однако, когда необходимо войти в кабину, например, когда нужно подать еду пилоту, они должны четко следовать стандартным процедурам доступа в кабину пилотов.

Как правило, дверь оснащена тремя режимами запирания и управляется пилотами: «открыто», «закрыто» и «нормальный». Положение «нормальный» обозначает, что кабина пилотов заперта, но доступ к ней возможен со стороны салона самолета, когда член экипажа вводит определенный код на сенсорной панели. Это наиболее распространенный режим, используемый авиакомпаниями во время полета.

Фото: Габриэле Петраускайте
Фото: Габриэле Петраускайте

Между тем, режим «открыто» используется редко, поскольку доступ в кабину пилотов возможен с обеих сторон.

Однако, когда речь идет о ситуации на борту 4-го уровня, когда в пассажирском салоне возникает реальная угроза, дверь переключается в положение «закрыто». В этом случае механизм блокировки будет игнорировать код ввода на сенсорной панели и останется заблокированным на протяжении всего полета, если только пилот не решит открыть ее.

Фото: Ricky Barnard/Shutterstock
Фото: Ricky Barnard/Shutterstock

Секрет, который хранит каждый бортпроводник

Замок на двери кабины пилотов - это наиболее эффективное средство предотвращения захвата контроля над самолетом в воздухе.

В то время как каждый средний или большой пассажирский самолет как правило оснащен высококачественной пуленепробиваемой дверью без ручек, на некоторых моделях установлена ​​еще более сложная система двойной двери.

Дверная система «воздушный замок», которая чаще встречается на широкофюзеляжных авиалайнерах, имеет две двери, которые блокируются электронным способом, поэтому обе нельзя открыть одновременно. Это отделяет туалет от кухни самолета.

Независимо от типа используемой двери, все они защищены кодом. Итак, если вы задавали себе вопрос, что же это за большой секрет у бортпроводников, то теперь знаете - это будет этот код.

Фото: Ricky Barnard/Shutterstock
Фото: Ricky Barnard/Shutterstock

Источники: AeroTime Hub

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале