Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

Почему пирамида Маслоу больше не работает?

Помнишь, как выглядит пирамида Абрахама Маслоу? Там в фундаменте «удовлетворение физиологических потребностей», а наверху — «самореализация». Так вот, в современном обществе она больше не работает.

Пирамида Маслоу была разработана в середине XX века на основе понимания приоритетности в мыслительном потоке. Проще говоря, Маслоу рассуждал примерно так: «До тех пор, пока человек не поел, он не сможет думать о самореализации. Мысли будут заняты поиском еды».

Joel Wyncott/unsplash.com
Joel Wyncott/unsplash.com

И он правильно проанализировал потребности общества на тот момент. Если взять за 100% все мысли в течение дня, то человек большую часть времени думал о еде, так как был её дефицит. Потом начинал думать о безопасности, так как в ней была нужда. Затем искал любви, так как было по-настоящему сложно продолжить род.

А теперь задай себе вопрос: сколько процентов твоего мыслительного потока в течение дня занято едой? Один процент? Десять? Сравни ответ с показателем человека тридцать тысяч лет назад. Можно предположить, что его мысли о еде занимали 80–90% времени. И только после того, как удовлетворялась потребность в еде, в мыслительном потоке освобождалось место для других задач.

Логика старика Маслоу прекрасно работала для нашего предка и не подходит для современного человека. Нам нужна новая пирамида, которая будет соответствовать приоритетам мыслительного потока среднестатистического жителя мегаполиса.

Интересный факт. Маслоу, кстати, пирамиду своего имени не рисовал. Учёный лишь исследовал иерархию человеческих потребностей в своей работе «Мотивация и личность». А изображение пирамиды появилось уже после его смерти. Так в 70-е годы XX столетия популяризаторы Маслоу упрощённо и схематично изобразили результаты исследований именитого психолога.

Приоритетность нашего потока зависит от нужд, которые мы в данный момент испытываем. Не хватает еды — человек думает о еде. Много ли ты знаешь людей, которые страдают от голода? Я за всю жизнь ни одного не встречал. У современного человека в развитых странах нет недостатка в еде. Продукты — хоть какие-нибудь — доступны всегда. Нет недостатка в безопасности — мы не в лесу, где за каждым деревом враг. Нет даже острого недостатка в партнёре для размножения. Сайты знакомств и плотность социальных контактов закрывают и эту потребность. Современный человек просто не понимает, насколько роскошно он живёт с точки зрения мозга. Конечно, все эти потребности всплывают в мыслительном потоке, но почти никогда они не являются доминирующими за день.

Какая же потребность сейчас является доминирующей?

Что отбирает львиную часть мыслительного потока? Что на самом деле лежит в основе пирамиды потребностей современного человека?

Да, всё верно, большую часть времени мы думаем о том, как доминировать над окружающими людьми.

jean wimmerlin/unsplash.com
jean wimmerlin/unsplash.com

Бум социальных сетей и развитие социальных контактов перевернул пирамиду Маслоу с ног на голову. Теперь в приоритете мыслительного потока — желание стоять иерархически выше других. А потребности в еде, размножении и безопасности отошли на второй план.

Ну и не забываем о том, что обсуждали раньше. Первые годы жизни человеческий ребёнок должен управлять взрослым. Быть самым важным в доме, доминирующим. Всё должно крутиться вокруг ребёнка. Иначе он просто не выживет. Это лежит очень глубоко внутри поведения и всплывает, когда мы сыты и в безопасности.

В результате ты всегда откажешься от еды ради получения внимания аудитории. Потому что пищу можно добыть всегда, а вот внимание — товар дефицитный. Причём для многих еда стала инструментом для иерархического роста (вспомни фотографии разных блюд в соцсетях).

Конечно, в большинстве случаев мы не связываем свои поступки со стремлением доминировать. Но когда собеседник поделился крутой историей из жизни, ты ищешь аналогичную историю, чтобы не оказаться иерархически ниже по яркости жизненного опыта.

Основной поток мыслей мам посвящён не страхам за ребёнка. Их мысли — это миллион разновидностей одного вопроса: «Хорошая ли я мама?». Все их действия отталкиваются от этого вопроса. А быть «хорошей мамой» — это в чистом виде иерархическая потребность. Потому что быть хорошей или плохой можно только относительно окружающих. Если все вокруг бьют детей и ты бьёшь ребёнка, то ты хорошая мама.

И когда-то в обществе это действительно было нормой. Человек большую часть своей осознанной жизни ищет способы оказаться на вершине одной из иерархических пирамид. Хоть какой-нибудь. И так как эта потребность велика, человечество придумало бесчисленное количество их разновидностей: душа компании, лидер мнений, педантичный человек, самый начитанный, самый богатый, красавчик, интеллектуал, художник, учёный, с большим количеством подписчиков, безумный, самый заботливый, правильно воспитывающий детей, лучший игрок, путешественник...

Этот список можно продолжать бесконечно. Всё это разновидности иерархических пирамид, на которые мы все лезем. Я лезу, ты лезешь, все лезут. Это фундамент большинства наших поступков, решений, мыслей.

Однако человек этого не понимает. Мама думает, что внутренний вопрос: «Я хорошая мама?» — это про безопасность ребёнка. Так бы она это и объяснила. Но с точки зрения мозга это потребность в социальной привлекательности. Потребность занять доминирующее место в стае. И до тех пор, пока мама этого не понимает, она не совершает реальных действий для правильного развития именно ребёнка, а не себя как хорошей матери.

Больше о мозге в книге Кеши Скирневского «Просто о мозге. Как знания о мозге помогают получить больше» (16+)

Эта книга — про то, как мозг влияет на нашу жизнь. Как формируется личность? Почему «Дисней» захватил Голливуд? Что нам кажется красивым? Откуда берутся желания? Зачем нужно эго? Как побороть лень? Как влюбить в себя? Как распознать враньё? Как избежать измен? А ещё эта книга — о том, что даже если знать ответы на эти вопросы, то далеко не всегда получится применить их на практике. Так уж устроен мозг.

Купить книгу Кеши Скирневского «Просто о мозге. Как знания о мозге помогают получить больше» (16+) можно по ссылке: https://go.ast.ru/a003kd9

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)

Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:

Маркетинговые ловушки: как нас обманывают на «хайпе»

Как использовать методику креативного мышления: советы от эксперта

Как сохранить мотивацию и сделать то, что долго откладывал?

Начни заканчивать: почему мы бросаем дела на полпути?