Волжский автомобильный завод был основан в 1966 году и по сей день является самым масштабным предприятием по созданию российских автомобилей. Эти стены видели десятки проектов, которые становились серийными, остались лишь на бумаге, или были созданы в единственном экземпляре. В этом обзоре описаны наиболее яркие из них.
Lada Rapan
В 1998 году на Парижском автосалоне AvtoVAZ показал посетителям электрокар: Lada Rapan. Автомобиль слегка шокировал местную публику своим космическим дизайном и перечнем современных опций.
Попасть в салон концепта можно было через закругленные двери, которые открывались против движения. Передние сидения были поворотными и упрощали посадку в салон. Самым обсуждаемым элементом был футуристичный руль с интегрированной панелью приборов и аэрбегом.
Дерзким решением было то, что при повороте руля приборная доска оставалась без движения. По сути, в движение приводился лишь обод. Спустя некоторое время это решение позаимствовали инженеры из Citroen. Электромобиль оснащался мотором с отдачей в 34 л.с. Его емкости хватало на 100-110 километров пути.
Rapan был создан в одном экземпляре и не попал на конвейер. В данный момент, этот прототип находится в музее завода в городе Тольятти.
Lada Peter Turbo
Следующим ярким концептом стал не менее интересный автомобиль - Lada Peter Turbo. Его продемонстрировали на Московском автосалоне 2000 года.
Посетители увидели лишь полностью закрытый концепт с полным отсутствием интерьера. По габаритам данный авто сильно напоминал Ваз 2110. Прототип был продемонстрирован в этом же году в Париже.
Лада Петер отличалась высокими аэродинамическими характеристиками, а внутренне убранство салона, по всей видимости, создавалось на скорую руку. Подкапотное пространство до сих пор является секретной частью.
Lada Roadster
Этот автомобиль был создан в 2000 году и был близок к серийному выпуску больше всех. Машина была построена на базе Lada Kalina, однако внешне не имел с ней ничего общего. У родстера была крыша с сервоприводом и спортивный образ.
В процессе создания в автомобиль были установлены детали от зарубежных автомобилей. Например, передняя оптика оснащалась линзами от VW Golf, каркас дверей - Alfa Romeo, лобовое стекло - ВАЗ 2110.
Прототип весил менее 0.9 т. Информация о моторе была засекречена, но было известно, что на родстер планировалась установка секвентальной коробки передач, которые зачастую используются в гоночных болидах.
Lada Concept C
В 2007 году этот концепт был продемонстрирован на Женевском автосалоне. Над машиной работали инженеры из АвтоВАЗ и канадские специалисты из Magna. Lada Concept C имела современный дизайн и стильный внешний вид.
Основную часть конструктивных решений составляли позаимствованные у европейских автопроизводителей технологии. Например, тормоза взяли у BMW, рулевое колесо и кресла - Audi, система мультимедиа - VW. Автомобиль произвел хорошее впечатление и подавал большие надежды, но кризис в стране поставил на нём крест.
Ваз Х
Футуристический проект 1990 года от инженеров АвтоВАЗа. Прототип имел краткое и лаконичное название - Х. Дизайн являлся весьма оригинальным и очень свежим, на тот момент.
Автомобиль построили на базе ВАЗ 2108. Концепт представлял собой 7-местный минивен. Яркой особенностью ВАЗ Х были интегрированная головная оптика в ветровое стекло.
Период заката советской власти не совсем подходил к производству такого автомобиля, поэтому не было создано ни одного живого экземпляра. Проект так и остался незавершен. Команда инженеров успела сделать лишь несколько прототипов в масштабе 1:5.
Ваз 1151 «Гном»
На автосалоне 1992 года в Москве был представлен интересный малолитражный концепт - VAZ 1151 GNOME. Очевидно, что проект был создан на базе серийного автомобиля «ОКА». Прототип имел малые габариты (2.65 м в длину) и выполнен из стеклопластика. Благодаря этому, вес машинки снизили до 490 кг. Под капотом был установлен движок с рабочим объёмом 650 см3 и 30 л.с.
В Гноме не было современных опций, а уровень безопасности был очень низким, но несмотря на это, машина привлекла большой интерес публики. Скорее всего, если бы не кризисное время 90-х годов, то прототип был бы запущен в серийное производство.
ВАЗ 1152 «Эльф»
На дворе стоял 1995 год, а инженеры из Тольятти продолжали экспериментировать. На базе Гнома была создана очередная попытка электромобиля для пляжного отдыха. Эльф имел высокий дорожный просвет и дуги безопасности, при полном отсутствии дверей.
Машина могла проехать до 110 км пути на заряде батареи, а это солидный показатель для тех лет. Максимальная скорость Эльфа составляла 90 км/ч. Автомобиль не пошел в серию по тем же самым причинам, что и большинство из прототипов АвтоВАЗа - недостаток финансирования.