Найти в Дзене

Почему в переговорах чаще приходится торговаться? Особенности этого приема

Оглавление

Стратегии переговоров — это не случай, не какие-то методики «по наитию». В идеале результат должен не просто устраивать обе стороны. Хорошие переговоры завершаются тем, что все участники считают себя победителями. Поэтому, когда нужно выбирать между принципиальными переговорами и «позиционным торгом», чаще предпочитают второе. Объясняю почему, и как выбирать стратегию.

Хороший итог переговоров - это когда все участники считают себя победителями. Kamyar Ghalamchi Unsplash, используется по лицензии Unsplash License
Хороший итог переговоров - это когда все участники считают себя победителями. Kamyar Ghalamchi Unsplash, используется по лицензии Unsplash License

В чем суть двух стратегий переговоров

Вот главные критерии обоих вариантов:

  1. Принципиальная позиция. Основывается на взаимности. В целом, удобнее, потому что стороны заинтересованы в равной мере. После того как завершается обсуждение, все получают «win» — победу.
  2. Позиционный торг. На практике чаще возникает ситуация, когда участники переговоров спорят. Каждый отстаивает свои приоритеты, поэтому просто обсудить какие-то моменты и разойтись довольными не получается. Возникает конфронтация, а из нее надо уметь правильно выйти — тоже с win-win.

То есть, в первом случае все изначально друзья, хотят одного и того же. На практике бывает такое не так уж часто. Среди формальных признаков принципиальной позиции можно перечислить:

  1. Изначальный отказ от торга. Стороны не пытаются выгадать для себя больше денег, власти, ресурсов. Они просто решают то, как сделать ту или иную задачу, распределяя нагрузку поровну.
  2. Игнорирование человеческого фактора. Обсуждается только проблема, личность переговорщика не имеет значения. Не используются никакие психологические трюки, манипуляции.
  3. Позиции одинаковы. В процессе переговоров анализируются интересы каждого, и все участники в равной степени хотят учесть пожелания всех.
  4. Варианты взаимовыгодны. Любое из решений не приносит бонусов какой-либо из сторон.
  5. Критерии объективны. Параметры выгоды, нагрузки и т.д. можно определить без влияния человеческого фактора.

Наиболее частый вариант

На практике таких ситуаций почти не встречается. Поэтому позиционный торг — это тот вариант, который применяется практически всегда. У него есть ряд своих особенностей:

  1. Математика и психология вместе. Подсчитываются бонусы, выгоды, факты должны быть объективными. Информация направляется в струю переговоров, чтобы ею воспользовались.
  2. Безопасность. При позиционном торге не надо открывать все карты. Можно что-то умолчать.
  3. Привычность. Люди торгуются на работе, при совершении бытовых покупок, в общении с близкими.
  4. Простота. Можно использовать готовые решения, а не изобретать нечто принципиально новое, что учитывало бы в равной степени интересы каждой стороны.
  5. Меньше временных затрат. Не нужно полностью доверять всем партнерам. Возвращаясь к первому пункту, позиция win-win высчитывается по математическим критериям, но вместе с тем никто не запрещает использовать разные психологические манипуляции и приемы.

В идеале переговорщик должен уметь применять оба подхода. Но на практике второй встречается во много раз чаще. Его можно увидеть в любых ситуациях — от похода на рынок, когда торгуешься с продавцом, до миллионных сделок.

Друзья, расскажите в комментариях, как часто вам приходится в переговорах применять торг. Как удается убеждать оппонентов?

Читайте еще: