Найти в Дзене
АвТОгус

У завода "Москвич" день рождения. Ему 95 лет?

Почему я поставил в заголовке знак вопроса? Все дело в том, что считать основанием завода. И честно говоря я бы вообще не стал затрагивать эту тему. Написано уже про "КИМ", "МЗМА", "АЗЛК" и собственно сам "Москвич" мною довольно много. Но тут мне попался пост опубликованный 2 сентября 2022 года нынешним директором предприятия Дмитрием Прониным. Где, в частности, было сказано:

Сегодня важный день для завода «Москвич»
2 сентября 1927 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял решение о строительстве автозавода в Москве.
Спустя 95 лет завод возрождается! И он расположен практически в том же месте, где был заложен.

Но простите, Дмитрий Валентинович, ведь после выхода постановления специальная комиссия только отправилась в командировку в США, где и заключила с компанием Ford соглашение. Согласно которому в Москве, на участке площадью 200 га в Рогожско-Симоновском районе Москвы на пересечении Московской окружной железной дороги и Остаповского шоссе (нынешний Волгоградский проспект),а если быть более точным, то в местечке под названием Сукино болото, началось строительство, что очень важно, автосборочного(!) предприятия. Хотя, если ориентироваться на бравурные речи тогдашних руководителей, то в Москве должен был появится чуть не не Детройт. Даже книга была издана - «Детройт на Сукином болоте».

фотография сайта Мир24.тв
фотография сайта Мир24.тв

Правда вот опыта по строительству любого, даже занимающегося отверточной сборкой(легковушек Форд А и Форд АА) завода у страны не было. Нет, возвести стены мы могли, а во наладить оборудование и начать эту самую сборку, увы, нет. Так, что первую продукцию завод дал лишь 6 ноября 1930 года. Кстати первоначально он вообще назывался Ford. Я больше скажу имя "Государственный автосборочный(опять именно сборочный, а не автомобильный) завод Коммунистического Интернационала молодежи" или КИМ получил лишь в декабре того же 1930 года. Так какую дату можно считать отправной точкой? Сентябрь 1927? 6 ноября 1930 или все же декабрь того же года?

При этом московский завод(с 1933 года) имел официальный статус именно филиала(!) "Государственного автомобильного завода имени В.М. Молотова". Ему, в свою очередь, это название дали 7 октября 1932. И если в Горьком машины делали по полному циклу, то в столице собирали сначала из американских, а получив статус филиала из советских комплектующих.

Ford AA. фотография сайта Drive2
Ford AA. фотография сайта Drive2

И лишь в 1939 году завод стал самостоятельной частью Глававтопрома. Ему дали наконец новое имя - «Московский автомобильный завод имени КИМ». Наконец-то он стал не сборочным, а полноценным предприятием.

Читаем дальше пост Дмитрия Пронина. Там, в частности, говорится:

У завода богатая история. Конструкторское бюро «Москвича» разработало много инновационных решений, которые потом использовали иностранные производители. Некоторые из них воплотили в жизнь за рекордное время.

Ну насчет богатой истории как-то меня терзают сомнения. Вот, к примеру слова про конструкторское бюро, которое "разработало много(почему не множество?) инновационных решений". Я вот как-то сильно в этом не уверен.

КИМ-10. фотография сайта Альтернативная история.
КИМ-10. фотография сайта Альтернативная история.

Начну "от печки". "Великим кормчим" и специалистом, судя по всему по любым вопросам, московскому предприятию была поставлена задача создать первый доступный(!) советский #автомобиль . Но конструкторы не стали ничего придумывать. Знаете когда долго собираешь машины из готовых комплектов, то непроизвольно делать что-либо самому уже не хочется. Так как же максимально быстро создать КИМ-10? Просто! Взять английский автомобиль Ford Prefect представленный публике в октябре 1938 года. Почему конструкторы не "дотумкали" и взяли за основу именно двухдверный седан, мне до сего времени не совсем ясно.

Ford Prefect. фотография сайта ИА REGNUM
Ford Prefect. фотография сайта ИА REGNUM

Ведь на острове, подразделение американской компании, выпускало сразу несколько кузовов. Это двух и четырех(!) дверные седаны и "Турер" и даже купе. Ну да, кто-то возразит мне, и скажет - ты не прав. Посмотри на переднюю облицовку. Фары головного света у Ford совсем иные. Ну да, отвечу я, "морда" в точности повторяет уже немецкую модель #Opel Kadett . Именно у Opel фары были интегрированы в крылья. Кстати "немец" увидел свет в декабре 1936.

Opel Kadett. фотография сайта Дром.ру
Opel Kadett. фотография сайта Дром.ру

Потом Советский Союз вступил в войну и всем стало не до легковушки. А вот уже после попытки создать автомобиль собственной конструкции никто и не предпринимал. Ведь попавший в нашу оккупационную зону завод Opel в Рюссельсхайме. Поделился не только оборудованием и чертежами, но и инженерами. Именно они восстанавливали утраченные в ходе бомбардировок союзников документы. Да, кстати именно в 1945 завод снова переименовали. Он получил название "Московский завод малолитражных автомобилей" (МЗМА). И именно Opel K38 стал прообразом #Москвич-400

Москвич-400. фотография сайта КОЛЕСА.ру
Москвич-400. фотография сайта КОЛЕСА.ру

В 1956 году появился и собственный первенец. Им стал "Москвич-402". Он имел кузов типа "понтон". И благодаря специалистам откомандированным из Горького сильно походил на модель #М-21 Волга Для удобства конструирования #СССР были закуплены 8 автомобилей из разных стран Европы.

Москвич рядом с закупленными западными образцами.
Москвич рядом с закупленными западными образцами.

Но машинка все равно вышла довольно сырая. Именно поэтому пришлось ее дорабатывать прямо в ходе производства, а это долгие шесть лет. Ну мы получили соотвественно "Москвич-407"(кстати именно 407-й стала продавать в Европе компания Scaldia) и #Москвич-403 

Правда бельгийцам приходилось практически заново собирать седаны. Уж слишком проблемными они были.

Москвич-402. фотография сайта wroom.ru
Москвич-402. фотография сайта wroom.ru

Ах да, стоит упомянуть полноприводный "Москвич-410". Вот тут действительно завод предложил нечто новое.

Москвич-410. фотография сайта wroom.ru
Москвич-410. фотография сайта wroom.ru

В 1964 году представили 408-й. Идей было много. Экспериментировали с коробками и моторами и подвеской. Правда все равно назвать машину порывом было нельзя. По какой-то причине, в отличие от того же ГАЗа, московский завод финансировался по остаточному принципу.

Москвич-408. фотография сайта Wroom.ru
Москвич-408. фотография сайта Wroom.ru

Мотор, на разработку, а вернее на копирование которого, он в точности повторял двигатель баварской BMW, ушло много времени. Производить самостоятельно завод не мог. Эту историю я уже довольно подробно описывал. Поэтому действительно удачная машина "#Москвич-412 этот двигатель увидела не первой. Силовые агрегаты стали уходить из Уфы в Ижевск. Кстати машины производились на все том же, трофейном оборудовании из Германии. И лишь в 1968 в Москве появился конвейер от французского Renault.

Москвич-412. фотография сайта КОЛЕСА.РУ
Москвич-412. фотография сайта КОЛЕСА.РУ

Но 2140(его стали выпускать в 1975 году) хоть и получил новый облик, по своей сути оставался все тем же 408/412.

Москвич-2140. фотография сайта Wroom.ru
Москвич-2140. фотография сайта Wroom.ru

С 1986 завод наконец-то выпустил перспективную модель с передним приводом #Москвич-2141 . Но как-то назвать его на все 100% отечественным язык не поворачивается. Слишком много всего было либо просто скопировано, либо официально закуплено. Дальше, я думаю, продолжать не стоит.

Москвич-2141. фотография сайта Wroom.ru
Москвич-2141. фотография сайта Wroom.ru

Поэтому и вызывают улыбку, уважаемый Дмитрий Валентинович, ваши слова о том, что: "КБ "Москвича" разработало много инновационных решений, которые потом использовали иностранные производители. Некоторые из них воплотили в жизнь за рекордное время".

Так какие же инновационные решения были применены на предприятии за все годы его существования? И какими из них воспользовались иностранные производители? Можно ли их перечислить прямо по пунктам. Интересно же.

Я уверен, что мы продолжим историю легендарного завода яркими событиями.

Это звучит, на мой взгляд, чересчур оптимистично. Ведь работа завода, это не шоу. А тяжелейший и очень кропотливый труд.

-14

Авто
5,66 млн интересуются