О многих неисправностях в работе двигателя можно легко узнать по цвету дыма из выхлопной трубы машины. Не беда, если это обычный пар в холодное время года по утрам при прогреве, такое бывает даже у полностью исправных авто.
Но вот густой, едкий или цветной (синий, черный, белый или все вперемешку) дым из выхлопной системы - явный повод задуматься, что с двигателем что-то не так.
И если с сизым дымом все понятно, тут и диагностика не нужна - движок явно расходует масло. То с черным дымом, который вылетает из трубы, как у старенького 30-ти летнего КамАЗа, все не так однозначно. Ведь если для "пожилого" дизельного мотора такое поведение - норма, то для обычной легковушки с бензиновым мотором - это далеко за гранью "нормального поведения" двигателя.
Зачастую, черный густой дым из трубы появляется при прогазовках, в этот момент из выхлопа вырываются клубы черного дыма вперемешку с сажей и черными брызгами. При этом от машины начинает ощутимо пахнуть бензином, создается ощущение, что топливо просто вылетает в трубу, в расход топлива заметно возрастает.
На деле причин появления черного дыма из выхлопа немало. Я постараюсь рассказать о самых основных, которые зачастую и приводят к такому "темному" последствию.
Бежать и чистить дроссельную заслонку в этом случае будет бесполезным занятием, о чем хозяин авто с подобной проблемой уже в курсе. Для начала нужно понять причину, почему вообще так происходит. В какие-то сложные технические подробности вдаваться я не стану, а в общих чертах все же расскажу.
Для многих бензиновых ДВС оптимальным считается смесь из 14.7 частей воздуха к 1 части бензина. При нарушении этой пропорции "в пользу" бензина - смесь считается "обогащенной". Как раз в этом случае мы и видим черный дым от сгорания "богатой" топливо-воздушной смеси, где топливо не сгорает полностью, а, упрощенно говоря, вылетает в трубу.
Почему так происходит, разобрались, теперь нужно понять, что не так с самим двигателем, и почему он "делает" нам неправильную смесь.
Первоочередно многие автовладельцы грешат на датчик кислорода - лямбда-зонд. Находится он непосредственно на выпускном коллекторе и в современных авто их минимум 2. И причина может быть действительно в этих датчиках, из строя они выходят довольно часто, давая неверные значения для коррекции топливо-воздушной смеси.
При неисправности хотя бы одного из датчиков кислорода расход запросто может вырасти, а из трубы будет лететь черный дым.
Следующий датчик, который "делает мозг" и владельцу и ЭБУ двигателя, давая заведомо ложные показания - датчик температуры охлаждающей жидкости. Он довольно сильно влияет на изменение смеси, регулируя ее по-разному в разных температурных диапазонах работы двигателя.
Неисправный датчик может "заставить" вечно переливать топливные форсунки, а значит и смесь будет вечно "богатая".
Этим нередко страдают как старые, так и современные инжекторные двигатели. В некоторых случаях возможны и другие симптомы, например, сложный или вовсе невозможный запуск двигателя.
Заканчивая о датчиках, добавлю, что неверные показания датчика массового расхода воздуха (ДМРВ, МАF) или датчика абсолютного давления (MAP), также приводят к неправильной смеси с последствиями. Их стоит проверить одними из первых, попробовав заведомо исправные датчики.
Теперь о других не менее важных составляющих системы работы двигателя. Для начала - топливная система.
Здесь стоит проверить и форсунки, и топливный насос, и регулятор давления топлива, установленный на рампе.
Форсунки от износа запросто могут переливать топливо, особенно это касается двигателей с непосредственным впрыском. Такие форсунки более "нежные" за счет работы на высоком давлении в разы превышающем значения форсунок для распределенного впрыска. Их течь и негерметичность - обычное дело на авто с пробегом.
Регулятор давления топлива также может быть неисправен, удерживая топливо в рампе на высоких значениях, чем это предусмотрено заводом изготовителем. Таким образом, за один цикл впрыска в цилиндры попадет больше топлива при более высоком давлении, чем при более низком.
Эти значения, в том числе и работу ТНВД (при его наличии), можно проверить диагностическим оборудованием.
Другая же причина может крыться и в системе зажигания.
Проверяем свечи, катушки, провода - все то, что отвечает за образование искры в камере сгорания. Старые "уставшие" свечи могут давать плохую искру, которой недостаточно для моментального, контролируемого и качественного воспламенения топливо-воздушной смеси.
В этом случае плохая и неровная работа двигателя будет проявляться уже на холостых оборотах, машина будет хуже разгоняться, плохо набирать обороты, подтраивать. А при наличии еще и обогащенной смеси, сами свечи будут покрыты черным налетом.
Естественно, заодно стоит проверить и катушки зажигания. К ним может быть немало вопросов, даже если они на первый взгляд исправны и не вызывают каких-либо подозрений. Но, честно говоря, откровенно черный дым из выхлопной трубы из-за пары "криво" работающих катушек ваы вряд ли увидите.
А вот из-за чего еще можно "поймать" обогащенную смесь на двигателе, так это из-за подсосов воздуха. И касается это в первую очередь турбированных двигателей.
При недостатке наддувочного воздуха, топлива в смеси становится больше, чем это необходимо. При этом проверять стоит не только впускной тракт на наличие дефектов, дырок, повреждений, но еще и систему картерных газов.
Например, на моих "любимых" TSI моторах богатая смесь возникает из-за проблемы негерметичности сальника коленвала или рубашки масляного щупа.
Конечно же, проще всего для начала провести диагностику электронных систем двигателя, прочитать ошибки хотя бы даже простеньким блютуз сканером. Даже он в состоянии указать правильный путь в поиске неисправности, да и стоит он копейки, а пользы от него немало.
На деле же есть и еще куча других причин возникновения черного дыма из трубы. Я эту проблему затронул лишь на примере инжекторных бензиновых двигателей, на карбюраторных моторах или же двигателях, оснащенных системой впрыска с так называемым механическим инжектором, причиной может стать эти основные узлы.
Какие вы знаете причины черного дыма из выхлопной системы, делитесь ими в комментариях, будет интересно почитать.