Этапы проживания утраты

117 прочитали
  Психологами были изучены этапы проживания человеком утраты (потери, горя). Эти этапы у всех одинаковые. Для качественного отпускания утраты важно пройти этот путь полностью.

Психологами были изучены этапы проживания человеком утраты (потери, горя). Эти этапы у всех одинаковые. Для качественного отпускания утраты важно пройти этот путь полностью. Люди часто «застревают» на какой-то из стадий, и не могут двинуться дальше, и это, кстати, может длиться годами.

Опишу Вам последовательно этапы проживания утраты:
- несогласие;
- гнев, злость (на себя или на утрату);
- печаль (болезненная печаль, жалость к себе);
- обида;
- вина;
- светлая грусть;
- принятие.

Приведу пример, телефонные мошенники обманули женщину на деньги, рассказав, что деньги надо перевести с одно карты на другую, сказав им пароли. Они действовали очень убедительно и настойчиво, что наша героиня всё исполнила. Через час, как она потеряла деньги, ей стало ясно, что её обманули.

Сначала она не верила этому, потом стало стыдно, что её развели, потом пошла злость на них и на себя, вопросы к себе: «как она могла так поступить», попытки наказать преступников, затем печать и боль, прокручивание в голове телефонного разговора, обида на этих людей, вина на себя за потерянные деньги. Рассказы знакомых про то, что случилось или наоборот желание молчать про это. Потом приходит к женщине «тихая» грусть по потери денег и принятие ситуации. Таким образом, утрата денег качественно прожита.

  • Если Вас до сих пор волнует какая-то прошлая история, в которой была утрата, для начала важно понять на каком этапе находитесь Вы. Можно задать себе следующие вопросы: что я чувствую на счет этой истории; согласен ли я с произошедшим или нет; виню ли я себя или другого в случившемся; мне обидно и больно вспоминать об этом или нет; мне грустно и жаль, что так вышло; мне больно в теле, когда я думаю про это; как часто я прокручиваю случившееся в своей голове; продолжаю ли я мысленный диалог по теме утраты; я спокойно могу говорить об этом или нет.

Затем, начать «вызывать» в себе те чувства, которые присущи следующему этапу. Например, у Вас произошел разрыв с другом, Вы чувствуете злость на этого человека, хотите высказать ему всё или сделать какую-то подлость. В этом случае важно принять свою злость, так это нормально, проговорив себе: «за что конкретно я злюсь на него, что произошло возмутительного в это истории», можно высказать эти слова вслух, представляя этого бывшего друга.

Даже можно побить подушку и покричать, только аккуратно, чтобы никто не пострадал от этого. После подумать о том, что жалко, что дружба вот так закончилась, и, что каждый имеет свою часть ответственности за это.

Далее почувствовать себя обиженным ребенком, поразмышлять о том, что может быть, Вы тоже были не правы в чём-то. В этом случае, хорошо сделать какие-то для себя выводы, вспомнить приятные совместные дела с этим другом, найти позитив, поблагодарить мысленного бывшего друга за опыт и понять свои жизненные уроки.

Хорошо бы философски взглянуть на произошедшее, что, да, так тоже бывает в жизни. Немного погрустить и принять ситуацию такой, какой она была. А далее открыться навстречу чему-то новому.