Здравствуйте, уважаемые читатели!
Обсуждение этого вопроса настойчиво появляется в комментариях моих читателей, поэтому я решил вынести его на обсуждение общественности. И готов в конструктивном русле обсудить мою нижеизложенную позицию.
Свои рассуждения построю как на данных официальной статистики, так и сравню ситуацию с ценообразованием на новые автомобили в других странах. Для сравнения можно выбрать достаточно развитую экономически Германию. Хотя происходящие события и принимаемые решения правительством Германии могут сделать её уже не такой экономически развитой...
Что пишут в комментариях?
О стоимости LADA Granta. Пишет комментатор с ником РР [1]:
"Максимум цена - 300 тыр и ни копейкой больше. А если по хорошему, с такими зарплатами у простого народа (15-20 тыр) чтобы ее купить надо до пенсии горбатить. Цена должна быть 100 тысяч и не больше. Остальное должно государство субсидировать"
А вот ещё один комментарий про ожидаемую стоимость Гранты от комментатора Дима Тульский [2]:
"750-780 в максималке. Дальше уже абсурд"
Так сколько должен стоить новый автомобиль, чтобы про его цену можно было сказать: "Да, это справедливая цена!".
Про зарплату простого народа
Для начала давайте обратимся к статистическим данным. На сайте Федеральной службы государственной статистики есть раздел "Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах", где можно найти данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций по РФ в первом полугодии 2018 года [3]:
- Добыча сырой нефти и природного газа - 131 тысяча 682 руб.
- Разработка компьютерного программного обеспечения - 98 тысяч 190 рублей
- Деятельность в сфере финансовых услуг и страхования - 97 тысяч 158 рублей
- Деятельность по обслуживанию территорий и зданий - 24 тысячи 119 рублей
- Производство мебели - 22 тысячи 41 рубль
- Производство одежды - 19 тысяч 396 рублей
Ну а в целом по стране заработная плата составляла 42 тысячи 555 рублей. Предвижу, что сейчас Вы скажете, что "мясо и капуста в среднем составляют голубец". И даже в чём-то будете правы. Поэтому я приведу другую статистику - в 2017 году медианное значение заработной платы по РФ составило 28 тысяч 345 рублей, а модальное - 17 тысяч 630 рублей. Это указаны заработные платы до вычета подоходного налога.
А наибольшей представленностью характеризовался диапазон зарплат от 25 до 40 тысяч рублей (26%). А вот диапазон зарплат 9-12 тысяч рублей был лишь у 6,8% рабочего населения. Поэтому, с моей точки зрения, зарабатывать 10-15 тысяч рублей в месяц может работник, который:
- не получил специального профессионального образования (как минимум средне-профессионального)
- не желает совершенствоваться профессионально
Может скажу не очень популярную мысль, но и средне-профессиональное и высшее образование у нас бесплатное, поэтому если какой-то работник работает на малооплачиваемой низкоквалифицированной работе (а такая работа априори не может быть высокооплачиваемой), то кто в этом виноват? Кто мог получить образование и зарабатывать больше, но не сделал этого?
Как должна зависеть стоимость нового автомобиля и зарплата?
Я сталкивался с такой оценкой - стоимость бюджетного автомобиля должна составлять 1-1,5 годовых зарплат. Если ориентироваться на 2021 год, то среднемесячная начисленная заработная плата наёмных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц по стране в целом составила 45 тысяч 936 рублей.
Давайте учтём налоги и ежемесячная выплата "на руки" составит 39 тысяч 964 рубля.
Таким образом, ориентировочная стоимость автомобиля должна составлять от 479 тысяч 572 рублей до 719 тысяч 358 рублей. Сколько стоит упрощённая LADA Granta? В нашем городе я видел цену - 780 тысяч рублей. Так что никакого избыточного завышения цен я не вижу.
А что в Германии с зарплатой и ценой на автомобиль?
Самым доступным автомобилем, если ориентироваться на самую популярную марку Volkswagen, является хэтчбек Volkswagen Polo, его стоимость начинается от 19 тысяч 925 евро (это комплектация Life).
А если говорить о средней зарплате (этот вопрос я затрагивал, обсуждая стоимость бензина в Германии), то "до налогов" это 4 тысячи евро. Уверяю Вас, что это не менее "средняя", чем и в России 46 тысяч рублей, поэтому данное сравнение вполне корректно.
Так вот, 4 тысячи евро - это не зарплата "на руки", как многие думают. Это - до вычета налогов. А после вычета налогов (в Германии более сложная система их начисления) остаётся около 2,5-2,7 тысяч евро. Значит годовая зарплата будет составлять 32400 евро. Поэтому цена на автомобиль "должна варьироваться" от 32400 до 48600 евро.
А сколько стоят автомобили? Ориентируюсь на конфигуратор на немецком сайте Volkswagen:
- Volkswagen Polo - от 19925 до 25295 евро
- Volkswagen Taigo - от 20460 до 29105 евро
- Volkswagen T-Cross - от 21445 до 29000 евро
- Volkswagen Golf - от 29560 до 59995 евро
- Volkswagen T-Roc - от 24345 до 30925 евро
- Volkswagen Tiguan - от 31545 до 63780 евро
- Volkswagen Arteon - от 43300 до 62900 евро
- Volkswagen Touareg - от 68895 до 77790 евро
- Volkswagen ID.3 - от 38060 до 43720 евро
- Volkswagen ID.4 - 46335 евро
- Volkswagen ID.5 - 47935 евро
Тут, конечно, возникает мысль о том, насколько доступны электромобили для простых трудяг, но вот простые модели Polo или Taigo, конечно, значительно меньше годового дохода работника. Так что нам есть куда снижать стоимость новых автомобилей!
Другие мои статьи
Почему два евро за литр бензина - это слишком дорого для немецкого водителя?
Что известно о производстве электромобилей Evolute в России?
С уважением, Юрий (kua1102)