Абьюзивные отношения построены по принципу: тиран – жертва, от английского слова abuse: насилие, жестокое обращение. Сейчас об этом много говорят и пишут в прессе. Не могу и не хочу остаться в стороне. Начнём!
Не каждый человек способен и, тем более, готов быть жертвой в отношениях. Кажется, что ни один здравомыслящий партнёр не согласится на такое. Однако в повседневной жизни - это настолько массовое явление, что для неискушённого человека, не специалиста в области отношений, этот феномен – настоящая загадка.
Мужчина-абьюзер, поняв, что познакомился со слабой и безвольной девушкой, решает для себя: «Вот именно то, что мне нужно», - и стартует. Наверное, никто так красиво не ухаживает, как эти господа. Девушка просто очарована: да это же сказочный принц! Продвижение по стадиям идёт в турбо-режиме, и вот уже партнёры живут вместе. Далее каким-то непонятным образом девушка оказывается беременной, и вуаля - она на крючке. Мужчина, как истинный джентльмен говорит, что он и так её любит, а теперь просто обязан на ней жениться. Девушка счастлива: ЗАГС, белая фата, брызги шампанского под вальс Мендельсона с криками «Горько!», и вот - ловушка захлопнулась.
Стремительность и скоротечность периода – с момента знакомства до свадебной церемонии – объясняется неспособностью человека долгое время, 24 часа в сутки, играть несвойственную ему роль. Мужчина-абьюзер боится сорваться и раньше времени обнажить своё истинное лицо. Но уже на этом этапе проступают нелицеприятные качества, такие как комплименты в стиле: «Ты замечательно выглядишь – косметика творит чудеса!». Обесцениваются ваши заслуги: «Наградили спец. премией на работе? Молодец! Повезло». Принижаются способности, умения и навыки: «Гениально! Даже ты додумалась!». Девушка глотает? Отлично!
Если происходит перегиб и отпор, то включается газлайтинг: «Не одевай эту короткую юбку, а то все увидят твои пухлые ноги». – «Хватит так себя вести!», – «Да я же забочусь о тебе! Что ты так сразу?». Со временем мужчина начинает унижать её уже в присутствии других людей и снова объясняет это заботой.
Постепенно всё более проступает настоящий характер тирана. Появляются раздражение и агрессия. В плохом настроении можно накричать на девушку, позднее возложив вину на неё же: «Ты сама виновата, уделяешь мне слишком мало времени, постоянно тупишь, а я живой человек и не могу бесконечно терпеть». После череды таких обвинений девушка действительно начинает думать, что с ней что-то не так: «Да, я сама виновата. Он и так усталый с работы пришёл, а я ещё попросила его мусор вынести».
Далее мужчина продолжает плести свою паутину. Предлагает женщине уйти с работы, чтобы ничто не мешало заниматься домашними делами. Конечно и это тоже преподносится как забота о ней: «Зачем тебе вставать рано утром, мчаться в детский сад, оттуда на работу, потом забирать детей, да ещё и тянуть на себе домашние хлопоты? Я хорошо зарабатываю и буду всем тебя обеспечивать. Сиди дома и спокойно занимайся детьми».
Теперь женщина уже и в финансовой зависимости от мужа, который в случае «неправильного поведения» начинает попрекать её. Если жена просит деньги, то обязательно нужно объяснять на что, а муж решает, какие статьи расходов одобрить, а где можно отказать, упрекнув её в излишней расточительности.
У меня есть пример знакомой девушки, которая вот так и попалась, забеременев на 2-м курсе университета. Муж уговорил-заставил её уйти из вуза, бросив учёбу. Через два года в семье было новое пополнение. И сейчас у неё двое детей 7 и 8 лет, нет ни работы, ни образования. Главный страх всей её жизни – остаться одной с детьми. Поэтому приходится терпеть побои, унижения и измены.
В кульминационный момент дело доходит до рук. В этом случае женщина бывает возмущена вплоть до твёрдого намерения закончить отношения. И здесь у супруга включается то, что семейные психологи называют «медовым месяцем». Муж умоляет девушку простить его, обещает, что такое больше никогда не повторится, становится прямо ангелом-ягнёнком: «Даже не понимаю, что на меня нашло!»
Вдруг становится настоящим идеальным мужем и девушка счастлива: «Как хорошо, что я его простила. Ну с кем не бывает! Едва не совершила самую большую ошибку в жизни!». Далее этот период постепенно сходит на нет. В определённый момент барашек вновь превращается в монстра и даёт волю рукам. После этого процесс идёт по тому же сценарию, но с каждым новым циклом «медовый месяц» становится всё менее продолжительным и со временем полностью выходит из обращения. С этого момента рушатся последние надежды на счастье, и девушка наконец осознаёт своё положение.
К сожалению, в нашей стране на семейный абьюз власти не только смотрят сквозь пальцы, но и скрыто поощряют через пропаганду «традиционных ценностей». В полиции отказываются принимать заявления женщин-жертв. На всю страну прогремело дело, когда девушка, получив отказ, сказала: «Да он ведь убьёт меня!». И услышала в ответ: «Да вы не волнуйтесь, если убьёт, приедем, составим протокол, заведём уголовное дело». Впоследствии муж довёл-таки дело до конца. И хотя женщина-полицейский, отказавшаяся принимать заявление, была осуждена на два года колонии, - в Интернете быстро разошёлся мем: «Когда убьёт, тогда приходите».
Дабы не вдаваться в сексизм, стоит упомянуть и про женский абьюз. Физическое насилие здесь бывает реже, хотя можно вспомнить секс-символа советского кино, игравшего роль настоящих, решительных мужчин, однако его жена, не менее известная советская актриса, сыгравшая в комедии «Бриллиантовая рука» по сути саму себя, часто рассказывала, как хлестала его мокрым полотенцем по лицу.
Конечно, мужчины под каблуком тоже не редкость и психологически многим из них бывает гораздо хуже, так как женские измены переживаются значительно острее и мучительнее. Иногда психологический абьюз – гораздо сильнее щемит сердце, чем боль от ран, ссадин и даже переломов.
Откуда же берутся тираны и их жертвы? Здесь имеет место симбиоз врождённых и приобретённых черт личности. Как всегда, всё идёт из детства. Часто брутально-хмурый ребёнок рождается в семье с жестоким, авторитарным отцом или отчимом, который нещадно бьет его по поводу и без. В результате вырастает агрессивный мужчина с чувством нереализованной обиды. Именно в таких семьях выросли известные «вожди»: Сталин и Гитлер. Впрочем, вместо тирана-отца может быть деспотичная мать.
Однако, если одни дети в таких семьях крепнут и матереют, то другие ломаются, становятся ещё более ранимыми и уязвимыми. Так формируются безвольные жертвы. Модель поведения родителей также накладывает отпечаток, и дети часто повторяют тот же сценарий. Если девушка выросла в семье, где отец был жестоким тираном, то для её психики абьюзивные отношения – это не нормально, но органически вплетено в её мировоззрение. Мальчик, выросший в семье, где своенравная мать строила остальных её членов, не смевших пикнуть, с высокой долей вероятности окажется в таких же отношениях, сменив роль безропотного сына на бесправного мужа.
Что делать? Казалось бы, ответ прост - бежать без оглядки. Но будем реалистичны: человек, способный решиться на такой шаг, вряд ли оказался бы в подобных отношениях. Здесь тот случай, когда надо разобраться с собой и проработать детскую психотравму, из-за которой человек попал в эти хитро расставленные сети. В одиночку здесь не справиться – необходима работа с грамотным специалистом. Абьюзер никогда сам к психологу не придёт: он уверен, что с ним всё в порядке. Жертва же считает по-другому. Если не проработать травмирующий опыт, то приняв решение уйти, она, вероятнее всего, вновь окажется в подобных отношениях. Здесь не стоит бояться. Чем раньше закрыть этот гештальт, тем быстрее получиться избавиться от унизительной зависимости. «Жизнь даётся один раз и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Николай Островский «Как закалялась сталь».