Сегодня продолжим говорить про то, как можно организовать интересные занятия с детьми, использую дары природы – овощи!
Всем нам известны овощи: в одних съедобны сочные плоды, в других – листья, в третьих – луковицы или корнеплоды. Овощные культуры делаться на плодовые (томат, огурец, перец) и листовые (капуста, салат), луковые (лук, чеснок), корнеплодные (морковь, свекла, петрушка, редис). Помимо всего прочего, овощи можно разделить на огородные и бахчевые (капуста, тыква, арбуз, свекла, морковь, картофель, огурец).
В результате селекции в мире постоянно появляются все новые виды овощей. Например, желтая свекла - привычный нам овощ необычной окраски. Конечно, сложно представить, например, свекольник желтого цвета, но одно неоспоримое преимущество у новинки все-таки есть - она не пачкает руки при готовке.
Задания с овощами можно использовать такие же, как и с фруктами, но и немного их дополнить.
1. «Знакомство с овощами»
Для этого нам понадобятся овощами. Мы можем их рассмотреть, определить форму овощей, дополнительно используя карточки с геометрическими фигурами.
2. «Предмет – картинка»
Использую настоящие овощи, и картинки этих овощей, вместе с детьми изучаем и раскладываем овощи по картинкам.
3. «Волшебный мешочек»
Для начала соберем самые известные овощи, которые у нас есть «под рукой». Сложили наши овощи в мешочек, наощупь достаем овощи. Можно усложнить задание, и попросить ребенка достать именно конкретный овощ.
4. «Тактильный круг»
На выбор осматриваем овощи: легкий – тяжелый, гладкий или шершавый, мягкий или твердый, большой – маленький.
5. «Цветовой круг»
Можно разложить на фрукты по цветам.
6. «Вкусовой и обонятельный круг»
Самая «вкусное» задание. Разрезаем овощи на небольшие кусочки и раскладываем их по тарелочкам. Нам понадобиться «повязка для глаз» и зубочистки. Это задание можно выполнять всей семьей. Игроку завязываю глаза, и он сначала по запаху определяет, что за овощи перед ним, а потом по вкусу определить.
7. «Сколько весит»
Для этого задания нам понадобятся весы. Можно предварительно самостоятельно «определить» вес, а потом проверить свои догадки. И таким образом узнать, какие больше весят, а какие меньше.
8. «Картинка -слово»
Конечно, с помощью овощей можно осваивать процесс чтения. Используя карточки с надписями овощей, выкладывать овощи под карточками с названиями. Процесс усложняется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: от интуитивного чтения до написания книг про овощи, которые больше всего нравятся.
9. «Овощной салат»
Используя овощи, которые любит ребенок можно заняться кулинарией с детьми. И сделать овощной салат. Для этого нам понадобятся овощи, которые можно помыть вместе с ребенком или он может это сделать самостоятельно, в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей, безопасные ножи, доска разделочная, чашка, специи по желанию, растительное или оливковое масло.
10. «Вершки и корешки»
После того, как ребенок хорошо усвоил названия всех овощей, можно предложить выполнить следующее задание. Для этого нам понадобятся картинки разных овощей, лист А4, разделен на два цвета по горизонтали (зеленый и коричневый), клей и ножницы, цветные карандаши. И таким образом, мы "высаживаем" овощи.
11. «Дифференцируем овощи и фрукты»
Когда ребенок хорошо усвоил названия фруктов и овощей, можно с ним сделать задания, способствующие развития умения дифференцировать фрукты и овощи.
- "Волшебный мешочек" сложить в один мешочек и овощи и фрукты, и раскладывать на две группы: овощи и фрукты. Можно усложнить задание, попросить ребенка достать из мешочка конкретный овощ или фрукт.
- "Вкусовой и обонятельный круг" можно взять "ассорти" овощей и фруктов, и по вкусу и запаху определить, что это: овощ или фрукт, и какой именно.
- "Делим фрукты и овощи по корзинкам" Используя набор картинок овощей и фруктов, можно также разложить овощи и фрукты по корзинкам.