Найти в Дзене
Кирилл Максимов

Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора

Не поверите, но Ил-12 нашел даже большую популярность чем предшественник, которого он заменил. Например, на фотографии ниже один из болгарских самолётов, оборудованный дополнительными топливными баками по концам консолей крыла. И это не единственный случай столь большой популярности Ил-12 на Востоке.

Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора
Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора

Во время Великой Отечественной войны на заводах в СССР собрали около 3000 Ли-2 - лицензионная копия DC-3. По сути именно эти самолёты стали основой послевоенного Аэрофлота. Идея по замене старых Ли-2 пришла советскому руководству ещё в 1943 году. Перед Ильюшиным стояла задача создать высокоэкономичный, современный, поршневой пассажирский самолёт, который мог бы работать на любых аэродромах страны.

Появившийся Ил-12 почти всем походил на Ли-2, оно и понятно, ведь лучшее - враг хорошего, а Лисунов создал уже проверенный временем самолёт. Кстати, занимательный факт, что появившиеся позже Scandia и CV-240 уже во многом походили на наш Ил-12 (или на DC-3).

Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора
Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора

Первый полёт первый пассажирский авиалайнер СССР совершил в 1945 году с дизельными двигателями АЧ-31. Позже их заменили на АШ-82ФН (мощность 1850 л.с.), который зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. На этих двигателях Ил-12 полетел в 1946 году. В том же году началось его серийное производство. Самолёт получил обозначение Coach по классификации НАТО. К 1947 году Ил-12 использовался почти на всех направлениях Аэрофлота.

Экипаж самолёта состоял из двух пилотов штурмана и радиста. Он мог перевозить 27-32 пассажира, правда из-за непонятной аварии решили сократить количество мест до 21. Позже это исправили. После испытаний в конструкцию самолёта внесли несколько важных изменений. Например, усилили переднюю стойку шасси, пересмотрели противообледенительные системы крыла и стёкол пилотов. Из-за всех этих исправлений Ил-12 увеличил свою массу на 250 кг. Кстати, самолёт активно эксплуатировали не только в Аэрофлоте, но и в Китае, Чехословакии, Польше, Болгарии и Румынии. Также инженеры выпустили исконный Ил-12Т в качестве транспортного самолёта, который мог перевозить до 3628 кг груза.

Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора
Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора

Среди заказчиков были и Советская армия. Для них создали Ил-12Д, который мог везти на борту 12 десантников/10 парашютистов/12 раненых + 6 сидячих больных. Ещё одна интересная модификация Ил-12 - вместо шасси устанавливались лыжи. Такой самолёт дополнительно оснащался мощной антиобледенительной системой и часто применялся для длительных арктических экспедиций.

С ростом количества Ил-12, в СССР задумались о начале разработки нового самолёта, который не будет содержать в себе ошибки и просчёты Ил-12. Тем более тогда во всём мире большое внимание уделяли безопасности полётов. Ил-12 должен был штатно продолжать полёт при отказе одного из двигателей. Новый самолёт получил крыло и хвостовое оперение от предшественника, устанавливались новые двигатели АШ-82Т. Крыло было толще, а профиль вообще изменили на другой. Доработали систему уборки шасси и добавили флюгирование винта.

Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора
Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора

Новый самолёт получил обозначение Ил-14. Испытания этого самолёта легли в основу всех дальнейших испытаний самолётов, созданных в СССР. На службу самолёт поступил в 1954 году и мог перевозить до 14 пассажиров (хотя на деле мог гораздо больше). Появилась модификация Ил-14Г ("грузовой"). В 1956 году дебютировал Ил-14М, который мог перевозить до 24 пассажиров (позже до 32-х). Самолёт стал легче, получил более вместительные топливные баки и увеличенную максимальную взлётную массу. По традиции создали модификацию Ил-14Т "транспортный" и Ил-14Д - для армии СССР. Всего было собрано 2200 самолётов.

Самолёт выпускали в Чехословакии и в ГДР. Германия построила 80 самолётов для своих нужд (авиакомпания Interflug). Там они использовались как пассажирские, так и как транспортные самолёты. В Чехословакии выпускали локализованный Avia-14 (аналог Ил-14П) и Avia-32 (аналог Ил-14М) на 32 пассажира. В той же Чехословакии произвели уникальный Avia-14 Salon с дополнительными топливными баками на концах крыла, герметичной кабиной и круглыми иллюминаторами. До конца производства в 1962 году было произведено 200 самолётов этой модификации.

Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора
Как вездесущий Ил-12/Ил-14 завоевал небо над СССР и странами Варшавского договора

Ил-14 прожил длинную и интересную жизнь. Самолёт был популярен почти во всех странах Варшавского договора. Иногда самолёт переоборудовали под нужды правительства. Например на нём летал прездент Египта Насер, шах Ирана, Тито, Неру и т.д.

Не забывайте поддержать канал подпиской и лайком. Я есть на Пульсе. Чем больше вы оставляете обратной связи, тем больше материалов будет в вашей ленте. У меня есть Телеграм и Вконтакте. Там вы найдёте фотографии и новости из мира авиации. На этом всё, счастливых поездок.