С появлением в конце 80-х годов новой модели Волжского автомобильного завода, многим гонщикам стало очевидно, что у неё огромный потенциал для спортивных соревнований. Отличная развесовка, вкупе с новым двигателем и хорошая конфигурация подвески, делали Самару отличной заготовкой для любого соревнования.
На её основе было собрано огромное количество чемпионских машин, которые продолжают участвовать в соревнованиях по сей день. Советские гонщики выступали в различных дисциплинах по всему миру, кроме одной. Этим камнем преткновения была легендарная раллийная группа «B», в самый безумный класс которой, «Жигули» не допускались. Разумеется, советское руководство не могло обойти стороной самый престижный и популярный чемпионат того времени и дало указание на разработку машины под соответствующий регламент.
Создание подобной машины не могли доверить кому-то кроме гениального советско-литовского пилота Стасиса Брундза, чья Lada 2105 VFTS и по сей день является недостижимой по своему КПД. К тому времени он уже пришёл к пониманию, что раскрыл весь потенциал классических моделей ВАЗ, и не мог соревноваться с полноприводными турбированными монстрами из класса Unlimited. По этой причине, появление новой модели, очень сильно сыграло ему на руку.
Так как регламент позволял значительно отклоняться от заводской конструкции автомобиля, конечную версию LadaEva сложно было назвать «восьмеркой». Брундза остался верен классическому двигателю, который знал вдоль и поперёк. Блок цилиндров был от модели ВАЗ-2106, но с увеличенным до 1.9 литра объёмом, кованой поршневой и масло форсунками, на него установили 16-клапанную ГБЦ собственной разработки с системой турбонаддува и впрыском Lucas. Мощность данного силового агрегата составляла 290 лошадиных сил, а установлен он был в базе, прямо перед задней осью. Подвеска была независимой, на сдвоенных поперечных рычагах.
Кузов раллийного болида представлял из себя монокок, к которому были приварены две полурамы, на которые уже монтировали панели из стеклопластика. В итоге получилась крепкая и лёгкая конкурентоспособная конструкция, но с задним приводом. Именно этот факт, который не позволял раскрыть весь потенциал болида, Стасис Брундза и устранил впоследствии, оснастив машину полным приводом и взрастив мощность силовой установки до безумных для классического мотора 350 лошадиных сил.
Конечная версия получила название Lada Eva S-Proto, и должна была на равных соревноваться с самыми именитыми монстрами группы «B», в виде Lancia DeltaS4 и Audi Sport QuattroS1, чьи моторы в те годы, выдавали мощность свыше 400 лошадиных сил. Но, как многие знают, пока отечественный болид проходил финишную доводку, в группе «B» произошла череда чудовищных аварий, повлекших за собой смерть спортсменов. Всё это случалось из-за того, что ничем не ограниченные инженеры, создавали настоящих колёсных демонов, с которыми было невозможно справиться. Во избежание повторения трагедий, легендарный 12 класс группы «B» было решено расформировать, а Lada Eva S-Proto попросту оказалась не у дел.
Это был один из самых печальных и несправедливых моментов в истории отечественного автоспорта, как считаете? Делитесь своим мнением в комментариях!