«На сегодня по регионам мы насчитываем уход примерно 30 процентов водителей. Ушли потому, что машины и запчасти подорожали, и все понимают, что с такими ценами не вытянут обслуживание», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» увеличение стоимости услуг такси в Казани. Агрегаторы признают, что цены подрастают, но уверяют, что они тут ни при чем: тарифы прежние, все дело в высоком спросе. Но если раньше можно было переждать, то теперь не получается: у «Яндекс Go» и Uber, которые, по оценкам собеседников нашего издания, забрали бо́льшую часть рынка, заказов всегда больше, чем машин. Китайский DiDi заказы практически не принимает.
У «Яндекс Go» и Uber теперь по умолчанию высокий спрос, а DiDi, кажется, сдулся
На ощутимо подорожавшие поездки у двух крупных игроков — «Яндекс Go» и Uber — на прошлой неделе обратили внимание корреспонденты «БИЗНЕС Online». Если раньше привычная поездка из офиса домой обходилась сотруднику издания в 100–200 рублей, то теперь сервисы стали преподносить неприятные сюрпризы. Ценник по тарифу «Эконом» в отдельные моменты может достигать 300 рублей, а бывает, что и больше. Расстояние из пункта А в пункт Б — около 8 км, не сказать, что ехать на окраины города. Поездку от железнодорожного вокзала «Казань-1» до дома — те же 8 км — «Яндекс Go» и Uber в прошлые выходные оценили почти в 400 рублей. Другой корреспондент, недавно посетивший Москву, с удивлением обнаружил, что 15-минутная поездка в столице на «Яндекс Go» обошлась ему в 298 рублей, а в Казани дорога до дома, занявшая 17 минут, стоила 378 рублей. Опять же, речь только об «Экономе». Знакомая автора материала на днях прислала скриншот из приложения Uber, где 8-минутная поездка по Казани стоит сначала 241 рубль, а спустя две минуты — уже 300. «Я как будто в Москве живу…» — написала девушка.
Приложение «Яндекс Go» объясняет временное повышение цены высоким спросом — машин меньше, чем заказов, и надо поднять цены, чтобы привлечь водителей. Казалось бы, все понятно — действует динамическое ценообразование. Но дело в том, что теперь повышенный спрос у «Яндекса» в Казани практически всегда. «БИЗНЕС Online» специально наблюдал за выбранным маршрутом в течение рабочего дня в понедельник и не заметил низкого спроса. Во вторник ситуация повторилась. Если раньше у пассажира была возможность переждать и вызвать машину попозже, то теперь смысла нет — заплатишь столько же или побольше. Складывается ощущение, что повышенные цены перешли из категории «временное» в «постоянное». Было бы неправильным говорить, что цены выросли только у «Яндекса» и Uber — это лишь один пример. Однако это крупные компании, которые в первую очередь обращают на себя внимание. Если у кого-то и должно быть много автомобилей и водителей «в наличии», чтобы не было постоянного высокого спроса, то у них.
Как цена отличается в зависимости от оператора? В понедельник днем сравниваем стоимость поездки из центра города на улицу Восстания в Московском районе: «Яндекс Go» — 309 рублей, Uber — 287 рублей, «Ситимобил» — 240 рублей, «Максим» — 195 рублей, «Таксовичкофф» — 179 рублей, DiDi — 147 рублей. По наблюдениям автора материала, самые низкие цены в Казани сейчас предлагает DiDi. Однако вызвать автомобиль через китайский сервис сегодня крайне сложно. Ждать автомобиль через приложение DiDi можно хоть час: приложение напишет, что заказу присвоен статус повышенной важности, но ничего не приедет. Проверено на собственном опыте.
В пресс-службе DiDi корреспонденту нашего издания только заявили, что «приложение доступно в Казани, как и раньше». Сейчас у DiDi практически нет автомобилей в городе, подтвердил в разговоре с «БИЗНЕС Online» таксист Алексей. «Когда они объявили о закрытии, водители расклеились и ушли в „Яндекс“ или „Ситимобил“. Потом „Ситимобил“ сделал то же самое (объявил об уходе — прим. ред.), и водители перешли в „Яндекс“», — пояснил водитель. В Челнах DiDi фактически тоже не работает, рассказал владелец одного из местных таксопарков Рафаэль Абелян. «Я подключаю водителей к DiDi, но там никто не хочет работать, потому что заказов нет», — отметил он. При этом Абелян напоминает, что водители стали уходить из китайского сервиса после того, как он начал «резать» щедрые доплаты за дешевые поездки.
Агрегаторы уверяют, что тарифы не меняли
В пресс-службе «Яндекс Go» на вопрос «БИЗНЕС Online» о причинах подорожания поездок ответили так: «Мы не меняли тарифы в Казани. В последние месяцы спрос на поездки растет, а число водителей и машин — нет». Также компания напомнила о динамическом ценообразовании. Вопрос, сократилось ли число активных водителей, сотрудничающих с сервисом в Казани, компания оставила без ответа. Зато посоветовала обратиться к владельцу одного из городских таксопарков. Тот пояснил, что цены сейчас выросли из-за «небывалого потока туристов», который подогревает спрос. Страшно представить, что будет дальше, когда Казань начнет за сезон принимать не 3,5 млн туристов, а, например, 5 миллионов.
Сервис такси «Максим» заметил «небольшой» отток водителей и считает его сезонным: часть водителей уходят на стройки и другие сезонные работы, в отпуска, а осенью возвращаются. Представитель агрегатора заявил, что средний чек поездки в Казани с начала года не изменился и составляет около 200 рублей. Компания заверила, что в этом году не меняла основной тариф: цены растут только на фоне высокого спроса, когда подключается динамический коэффициент. Планирует ли «Максим» повышать основной тариф в Казани в этом году? «Специалисты ежедневно анализируют баланс спроса и предложения. Коррекция тарифов для поддержания рентабельности перевозок возможна, но пока таких планов нет. Мы постараемся, чтобы услуги такси оставались доступными людям», — добавил представитель компании.
Средний чек поездки в Казани вырос «всего» на 7% по сравнению с августом прошлого года, но сейчас «Ситимобил» постепенно снижает стоимость, заявил управляющий директор «Ситимобила» Анатолий Малышев. Он отметил, что в этом году сервис провел «минорную корректировку» тарифа и увеличил стоимость посадки на 10 рублей. «Мы не отметили резкого роста цен на поездки за последние месяцы, но возникает постепенное перетекание аудитории с более высоких классов такси на бюджетные. Заказы по тарифу „Эконом“ выросли на 6 процентов», — сказал Малышев в беседе с «БИЗНЕС Online». По его словам, весной на фоне новостей об уходе «Ситимобила» и сезонного снижения спроса число активных водителей в Казани сократилось на 23%, теперь они постепенно возвращаются. Компания не собирается повышать стоимость поездок, хоть и возникли дополнительные затраты из-за требований к агрегаторам и подорожания обслуживания машин, заверил спикер. «Однако мы хотим сохранить профессию привлекательной для водителей, чтобы они видели в ней стабильный заработок. <…> Мы пересматриваем комиссию сервиса в пользу водителей, коэффициенты в регионах, анализируем показатели повышенного спроса и регулярно работаем над гибким ценообразованием», — отметил собеседник издания.
После апрельской акции протеста казанских водителей «Яндекс» чуть-чуть повысил минимальный тариф поездки, но при этом убрал «недельную смену» и ограничил доступ к сменам по 12 часов, отметил таксист Алексей. Напомним, покупка смены позволяет временно не платить комиссию агрегатору в размере 18,5% с каждого заказа. Для того чтобы сохранить возможность покупки смены, водителю нужно поддерживать статус «Золото» и набирать за месяц 8 тыс. баллов. За поездку по тарифу «Детский» водитель получает 23 балла, а «Эконом» — 15. Таким образом, если работать только по «Эконому», нужно сделать 534 заказа за месяц, объясняет Абелян. «Если раньше я за смену отдавал [агрегатору] 600 рублей, сейчас — 1,5–2 тысячи. Невыгодно работать. Думаю, что, когда вступит в силу закон о такси, водителей вообще не будет. Их число может сократиться как минимум на 50 процентов, а цены за поездки капитально вырастут», — считает собеседник газеты. По словам Алексея, скачки цен также связаны с тем, что подработчики в определенное время выходят, чтобы выполнить персональные цели — совершить определенное число поездок, за которые доплачивается сумма. Пока подработчиков много, высокий спрос удается искусственно гасить, дальше — извините.
«Из-за массового оттока машин на линии тупо не хватает. Отсюда и повышение цены»
Нынешнее подорожание — это только начало, уверен руководитель центра компетенций международного евразийского форума «Такси», председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов. «Мы уже тысячу раз говорили, что она (цена поездки — прим. ред.) в принципе неправильно формируется. Но все, в том числе федеральная антимонопольная служба, нам отвечали, что это рынок. А заработки водителей в регионах в последние годы были такими мизерными, что из этой отрасли начался массовый отток», — отметил Амосов. По его оценке, на данный момент из сферы такси в регионах уже ушли около 30% водителей — они понимают, что не вытянут обслуживание автомобиля с учетом подорожавших запчастей. Из-за такого оттока машин на линии «тупо стало не хватать», и цены выросли, объясняет Амосов.
«Этот процесс только начинается. Все дело в том, что цена на такси, которую установил „Яндекс“, а-ля Uber, а это одна и та же компания, которая является монополистом, была выставлена еще три года назад. И „Яндекс“ просто доплачивал водителям, чтобы они работали. Водитель возит на 40–50 процентов дешевле, а „Яндекс“ ему доплачивает, чтобы водители не выпадали из обоймы. На самом деле цена поездки была занижена еще три-четыре года назад. И именно сейчас она примерно возвращается к каким-то нормативам трех-четырехлетней давности», — рассказал председатель движения «Форум такси». По прогнозу Амосова, к осени цены вырастут в 2,5–3 раза по сравнению с текущими, и только при такой цене бизнес станет рентабельным. По словам собеседника, чем медленнее будет сейчас расти стоимость такси, тем дольше будет отток водителей и автомобилистов из отрасли. 3–4 года назад в Казани и других регионах поездка для пассажира обходилась в 11–12 рублей за километр, а сегодня километр стоит 4,5–5 рублей, заметил спикер.
Конкурентов у «Яндекса» в Казани не осталось, но это общая ситуация, подчеркнул Амосов. «Как себя чувствует последнее время компания „Татарстан“? Я вам отвечу. Эта самая крупная региональная компания практически прекратила свое существование, в день обрабатывается минимум заявок», — привел пример спикер. Он отметил, что конкурировать с «Яндексом» сейчас может только «Максим». При этом «Яндекс», по словам собеседника, уже переманил к себе бо́льшую часть водителей. «80 или 85 процентов заявок сегодня обрабатывает „Яндекс“. В Москве — 90 процентов», — оценивает Амосов.
Для «Яндекса» повышающий коэффициент, который действует при высоком спросе, даже выгоден — не нужно доплачивать водителям за дешевые поездки, отмечает Абелян. «Может быть, у них есть такая внутренняя политика — поддерживать высокий спрос. Это еще ладно, сейчас лето, погода нормальная и позволяет пешком ходить. А осенью начнутся дожди — дешевле поездки точно не станут», — считает владелец таксопарка. Абелян отметил, что сам раньше подрабатывал таксистом, но теперь перестал — возможный ремонт машины не отобьешь. По его словам, водителям, которые придут осенью, покупка смен будет недоступна, а значит, они начнут «вылавливать» высокий спрос, а в остальное время станут ездить те же, кто сейчас. Число водителей в Челнах уже сегодня сократилось примерно на 20%, оценивает спикер.
В Москве также есть подорожание, с начала года цены выросли на 25%, заявил председатель профсоюза столичных таксистов Александр Марков. Автопарк в России по большей части импортный — выросла стоимость запчастей и обслуживания, страховщики задирают цены, пояснил собеседник газеты. В росте цен виноваты в том числе агрегаторы, которые «просто стригут свой процент и не хотят ни за что отвечать», негодует Марков. По его словам, компаниям «неинтересно» соблюдать федеральный закон о такси, где сказано, что оплата производится по показаниям таксометра. «Они цену назначают, грубо говоря, глядя в потолок и ковыряясь в носу. В зависимости от трафика в городе, погодных условий, наличия свободных машин в том или ином районе… И это, извините за грубое слово, беспредел. Такого быть не должно. Страдают и водители, и пассажиры», — подчеркнул спикер.