Найти тему
АВТОГид

"Тепловая проставка на ВАЗ больше не ломается" - рассказываю зачем я заменил бензонасос и толкатель у новой машины

Оглавление

Коллаж автора
Коллаж автора

Вот говорят, не трогай машину, и она тебя не подведет. А я нарушил это золотое правило и когда собрался на несколько дней в лес на своей «Ниве» 1978 года выпуска, зачем-то решил поменять бензонасос. Машина почти новая, а я – насос менять…

Хотя, повод был. Во-первых, сломалась пружина рычага ручной подкачки. Во-вторых, когда машина долго стояла, особенно с уклоном назад, насос с карбюратором обсыхали, и запуск становился сложным.

Старый насос. Пружина под рычагом сломана. Фото автора
Старый насос. Пружина под рычагом сломана. Фото автора

Честно говоря, подобную манипуляцию осуществлял не раз, и никаких сложностей не было. Требование, чтобы конец толкателя выступал за пределы тепловой проставки со всеми прокладками на 0.8-1.3 мм мне казалось несколько избыточным. Никогда не замерял, и все чудесно работало.

Новый насос – около 700 р. Ни о чем. Купил.

Итак, откручиваем ключом на 13 две гайки, осторожно снимаем старый насос и… видим, что все прокладки – в хлам! Ладно, прокладок накуплено с избытком. Ставлю, надеваю новый насос на шпильки (предварительно пришлось одну из них править, накрутив гайку и слегка постучав молотком – насос не налезал), прикручиваю, накидываю шланги и пытаюсь запустить машину. Стартер жужжит, мотор молчит. Сдергиваю шланг «насос-карбюратор», кручу стартером – топливо не идет.

Вот на этих двух шпильках крепится бензонасос на "классическом" двигателе ВАЗ. Фото автора.
Вот на этих двух шпильках крепится бензонасос на "классическом" двигателе ВАЗ. Фото автора.

«От добра, добра не ищут!» – приходит запоздалая мысль, и я возвращаю на место старый насос. Он же работал. А новый, видимо, брак. Но, похоже, болезнь заразная – старый тоже перестал качать.

Ах, красавец... Но качать не стал. Фото автора
Ах, красавец... Но качать не стал. Фото автора

Снимаю тепловую проставку и обнаруживаю, что она сломана.

ВНИМАНИЕ! ВАЖНЕЙШИЙ СОВЕТ! НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВЫНУТЬ ТОЛКАТЕЛЬ ИЗ ТЕПЛОВОЙ ПРОСТАВКИ НА ДВИГАТЕЛЕ! Снимайте только все в сборе! Иначе, вынете толкатель, и отломившаяся часть проставки упадет в картер. Последствия, надеюсь, представляете… Лезть в картер… Впрочем, глядишь, так и двигатель понемногу переберете.

Купил новую проставку с толкателем и набором прокладок. (250 р) Плюс топливный шланг. Старый был уже плох...

Фото автора
Фото автора

На толкателе видно место, где его отрезали на токарном станке. Если увидите такое, не думайте, что это - конструктивная особенность. Обычное русское распи…ство. Сточил на заточном станке заподлицо.

Как всегда, наши запчасти надо дорабатывать напильником! Фото автора.
Как всегда, наши запчасти надо дорабатывать напильником! Фото автора.

Решил все-таки установить правильный вылет толкателя. Для этого надо как-то прокрутить вал двигателя, чтобы толкатель занял самое «глубокое» положение. Как крутить? Стартером – слишком лихо. Значит, за колесо. Поддомкратил машину, включил 2-ю и, уперев в шпильки крепления колеса монтировку, начал понемногу крутить. Тяжело! Надо было, наверное, 4-ю включить и свечи вывернуть, но ведь лень. Главное, что довольно трудно поймать правильное положение толкателя. Но вот, вроде, поймал. Приложил щуп – вылет в районе 1-го миллиметра. Правда, учитывая, что проставка с прокладками не прижата плотно к блоку двигателя, измерение носит весьма ориентировочный характер.

Так себе измерение... Фото автора
Так себе измерение... Фото автора

Прикрутил насос. Накинул шланги, покрутил стартером – не качает! Подумал, что даже русский мат не настолько богат, как хотелось бы… Снял насос, проставку с прокладками и увидел, что она сломана, а толкатель – согнулся. Вообще-то, он должен быть из высокоуглеродистой стали. Но похоже – из гвоздя. Как говорил поэт: «Гвозди бы делать из этих людей!..» И долбить по башке молотком. Это уже я от себя про тех кто толкатель делал.

Ну, точно из гвоздя. Или из го...на... Фото автора.
Ну, точно из гвоздя. Или из го...на... Фото автора.

Купил ДВЕ новых проставки с толкателями и прокладками (по 130 р. комплект в другом магазине). Подумал, что к такому количеству прокладок можно уже и новую «Ниву» если что прикупить.

Прокладок на 100 лет вперед припасено. Фото автора.
Прокладок на 100 лет вперед припасено. Фото автора.

Выяснилось, что все толкатели разной длины, а проставки разной толщины. Какой к какой???? Не удивлен, что тетрис придумали в России. Подбирать, что к чему подойдет – это про нас.

Нормально, да??? Вот она, стандартизация и взаимозаменяемость! Фото автора.
Нормально, да??? Вот она, стандартизация и взаимозаменяемость! Фото автора.
Вот толщина "родной" проставки и новой!
Вот толщина "родной" проставки и новой!

Сначала попытался сточить одну из проставок по толщине, но сдался через несколько минут. Нашел проставку на которой было что-то вроде маркировки. Не то, чтобы я очень уж доверял надписям… На сарае, сами знаете, что написано, а там – дрова. Но других, более научных критериев не было.

Думал, что обозначения, что-то означают. Ошибался... Фото автора
Думал, что обозначения, что-то означают. Ошибался... Фото автора

Короче, в очередной раз собрал узел. Включил стартер… О чудо! О волшебство отечественного автомобилестроения и запчстевыпускания! «Нива» запустилась.

Дал ей поработать минут 10 и решил, что надо бы глянуть, что там происходит?

Разобрал узел и со слезами на глазах увидел, что толкатель за 10 минут сточился так, как старый за 5 лет не смог. Два вывода. Во-первых, толкатель слишком упирается в вал двигателя и рычаг насоса. Не попал я в правильный вылет толкателя из тепловой проставки. А во-вторых, он сделан из говна. И оно - слишком мягкий материал для толкателя.

Толкатель через 10 минут работы. Фото автора.
Толкатель через 10 минут работы. Фото автора.

Взял СТАРЫЙ толкатель. Развернул его наоборот, отполировал ту часть, которая упирается в кулачок вала (может, это и излишне, но тут уже будешь на «воду дуть»), смазал моторным маслом (!) и стал устанавливать.

Устанавливал так. Поставил одну тонкую прокладку под тепловую проставку и три между ней и насосом. Надел шланг, идущий от бака, второй надевать не стал. Начал подтягивать гайки, и когда по ощущениям, они уже более-менее нормально подтянули насос к блоку, прокрутил стартером. Топливо из выходного патрубка насоса не пошло. Подтянул еще… В общем добился, что топливо пошло, еще чуть-чуть подтянул и на этом успокоился.

Дал машине поработать полчаса и снова разобрал узел. Нет границ пытливости ума российского автомобилиста!

Ура! Толкатель в порядке, проставка не сломана. По предыдущей методике поставил все обратно. Машина весело запустилась.

Конечно, многие мне скажут – а если вылет толкателя мал? Ведь тогда движок на максимальных оборотах будет захлебываться. Может, и так. Мне на «Ниве» 78-года рождения скорость особо не нужна. Конечно, теперь важно испытать её на ходу, да еще не плохо бы при нормальном пробеге. Я это сделаю и обязательно напишу.

Еще важная деталь! Имейте ввиду! Насос выбрасывает топливо, когда толкатель идет обратно. Это важно, потому что если у толкателя будет маленький вылет, он качать не будет, а если большой он и качать не будет, и будет гнуться, и ломаться, как та рябина из песни, и еще ломать тепловую проставку.

А еще я, как умная Маша, заказал в братском Китае электрический насос низкого давления. Говорят, они неплохо работают. Буду пробовать. Напишу обязательно.

Посмотрим, что лучше. Коллаж автора.
Посмотрим, что лучше. Коллаж автора.

Да, есть еще идея поставить обратный клапан на топливный шланг. Чтобы уже гарантировано топливо в бак не утекало. Если получится, напишу, помогает или нет. Или просто машину всегда ставить носом вниз? Тоже ведь вариант!

Дополняю! Вот здесь про установку электронасоса! Читайте тут.

Подписывайтесь на наш канал. Будет много интересного.

Авто
5,66 млн интересуются