Вот говорят, не трогай машину, и она тебя не подведет. А я нарушил это золотое правило и когда собрался на несколько дней в лес на своей «Ниве» 1978 года выпуска, зачем-то решил поменять бензонасос. Машина почти новая, а я – насос менять…
Хотя, повод был. Во-первых, сломалась пружина рычага ручной подкачки. Во-вторых, когда машина долго стояла, особенно с уклоном назад, насос с карбюратором обсыхали, и запуск становился сложным.
Честно говоря, подобную манипуляцию осуществлял не раз, и никаких сложностей не было. Требование, чтобы конец толкателя выступал за пределы тепловой проставки со всеми прокладками на 0.8-1.3 мм мне казалось несколько избыточным. Никогда не замерял, и все чудесно работало.
Новый насос – около 700 р. Ни о чем. Купил.
Итак, откручиваем ключом на 13 две гайки, осторожно снимаем старый насос и… видим, что все прокладки – в хлам! Ладно, прокладок накуплено с избытком. Ставлю, надеваю новый насос на шпильки (предварительно пришлось одну из них править, накрутив гайку и слегка постучав молотком – насос не налезал), прикручиваю, накидываю шланги и пытаюсь запустить машину. Стартер жужжит, мотор молчит. Сдергиваю шланг «насос-карбюратор», кручу стартером – топливо не идет.
«От добра, добра не ищут!» – приходит запоздалая мысль, и я возвращаю на место старый насос. Он же работал. А новый, видимо, брак. Но, похоже, болезнь заразная – старый тоже перестал качать.
Снимаю тепловую проставку и обнаруживаю, что она сломана.
ВНИМАНИЕ! ВАЖНЕЙШИЙ СОВЕТ! НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ВЫНУТЬ ТОЛКАТЕЛЬ ИЗ ТЕПЛОВОЙ ПРОСТАВКИ НА ДВИГАТЕЛЕ! Снимайте только все в сборе! Иначе, вынете толкатель, и отломившаяся часть проставки упадет в картер. Последствия, надеюсь, представляете… Лезть в картер… Впрочем, глядишь, так и двигатель понемногу переберете.
Купил новую проставку с толкателем и набором прокладок. (250 р) Плюс топливный шланг. Старый был уже плох...
На толкателе видно место, где его отрезали на токарном станке. Если увидите такое, не думайте, что это - конструктивная особенность. Обычное русское распи…ство. Сточил на заточном станке заподлицо.
Решил все-таки установить правильный вылет толкателя. Для этого надо как-то прокрутить вал двигателя, чтобы толкатель занял самое «глубокое» положение. Как крутить? Стартером – слишком лихо. Значит, за колесо. Поддомкратил машину, включил 2-ю и, уперев в шпильки крепления колеса монтировку, начал понемногу крутить. Тяжело! Надо было, наверное, 4-ю включить и свечи вывернуть, но ведь лень. Главное, что довольно трудно поймать правильное положение толкателя. Но вот, вроде, поймал. Приложил щуп – вылет в районе 1-го миллиметра. Правда, учитывая, что проставка с прокладками не прижата плотно к блоку двигателя, измерение носит весьма ориентировочный характер.
Прикрутил насос. Накинул шланги, покрутил стартером – не качает! Подумал, что даже русский мат не настолько богат, как хотелось бы… Снял насос, проставку с прокладками и увидел, что она сломана, а толкатель – согнулся. Вообще-то, он должен быть из высокоуглеродистой стали. Но похоже – из гвоздя. Как говорил поэт: «Гвозди бы делать из этих людей!..» И долбить по башке молотком. Это уже я от себя про тех кто толкатель делал.
Купил ДВЕ новых проставки с толкателями и прокладками (по 130 р. комплект в другом магазине). Подумал, что к такому количеству прокладок можно уже и новую «Ниву» если что прикупить.
Выяснилось, что все толкатели разной длины, а проставки разной толщины. Какой к какой???? Не удивлен, что тетрис придумали в России. Подбирать, что к чему подойдет – это про нас.
Сначала попытался сточить одну из проставок по толщине, но сдался через несколько минут. Нашел проставку на которой было что-то вроде маркировки. Не то, чтобы я очень уж доверял надписям… На сарае, сами знаете, что написано, а там – дрова. Но других, более научных критериев не было.
Короче, в очередной раз собрал узел. Включил стартер… О чудо! О волшебство отечественного автомобилестроения и запчстевыпускания! «Нива» запустилась.
Дал ей поработать минут 10 и решил, что надо бы глянуть, что там происходит?
Разобрал узел и со слезами на глазах увидел, что толкатель за 10 минут сточился так, как старый за 5 лет не смог. Два вывода. Во-первых, толкатель слишком упирается в вал двигателя и рычаг насоса. Не попал я в правильный вылет толкателя из тепловой проставки. А во-вторых, он сделан из говна. И оно - слишком мягкий материал для толкателя.
Взял СТАРЫЙ толкатель. Развернул его наоборот, отполировал ту часть, которая упирается в кулачок вала (может, это и излишне, но тут уже будешь на «воду дуть»), смазал моторным маслом (!) и стал устанавливать.
Устанавливал так. Поставил одну тонкую прокладку под тепловую проставку и три между ней и насосом. Надел шланг, идущий от бака, второй надевать не стал. Начал подтягивать гайки, и когда по ощущениям, они уже более-менее нормально подтянули насос к блоку, прокрутил стартером. Топливо из выходного патрубка насоса не пошло. Подтянул еще… В общем добился, что топливо пошло, еще чуть-чуть подтянул и на этом успокоился.
Дал машине поработать полчаса и снова разобрал узел. Нет границ пытливости ума российского автомобилиста!
Ура! Толкатель в порядке, проставка не сломана. По предыдущей методике поставил все обратно. Машина весело запустилась.
Конечно, многие мне скажут – а если вылет толкателя мал? Ведь тогда движок на максимальных оборотах будет захлебываться. Может, и так. Мне на «Ниве» 78-года рождения скорость особо не нужна. Конечно, теперь важно испытать её на ходу, да еще не плохо бы при нормальном пробеге. Я это сделаю и обязательно напишу.
Еще важная деталь! Имейте ввиду! Насос выбрасывает топливо, когда толкатель идет обратно. Это важно, потому что если у толкателя будет маленький вылет, он качать не будет, а если большой он и качать не будет, и будет гнуться, и ломаться, как та рябина из песни, и еще ломать тепловую проставку.
А еще я, как умная Маша, заказал в братском Китае электрический насос низкого давления. Говорят, они неплохо работают. Буду пробовать. Напишу обязательно.
Да, есть еще идея поставить обратный клапан на топливный шланг. Чтобы уже гарантировано топливо в бак не утекало. Если получится, напишу, помогает или нет. Или просто машину всегда ставить носом вниз? Тоже ведь вариант!