Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Туда-сюда в будущее. Золотой образец фантастики 2000-х.

("Эффект бабочки", The Butterfly Effect, 2004, США) Конечно, многие из вас это знаковое кино смотрели. А многие и не раз. Но если вдруг нет - то вот вам еще один наглядный фильм-пример, который можно, словно козырь, выбрасывать на стол перед всеми, кто заявляет, что, дескать, Голливуд беспросветно туп, бездуховен и вообще ничегошеньки не смыслит в Настоящем Кино.
Возможно, и вправду туп и не смыслит. Но не всегда. И уж точно не в этот раз. Да, по ходу развития техпрогресса в отдельно взятом Голливуде 21 века его конвейеры замолотили, считай, круглосуточно и без выходных. И выдали на-гора много бестолковой и яркой ниочемщины. Особенно в самом емком на спецэффекты жанре - фантастике.
Тем не менее надо признать, что высококлассная некосмическая фант. попса в этой груде пустышек и погремушек тоже попадается. И не так уж редко: "Трасса 60", "Исходный код", "Дежавю", "Вечное сияние чистого разума", "Грань будущего", "Ослепленный желаниями", "Шоу Трумэна", "Я, робот", "Суррогаты", "Петля вре

("Эффект бабочки", The Butterfly Effect, 2004, США)

Конечно, многие из вас это знаковое кино смотрели. А многие и не раз. Но если вдруг нет - то вот вам еще один наглядный фильм-пример, который можно, словно козырь, выбрасывать на стол перед всеми, кто заявляет, что, дескать, Голливуд беспросветно туп, бездуховен и вообще ничегошеньки не смыслит в Настоящем Кино.
Возможно, и вправду туп и не смыслит. Но не всегда. И уж точно не в этот раз.

И куда подевался Эштон Кутчер, восходящая, как казалось тогда, звезда 2000-х и нынешний муж Милы Кунис? Сыграл почти 10 лет Джобса в "Стиве Джобсе" и с тех пор как корова языком слизнула.
И куда подевался Эштон Кутчер, восходящая, как казалось тогда, звезда 2000-х и нынешний муж Милы Кунис? Сыграл почти 10 лет Джобса в "Стиве Джобсе" и с тех пор как корова языком слизнула.

Да, по ходу развития техпрогресса в отдельно взятом Голливуде 21 века его конвейеры замолотили, считай, круглосуточно и без выходных. И выдали на-гора много бестолковой и яркой ниочемщины. Особенно в самом емком на спецэффекты жанре - фантастике.
Тем не менее надо признать, что высококлассная некосмическая фант. попса в этой груде пустышек и погремушек тоже попадается. И не так уж редко:
"Трасса 60", "Исходный код", "Дежавю", "Вечное сияние чистого разума", "Грань будущего", "Ослепленный желаниями", "Шоу Трумэна", "Я, робот", "Суррогаты", "Петля времени", "Облачный атлас", "Начало", ну и первая "Матрица", разумеется, пусть она и вышла в 1999-м...
И это - далеко не полный список, что вспомнился на очень быструю вскидку.

"Эффект бабочки" Бресса и Грубера - один из самых интересных и, что тоже немаловажно, коммерчески успешных проектов из данного списка. Да еще и на не самую любимую большинством хрустителей попкорна тему: темпорально-психологическая фантастика. Со всеми ее закрученными петлями, вариациями реальности и парадоксами. Разве что тут отсутствует машина времени и взбалмошный чудак-профессор. Зато и накал страстей по-настоящему взрослый, даром что герои фильма - дети, подростки и вчерашние подростки, всё еще переживающие свои детские обиды и психотравмы.

В центре же истории - простой американский парень Эван и его друзья, чье детство было насыщено, мягко говоря, не самыми воодушевляющими событиями. Порой настолько чудовищными, что их очень хотелось бы забыть навсегда. А еще лучше - вернуться в прошлое и попытаться изменить.
И вот, о чудо - в недалеком будущем Эван вдруг обнаружил за собой талант шастать обратно в детство. Причем отнюдь не в фантазиях и воспоминаниях, а буквально - силой мыли сквозь пространство и время (не спрашивайте, как именно - долго объяснять). И, само собой, он сразу начал пытаться исправить в прошлом всё то, что ему хотелось бы. Так, как умел, и в меру своего не шибко богатого воображения.

- Ноора Лоухимо? Из группы Battle Beast? Неужели ты? - Во! Сразу видать, что чувака сюда из будущего 2010-х занесло!
- Ноора Лоухимо? Из группы Battle Beast? Неужели ты? - Во! Сразу видать, что чувака сюда из будущего 2010-х занесло!

Однако, как это повелось еще со времен Герберта Уэллса, чем больше ты коверкаешь прошлое с помощью мата, молотка и грубого напильника, тем непредсказуемее становится будущее, куда тебе предстоит возвращаться. И нет ни малейшей гарантии, что оно будет соответствовать твоим оптимистичным прогнозам.
Естественно, не избежал всех этих коварных подлянок фортуны и Эван. Да таких, что ему тотчас захотелось вновь сигануть в детство и все там "переизменить" - авось на сей раз да проканает. Ну а что еще ему остается делать, если талант "временно́го бумеранга" у Эвана продолжал функционировать, а идеальное будущее у него упорно не получалось?

По количеству показанной в "Эффекте бабочки", социально-криминально-бытовой чернухи он, пожалуй, утрёт нос даже нашим позднесоветским "Маленькой Вере", "Аварии - дочери мента", "Меня зовут Арлекино" и "Плюмбуму" вместе взятым. Финал же режиссерской версии картины - и вовсе что-то с чем-то! Жаль, не могу рассказать о нем здесь - слишком адский и жирный спойлер получился бы, - но если вы выберите его, "развидеть" не сможете уже до конца своих дней.

Жаль, но как это часто и бывает с сюжетно запутанной фантастикой, здесь тоже не обошлось без логических нестыковок.
К примеру, в ходе одного из детских хулиганств, что привело к трагедии, у Эвана случился провал в памяти. И он годами понятия не имел, что же в тот день стряслось, пока не вернулся в прошлое и не узнал. Но как возможно, что он об этом не знал, ведь инцидент бы очень громкий, о нем говорили в теленовостях и в эвановом городке эту трагедию наверняка вспоминали в будущем? Ну, допустим, друзья Эвана дали клятву никогда не заикаться о том жутком дне. Но сам-то он, ведомый любопытством, мог сходить в ту же библиотеку и покопаться в старых газетах.
Очень странно.
Ну и опять-таки насчет концовок. Оказывается, альтернативных финалов у "
Эффекта бабочки" сегодня аж четыре штуки, и какой из них вам может подвернуться, поди угадай. Впрочем, как я и сказал, самый удачный из них все же режиссерский. Поэтому именно его вам и порекомендую, ибо все прочие уже не столь эффектные.

- Не дождетесь! А вот не оглянусь я посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я!
- Не дождетесь! А вот не оглянусь я посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть, не оглянулся ли я!

***

В общем, несмотря на кое-какие авторские "недодумки", это всё равно очень мощная и эмоциональная картина. Фактически - классика жанра, что не оставит равнодушными ни поклонников фантастики, ни любого другого зрителя. Благо спасибо ее создателям - "въехать" в запутанный сюжет "Эффекта бабочки" не так уж сложно, как бы парадоксально это ни звучало.

Что же касательно двух его сиквелов 2006 и 2008 годов, то о них можно сразу начисто забыть. Оба они на порядок слабее оригинала и снимались другими, не столь талантливыми людьми исключительно на волне его коммерческого успеха. Да и посвящены уже другим героям, сыгранным безвестными актерами, которые и в подметки не годятся Эштону Кутчеру и харизматичной белобрысой обаяшке Эми Смарт.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):

Всем, кто желает угостить автора коньячком: